Новости, Хроника

Колмогоровский проект: поиск и воспитание талантов

 
Ведущие ученые и учителя страны разработали Колмогоровский проект — концепцию развития способных учеников.

Легенды о советских физматшколах живы до сих пор. Через 50 лет после возникновения первой такой школы ведущие ученые и учителя разработали Колмогоровский проект — концепцию развития учеников способных к математике, информатике, естественным наукам. По итогам Госсовета, обсудившего в апреле прошлого года проблемы образования, Президент Д. Медведев дал поручения соответствующим министерствам и ведомствам, одно из них — об этом проекте. Но воз и ныне там. Почему? Об этом в интервью "Новой газете" рассказывает член-корреспондент Российской академии образования Александр АБРАМОВ. Он поясняет суть Колмогоровского проекта:

"В его основу положено несколько принципов, которых придерживался Андрей Николаевич Колмогоров еще при зарождении ФМШ. Первый принцип: таланты по территории страны распределены равномерно, независимо от места жительства и социального происхождения. Это подтверждает и судьба Ломоносова, и многие другие примеры. Следовательно, система их поиска, отбора, воспитания тоже должна равномерно распределяться по территории России, давая равные возможности всем.

Второй принцип: ставка на лидеров. Речь и о людях, и о структурах. То есть проект должен начинаться не с чистого листа, а с уже накопленного опыта. Его стартовой базой могли бы стать уже действующие школы при ведущих университетах, гельфандовская заочная школа; столичный центр непрерывного математического образования, которому столько сил до последних своих дней отдавал академик В. Арнольд; алферовский научно-образовательный центр и 239-я школа в Петербурге; 2-я, 57-я школы Москвы. Из этих ядер кристаллизации начнется рост системы, в том числе в самых дальних, самых глубинных местах.

И третий принцип — сетевой. Вот он как раз новый по отношению к традициям. Проект должен представить не просто совокупное множество отдельных точек, но опирающуюся на современные информационные технологии неразрывную сеть, связывающую опорные обучающие и методические центры в единое целое.

Каркас проекта — опыт восьми опорных школ, по одной в каждом федеральном округе, плюс федеральный методический центр для распространения их опыта.

Непременное условие, без которого подобные проекты неосуществимы, — уважение к таланту и ученика, и учителя, уважение к науке, чем мы не можем похвастаться в последние 20 лет, если говорить о деле, а не только о широковещательных декларациях". 

Александр Абрамов говорит и том, что "Колмогоровский проект – это совершенно неизбежное средство защиты от непрофессионализма, от неграмотно проводимой образовательной реформы. Но это, конечно, не отменяет проблемы массовой школы. И если мы в рамках проекта подготовим несколько десятков тысяч высококвалифицированных, творчески работающих учителей, то они могут стать центром кристаллизации и при подготовке педагогов для массовой школы".

Рекомендуем прочитать эту публикацию, на которую обратил наше внимание один из читателей, всем, кого волнует поиск выхода из той печальной ситуации, в которой оказалось наше образование.