Хроника

В ГВЗ открылась выставка художественного текстиля

Авторы показывают новые течения и новые произведения в этой области декоративно-прикладного искусства

Прошлым летом в Карелии прошел Эпический форум, в рамках которого художники-прикладники общались, учились друг у друга, уехали с желанием вернуться. Выставка «Колесо жизни» (Eloksen ratas) – совместный проект Государственного Российского Дома народного творчества, Центра национальных культур и народного творчества Республики Карелия и Гильдии мастеров декоративно- прикладного искусства РК, руководит которой Татьяна Ваян, в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России» (2012-2018 годы).

На вернисаже было весьма оживленно, выставки такого рода всегда привлекают внимание зрителей. Организаторы задумали «колесо жизни» прокатить по городу, через его старинные места,  проехать по современному городу и заглянуть в его будущее, поэтому экспозиция условно поделена на три части, где каждой соответствуют соотнесенные с темой произведения.

При входе в зал расположились художники со своими гончарными и берестяными изделиями, напоминал о прошлом прядильный старинный станок, традиционные костюмы из прошлой жизни, домотканые половички. Зал получился ярким и разнообразным. Причем не только благодаря гостям из разных городов России, показавшим и оригинальные костюмы, и роскошный горячий  батик. Хочется отметить карельских рукодельниц, чье творчество ничуть не уступает российским мастерам.

Прекрасное лоскутное панно «Мой Петрозаводск»  Жанны Свиридниковой, на котором изображены четыре символа Петрозаводска, среди которых кинотеатр «Сампо» и деревянная поликлиника, разрушенные и оставшиеся только  в фотографиях, произведениях искусства  да в памяти старожилов. Скромная, но эстетически безупречная  композиция из льна  «Исчезающий  город» Дарьи Березиной, включающая подушки и панно, сразу обратила на себя внимание.

Особенно хочу отметить текстильные шедевры  петрозаводчанки Анастасии Баландиной, безупречные по вкусу и всегда удивляющие, а также современные изысканные костюмы модельера Александры Левицкой. Казалось бы, что можно нового придумать, создавая половичок, но фантазия творит чудеса,  из рук мастериц выходят настоящие шедевры – по задумке, узору, цвету. Среди таких рукодельниц и Надежда Паюсова из Эссойлы.

Художник, педагог Галина Щербакова, которая 20 лет назад стояла у истоков отделения декоративно-прикладного искусства в Карельском колледже культуры  и искусств, сокрушается, что кроме художественной вышивки в колледже теперь  ничего не преподается. А ведь  мастера, способные обучать молодежь, еще не растеряли своих навыков, жива традиция преподавания мастерства народных промыслов.  Нынешняя ситуация уже в ближайшем будущем может привести к тому, что в Карелии  не будет собственных мастеров.

Есть в экспозиции  экспонаты, мимо которых захочешь да не пройдешь – коллективные работы московского клуба «Красный сарафан», руководитель Елена Воронова. Цикл городских композиций поражает воображение: это настоящая мозаика из ткани, множество оттенков, мелкий лоскут создают впечатление живописи. Искусная и очень трудоемкая работа.

К сожалению, на выставке есть несколько работ, которые зритель уже видел в прошлом году и хорошо запомнил, потому что вещи яркие, красивые, запоминающиеся. Вот и не знаю, хорошо ли это,  или лучше стоило повесить что-нибудь  новенькое.

Отдельно следует сказать о костюмах замечательного модельера Николая Терюхина, с  которым сразу после вернисажа состоялась творческая встреча. У него масса всяких регалий, он член Ассоциации русских художников в Париже, дважды лауреат гран-при Всероссийского фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох», участник фестиваля «Дни Российской моды в Европе» в Париже. Для русского уха слово Париж, особенно если оно связано с модой, звучит просто магически. Но не это заставило публику аплодировать, когда местные молодые дамы, будущие конкурсантки конкурса красоты среди замужних женщин, продемонстрировали новые платья от Николая Терюхина. Это было и в самом деле очень зрелищно. Те, кто придет на выставку, смогут увидеть его ярко-красные современные платья с элементами традиционного костюма. Эта коллекция так и называется – «Каргопольское щеголяньице».

В рамках выставки 25, 26, 27 апреля Ирина  Трофимова даст мастер-классы  по технологии художественного батика. Ирина заслуженный художник России, член Союза художников СССР, член-корреспондент Российской академии художеств, работает с текстилем в традиционной технике горячего батика – многослойной полихромной росписи с использованием расплавленного воска. Технику она изучила в Дели в спецшколе классического батика. Место проведения — Центр национальных культур и народного творчества (пл. Ленина 2)  Вход – по предварительной записи: тел. 78-33-79.

Жанна Свиридникова. Мой Петрозаводск
Жанна Свиридникова. Мой Петрозаводск
Дарья Березина. Исчезающий город
Дарья Березина. Исчезающий город
Анастасия Баландина.  Дорожка "Окна"
Анастасия Баландина. Дорожка «Окна»
Надежда Паюсова (Чална). Дорожка
Надежда Паюсова (Чална). Дорожка
Наталья Меренцева (Санкт-Петербург). Солнце
Наталья Меренцева (Санкт-Петербург). Солнце
Коллективная работа клуба "Красный сарафан" (Москва). На бледно-голубой эмали
Коллективная работа клуба «Красный сарафан» (Москва). На бледно-голубой эмали
Ирина Трофимова (Москва). Вне времени
Ирина Трофимова (Москва). Вне времени
Александра Левицкая Костюм из коллекциии "Озеро"
Александра Левицкая. Костюм из коллекции «Озеро»
Костюм Николая Терюхина (Архангельск) из серии "Каргопольское щеголяньице"
Костюм Николая Терюхина (Архангельск) из серии «Каргопольское щеголяньице»

Дефиле.Модели Николая Терюхина
Дефиле. Модели Николая Терюхина
Мастер-класс Никола Терюхина из Архангельска
Мастер-класс Никола Терюхина из Архангельска

Фото автора