Хроника

Без права на гнев

 

«Учителя! Мы не имеем права обижаться и гневаться на детей! Их подчас безобразное поведение спровоцировано тем, что есть в семье и обществе». Такой призыв прозвучал с трибуны VI Региональной педагогической научно-практической конференции «Ушаковские чтения».

Конференция прошла 24 марта в школе № 4 Петрозаводска. Автор призыва не гневаться на детей – Маргарита Григорьевна Белова, методист кабинета русской словесности Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Ее доклад «Мысль семейная» в русской литературе» дал пищу для размышлений не только филологам, но и всем  неравнодушным к воспитанию детей.

Тема конференции была определена как «Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в условиях новых образовательных стандартов». Всех интересовало, как же учителям выйти из ситуации, когда все подчинено диктату практической пользы, а обучение и воспитание подменяются образовательными услугами. Маргарита Григорьевна на примере темы семьи в русской литературе показала, как, используя программные произведения, помочь детям осознать ценность семьи, целомудрия, добрых взаимоотношений, уважения друг к другу. Талантливый педагог увидит воспитательный потенциал в любом материале, будь то русский фольклор или… «Гарри Поттер».

– А что вы удивляетесь? – спросила М.Г. Белова. – Современному ребенку нельзя говорить: «Деточка, закрой глазки!» Надо вместе с учениками читать то, что им нравится, но надо и руководить этим чтением, чтобы дети делали правильные выводы. Анализируя «Гарри Поттера», книгу весьма интересную,  мы приходим к тому, что интересно – это не всегда хорошо, талант может быть использован не во благо. Ведь это произведение оккультное, в нем размыты понятия добра и зла. Кроме того, там проводится мысль, что зло можно победить злом. В конце занятия школьники уже другими глазами смотрят на эту книгу.

Оказывается, даже отечественная эстрада может стать поводом для размышления. Когда школьники изучают русскую любовную лирику, им предлагают сравнить произведения XIX века и современные шлягеры.

– Только надо обязательно записывать слова песен. Когда дети регистрируют их на бумаге, они открывают для себя их бессмыслицу, – уточнила Маргарита Григорьевна.
В конференции участвовали Л.А. Немчикова, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, С.К. Хохлов, консультант Министерства по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями РК, иерей Геннадий Кузькин, настоятель храма во имя Рождества Иоанна Предтечи поселка Шуя Прионежского района РК, а также педагоги-практики, преподаватели вузов, общественные деятели.
После конференции был семинар для учителей-филологов, посвященный проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. Его провела М. Г. Белова.

В резолюции конференции отмечена важность духовно-нравственного воспитания обучающихся на отечественных традициях. Конференция «Ушаковские чтения» решила:

1. Поддержать решение Калужской (декабрь 2007 года) конференции по введению с сентября 2009 года (по желанию родителей) предмета «Основы православной культуры» в рамках новой образовательной области «Духовно-нравственная культура».

2. Просить Карельский государственный педагогический университет и Петрозаводский педагогический колледж организовать с сентября 2008 года на факультативной основе подготовку из числа студентов преподавателей курса «Основы православной культуры».

3. Поддержать инициативу родительской общественности г. Петрозаводска и обратиться в Управление образования г. Петрозаводска для утверждения «Концепции школы № 4 с этнокультурным (русским) компонентом образования».

4. Рекомендовать педагогам и воспитателям государственных и муниципальных образовательных учреждений:

– использовать отечественный опыт воспитания детей, опираясь на родную классическую и народную литературу, на святоотеческие источники;

– поддерживать у детей любовь к русскому языку, стремление к сохранению классического литературного русского языка.

Понятно, что многое зависит не от стандартов образования, не от конференций, не от чиновников, а от конкретного учителя, ежедневно входящего в класс, от его ценностных ориентиров и духовного состояния.

Действительно, за словом «учитель» стоит образ человека, от которого во многом зависит жизнеустроение другого человека или целой группы людей. В нем аккумулируются некие жизнеопределяющие нравственные принципы и понятия, духовные, психофизиологические, социальные, профессиональные. От того, носителем каких нравственных принципов и убеждений является учитель, от его ответственности и профессионализма зависит зачастую судьба не только одного человека, но и целых народов, государств и цивилизаций. Не зря сейчас появился такой лозунг: «Педагогика – наука будущего». Не экономика, заметим, и не политика.