Хроника

Три дня из жизни «Кантеле»

Концерты ансамбля  вошли в олимпийскую культурную программу.

Как известно, наши спортсмены не участвовали в Сочинской олимпиаде, тем не менее о Карелии там услышали – благодаря культуре: свои талисманы передал олимпийцам музей-заповедник «Кижи», а концерты ансамбля «Кантеле» вошли в олимпийскую культурную программу. Как «Кантеле» попали в Сочи, рассказала на пресс-конференции его директор Лилия Степанова.

Участники пресс-конференции (слева направо): художественный руководитель ансамбля «Кантеле» Вячеслав Иванов, министр культуры РК Елена Богданова, директор ансамбля «Кантеле» Лилия Степанова
Участники пресс-конференции (слева направо): художественный руководитель ансамбля «Кантеле» Вячеслав Иванов, министр культуры РК Елена Богданова, директор ансамбля «Кантеле» Лилия Степанова

 

Как только стало известно, что оргкомитет Олимпиады объявил конкурсный отбор для творческих коллективов, «Кантеле» были в числе первых, подавших заявку. И потом не раз ансамбль напоминал о себе. Отбор прошли 135 коллективов, «Кантеле» оказалось в их числе. И хотя на основную Олимпиаду попасть не удалось, получили приглашение на паралимпийскую.

Три дня в начале марта, проведенные в Сочи, принесли столько впечатлений, что их хватит на долгие годы. Артистов потрясла организация спортивных соревнований, уровень спортивных сооружений, преобразившийся Сочи. И особенно та приподнятая эмоциональная атмосфера, которая царила на Паралимпийских играх.

На улицах олимпийского Сочи
На улицах олимпийского Сочи
Выступление в экспозиции регионов России – «Кантеле» представлял не только Карелию, но и Северо-Западный федеральный округ
Выступление в экспозиции регионов России – «Кантеле» представлял не только Карелию, но и Северо-Западный федеральный округ

Марина Устинова
Марина Устинова

Артистка ансамбля Марина Устинова рассказала, как коллективу удалось побывать на спортивных соревнованиях – встрече по хоккею между  сборными Италии и Швеции. Пока шли на стадион, обсуждали,  за какую команду будут болеть. Но когда оказались на трибунах и началась игра, поняли, что болеют здесь не за команды, а за игроков. И после каждой шайбы,  влетевшей в те или другие ворота, трибуны взрывались громом оваций, криками «Ура» и… «Вперед, Россия!».

Но главным стали, конечно, не впечатления о спортивных соревнованиях. Хотя и их было достаточно. Когда, например, смотришь соревнования по скоростному спуску или гигантскому слалому, и горнолыжник несется по трассе со скоростью, приближающейся к 200 километрам, а потом выясняется, что у него… нет ног, вместо них протезы, испытываешь и шок, и восхищение. И неважно, какое место занял здесь спортсмен (медали считали чиновники), само присутствие его на олимпиаде уже подвиг – и спортивный, и просто человеческий.

Руководители ряда регионов совместно с общественными организациями инвалидов дали им возможность побывать на олимпиаде в качестве зрителей. Среди них было немало детей и подростков – приехали с родителями. И как же горели у ребят глаза!

Участники культурной программы также получили благодарных и восторженных зрителей, подтвердивших, что народное искусство сегодня востребовано во всем мире. «Кантеле» выступало в Олимпийской деревне, на открытых площадках, завязывая новые контакты, получая приглашения приехать на гастроли. Пришлось выступить даже в роли официальных представителей своей республики, объясняя, например, 19-летнему студенту музыкального колледжа, какое отношение имеет Карелия к России. И почему карельские артисты попали на олимпиаду, ведь здесь выступают только российские исполнители?

Условием участия творческих коллективов в культурной программе стало финансирование регионом  поездки артистов. Министерство культуры Карелии изыскало необходимые средства. По возможности, естественно. Так что на приобретение железнодорожных или авиабилетов их просто не хватило. Пришлось добираться до Сочи трое суток в автобусе. Дорожные трудности не испугали, а когда возвращались, то, переполненные  полученными в Сочи эмоциями, их просто не замечали.

