Хроника

Профессия учителя пользуется уважением в обществе

По данным опроса Фонда общественного мнения, об этом заявили 54 процента респондентов из 43 регионов страны.

Фото Марии ГолубевойУдовлетворенность выбором профессии учителя, оптимистичный взгляд на ее будущее, убежденность в необходимости не только давать знания школьникам, но и воспитывать их — таковы основные выводы первого социологического флешмоба “Российский учитель: 5 вопросов о жизни и профессии”  и опроса Фонда общественного мнения “Учитель: престиж профессии и необходимые качества”.

Флешмоб проводился российской исследовательской группой ЦИРКОН при поддержке фонда “Национальные ресурсы образования”. Исследование, основанное на анкетировании, проходило в канун международного Дня учителя и было призвано выяснить мнения учителей средних общеобразовательных школ о самих себе, своем месте в обществе и собственной социальной роли, а также — привлечь внимание широкой общественности к важным вопросам будущего школьного образования в России. В нем приняли участие 351 респондент из 47 регионов.

Как оказалось, почти треть респондентов стали учителями по призванию, мечтая о профессии с детства.  Седьмая часть опрошенных выбрали профессию педагога под влиянием личного примера своих учителей. У каждого пятого респондента выбор профессии был обусловлен случайными факторами — непоступлением на другую специальность, отсутствием возможности работы по специальности и другими. Каждый десятый участник опроса оказался продолжателем семейной учительской династии. И лишь незначительная часть анкетированных (1 процент) призналась, что решили стать учителем из соображений дополнительного заработка.

Большинство всех опрошенных педагогов удовлетворены выбором своей профессии (55 процентов). Интересно, что мысли сменить профессию посещали практически почти половину респондентов, при  этом учителя называли причины возникновения таких мыслей: низкая оплата труда, развившийся бюрократизм в профессии, неудовлетворительное отношение со стороны учеников и родителей.

Значительная часть опрошенных учителей видят свою педагогическую миссию в том, чтобы воспитывать детей, развивать их личностные качества. Немногим более половины считают, что учитель должен выполнять утилитарную роль и предпочитают не “лезть в личную жизнь ребенка”, а  передавать ему свои предметные умения и навыки. При этом примерно треть респондентов высказывают уверенность, что учитель должен любить детей, быть ответственным, постоянно учиться и быть примером во всем.

Эти данные подтверждаются опросом, проведенным Фондом общественного мнения в международный День учителя среди 1 500 россиян из 43 регионов: 73 процента опрошенных считают, что учителя должны не только давать знания, но и воспитывать. При этом основным качеством учителя называется образованность и профессионализм (36 процентов). Уверенность в том, что учителя оказывают значительное влияние на взгляды школьников, высказали, по данным опроса ФОМ, 45 процентов. В  то же время, учителю следует избегать дружеских, неформальных отношений со своими воспитанниками, сохранять “дистанцию”, считает большинство респондентов.

Оказалось, что учителя в основе своей оптимисты по натуре: немногим менее половины (42 процента), по данным флешмоба, уверены, что их профессия будет жива всегда, невзирая на “технологические и прочие трансформации”. Явных пессимистов, предрекающих профессии поглощение интернетом и не видящих будущего для нее, в два раза меньше (18 процентов). Примерно столько же осознают как позитивную, так и негативную стороны влияния информационных технологий на образование, и считают, что функция учителя в связи с этим усложняется: учитель должен научиться “конкурировать” с интернетом, уметь завлечь и заинтересовать учеников.

Интересно, что по данным Фонда общественного мнения, большинство опрошенных россиян считают современных учителей прогрессивными и современными людьми. Примерно одинаковое количество респондентов оценивают труд учителей на оценку “удовлетворительно” (37 процентов) и “хорошо” (31 процент). Так же равно оценивается выполнение обязанностей учителями на оценку “отлично” и “плохо” (6 и 7 процентов соответственно). Как следует их этого же исследования, профессия учителя пользуется уважением в обществе — об этом заявили 54 процента респондентов. В обратном уверена меньшая часть россиян — 37 процентов.

В то же время, по результатам социологического опроса ЦИРКОН, сами учителя думают на этот счет несколько иначе: как оказалось, у них нет единого мнения о статусе своей профессии в современном российском обществе.  Примерно равное количество опрошенных учителей ставят профессию на полярные точки социологической лестницы — 21 процент на нижние ступеньки и чуть меньше (19 процентов) на верхние. На средние ступеньки социологической лестницы определили профессию педагога большинство опрошенных. Как объясняет рабочая группа по анализу “открытых” вопросов исследования ЦИРКОН, такое полярное представление статуса профессии зависит от разных причин — региона, возраста респондентов, заработной платы, а потому требует дополнительного анализа.

Тем не менее третья часть участников флешмоба готовы обратиться с письмом к министру образования с предложением улучшения социальной защиты учителей: повышения заработной платы, улучшения условий труда, решении жилищных проблем. Примерно четверть опрошенных обратили бы внимание министра на низкое качество учебников и разнобой в программах. Заострили бы внимание министра на работе его ведомства 29 процентов респондентов: учителя оценивают работу министерства как неудовлетворительную, считая проводимые реформы образования неадекватными и несистемными. В то же время, как показало исследование, учителя не являются противниками реформ в принципе.

Источник: сайт Педсовет.org

Фото Марии Голубевой