Хроника

Станет ли Карелия локомотивом модернизации образования?

 

С комплимента нашей республике начал брифинг в правительстве РК гость из Москвы Александр Адамский. У Карелии, сказал он, миссия стать локомотивом модернизации образования в России. Ладно, если это лишь реверанс в адрес хозяев. Не хочется думать, что республике уготована участь стать полигоном для обкатки идей, родившихся в столичных умах.

skatanandoff.jpgАлександр Адамский, выделявшийся среди сдержанно одетых карельских чиновников франтоватой бабочкой, – ректор Института проблем образовательной политики «Эврика», выбранного координатором реализации проекта в России. Брифинг предварял двухдневный семинар в Петрозаводске по общественному обсуждению проекта, собравший около 200 специалистов.

Как известно, Карелия только что стала одним из 10 регионов, победивших в конкурсе комплексных проектов по модернизации образования. Это даст около 150 миллионов из федерального бюджета в ближайшие два года. Как заметил  Глава РК Сергей Катанандов, не такие уж и большие деньги: республика тратит на образование миллиарды. Сейчас трудно сказать, сколько придется вложить самой Карелии в проект. Глава констатировал: «Никто еще не считал».

Уже 21 регион находятся на пути модернизации, на который только вступает Карелия. Ключевые ее направления – новая оплата труда, нормативно-подушевое финансирование и впервые – система повышения квалификации учителей. Александр Адамский  сообщил, что некоторые регионы уже сильно продвинулись.  Например, в Краснодарском крае учителя уроков дают меньше, а получают больше – на 80 процентов. Ключевая проблема, предупреждает Адамский, – готовность гражданских институтов определять качество образования. Возрастает роль школьных и региональных общественных советов, которые, к слову, еще не везде в Карелии созданы.

На мой вопрос о роли профсоюзов в этом проекте Адамский ответил:

– У нас самое тесное взаимодействие, в нашу группу входит секретарь ЦК профсоюза работников образования Лившиц. Новая оплата труда подразумевает и новый коллективный договор, заключить который без профсоюзов невозможно. А в Тамбовской области профсоюз вообще стал автором новой региональной системы оплаты труда. Но есть и трудности в нашем взаимодействии с профсоюзами: новая система поощряет лучших, а не всех.

Не могла не спросить гостя о том, будет ли наконец выработана новая модель отчетности, не требующая от учителя и управленца заполнения такого количества бумаг.

– В нашем проекте такая модель отчетности существует, – сказал Адамский. – Но бумажный вал – проблема не администрирования, а перехода на цифру.

Так видится из Москвы. Однако есть множество примеров именно администрирования, когда у педагогов бессчетное количество раз запрашиваются сведения на детей, родителей, полные и неполные семьи, о доходе семьи, увлечениях ребенка и т.п.

Сергей Катанандов отметил особенность Карелии: две трети школ – сельские, обучаются в них лишь 20 процентов детей.

– Придется нам вычленять проблему сельских школ и обществу думать, как их сохранить. У ребят в этих школах тоже должны быть шансы на хорошее образование.
Министр образования Карелии Александр Селянин назвал два субъекта республики, которые по собственному согласию начнут модернизацию образования. Это Костомукша и Медвежьегорский район.

На снимке: Сергей Катанандов (слева) и Александр Адамский

Фото пресс-службы Правительства РК