 

На Днях культуры северных регионов Карелии в Кеми ансамбль показал программу, посвященную народной культуре Заонежья, Пудожгорья и Поморья
На Днях культуры северных регионов Карелии в Кеми ансамбль показал программу, посвященную народной культуре Заонежья, Пудожгорья и Поморья

 

Вторая часть пресс-конференции, когда пошла речь о гастролях ансамбля уже по Карелии, была не столь благостной. 23-24 марта в Кеми  прошли Дни культуры северных районов. Министерство культуры профинансировало поездку и выступление «Кантеле» на этот празднике, концерт в переполненном зале, в котором, кроме жителей Кеми, присутствовали и участники праздника, прошел с большим успехом. Воспользовавшись случаем, ансамбль решил выступить с концертами в Калевале, в последний раз ансамбль был там 7 лет назад, и Медвежьегорске, где перерыв был всего на год меньше. В Калевале концерт все-таки состоялся, хотя зал был заполнен наполовину, зрители долго не отпускали со сцены участников ансамбля, приглашали приезжать почаще. А в Медвежьегорске концерт пришлось отменить – продали всего 30 билетов в зал на 450 мест. Стоимость билетов была более чем приемлема – 100-200 рублей.

Министр культуры Елена Богданова, принявшая участие в пресс-конференции, пообещала, что этот и другие подобные случаи (а они были и с другими коллективами) не останутся без внимания. Но, думаю,  дело не только в нерадивости местных чиновников.

Аналогичная ситуация сегодня складывается по России. На заседании Госсовета по культуре при Президенте РФ, которое состоялось в октябре минувшего года, Евгений Миронов говорил, что сегодня в России есть регионы, где люди по 20 и более лет не видели театров и сегодня даже не знают, что это такое.  Актер и театральный режиссер, он говорил о театрах, но можно это сказать и о других творческих коллективах. Люди в малых городках, а особенно в деревнях и поселках, просто отвыкают от театра, концертов.  А творческие коллективы не в силах осилить затраты на регулярную концертную деятельность, оплатить ее из своего кармана, тем более что расходы эти растут из года в год. И трудно не согласиться с Евгением Мироновым, который говорил, что «чувство единства культурного пространства у людей не воспитаешь декларациями и разовыми культурными акциями, особенно перед выборами». Тот же ансамбль «Кантеле» ежегодно готовит новые программы, дает в год более 400 концертов, но львиная часть их в Петрозаводске.

В справке, подготовленной к брифингу в правительстве  Карелии, нашла такие цифры: во время гастролей театров и концертных организаций по республике в 2013 году на их выступлениях побывало 14,9  тысячи человек. Я попробовала провести свои расчеты, какой же процент 14,9 тысяч посетителей концертов и спектаклей составляют от общего числа жителей республики. Оказалось, менее 0,5 процента. Если вычесть из числа жителей республики петрозаводчан, то процент несколько возрастет.

О проблемах гастрольной деятельности шла речь на коллегии Минкульта РФ. Министр пообещал, что в Год культуры сумма, выделяемая на эти цели, будет увеличена. Однако, вряд ли региональным коллективам что-нибудь достанется (да, и речь шла, если не ошибаюсь, о финансировании гастрольной деятельности прежде всего театров). В прошлом году из 28,8 млн. рублей 20,7 пришлось выложить бюджету республики. Хотя гастроли финансировались в рамках федеральной целевой программы «Культура России» (2012-2018 гг.)». Представители культуры настаивают: здесь нужна государственная политика. Об этом же говорили и участники Культурного форума Карелии, которым открылся Год культуры у нас в республике.

Вот на такие размышления навела пресс-конференция в ансамбле «Кантеле» – о событии, которое надолго останется не только в памяти участников олимпийской культурной программы, но в многолетней истории коллектива.

Фото автора и с сайта ансамбля «Кантеле»