Новости, Хроника

Как защитить детей от жестокого обращения?

Межрегиональная научно-практическая конференция  в Петрозаводске собрала 135 участников из Карелии, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Мурманска и Мурманской области.

Конференция в Петрозаводске по жестокому обращению с детьми

Конференция «Первичная профилактика жестокого обращения и позитивная социализация ребенка  в условиях современной системы образования» проводилась в рамках международного проекта «Поддержка становления системы ранней профилактики для детей России 2014-2015».

Детский хирург, профессор Игорь Григович
Детский хирург, профессор Игорь Григович

Доклад заслуженного врача России и Карелии, доктора медицинских наук, профессора, завкафедрой психиатрии и детской хирургии ПетрГУ Игоря Николаевича Григовича о серьезнейшей проблеме медико-социального характера — синдроме жестокого обращения с ребенком — никого не оставил равнодушным. Он обратил внимание на ответственность педагогов, психологов и социальных работников образовательных учреждений за профилактику насилия в отношении детей. 80% детских врачей в Карелии встречались с синдромом жестокого обращения.

 

Старший преподаватель кафедры неврологии и психиатрии ПетрГУ  Екатерина Николаевна Базарова обратила внимание, что профилактикой насилия в отношении детей нужно заниматься уже тогда, когда мать еще только вынашивает беременность. Курение, употребление психоактивных веществ также являются насилием над еще неродившимся ребенком. Она остановилась на чувствах стыда и вины, к которым часто прибегают взрослые, воспитывая детей. Такой подход ведет к снижению  самооценки, низкой мотивации к учебе, часто приводит к изоляции ученика от коллектива, к внутренней и внешней агрессии.  Чрезмерное чувство стыда порождает отрицание вины и бесстыдство, а еще может приводить к ярости и агрессивным действиям, потере контакта с окружающими. Хорошо, чтобы педагоги увлекали детей учебой, а не наказывали за невыполненные задания двойками. Школе важно сделать детей «голодными» к новым знаниям. Это совсем другая мотивация, которая не наносит урон психике ученика и дает долгосрочные плоды.

На вопрос из зала о том, можно ли вмешиваться в ситуацию, если не поступает запроса от родителей ребенка, Екатерина Николаевна ответила: «Вы обязаны вмешаться, если видите, что ситуация для ребенка неблагоприятная и угрожает его благополучию».

Участников конференции впечатлило выступление доктора психологических наук, профессора, завкафедрой психологии ПетрГУ Нины Юрьевны Скороходовой о психологической безопасности образовательной среды. Последствиями нарушения психологической безопасности личности ученика могут стать выученная беспомощность, ощущение бесполезности усилий, отчуждение от деятельности, подавленность, страх, тревожность, потеря самоуважения, недоверие к людям, потеря критичности, конфликтность. Нина Юрьевна акцентировала внимание педагогов на том, что педагогическая власть используется минимально, если ученик мотивирован, умеет работать и сотрудничать. Внешнее стимулирование и контроль вызывают пассивность ученика. Социальное сравнение и негативные оценки вызывают снижение самооценки ученика. Учителю необходимо делать ставку на личную позитивную власть, лидерский потенциал, власть поощрения, договариваясь с учениками, убеждая, поддерживая их, активно используя смену видов деятельности, юмор. Хотелось бы, чтобы наши педагоги помнили, что у «любимых учителей» преобладает позитивная личная власть. Школа должна привить правила, соблюдаемые в обществе и подготовить к самостоятельной жизни и умению применять знания на благо общества.

 

Конференция в Петрозаводске стала возможной благодаря российско-норвежскому проекту, направленному на поддержку профилактической работы с детьми и родителями, одним из инструментов которой является одобренная Всемирной Организацией Здравоохранения  профилактическая программа «Друзья Зиппи».   В декабре 2015 года исполнится пять лет с тех пор, как данная программа стала доступна для российских детей.  Кэролайн Эгар, отвечающая за реализацию программы «Друзья Зиппи» в мире, приветствуя по видеомосту из Лондона российских участников программы, говорила о том, что программа помогла уже более чем миллиону детей  из 31-й страны мира, показывая детям и взрослым стратегии решения проблем, которые позволяют изменить ситуацию к лучшему, не прибегая к насилию.  «Программа не изменит мир, но может способствовать изменению отношений в семье, создать благоприятную среду для ребенка дома и в школе». Она способна разорвать цепь насилия, когда дети, которых били родители, вырастая, начинают физически наказывать собственных детей. Благодаря программе «Друзья Зиппи» дети получают более счастливое детство.

 

Благодаря проекту и участию Карельского регионального института управления, экономики и права ПетрГУ, Ленинградского областного института развития образования, Московского городского психолого-педагогического университета, в 2014/2015 учебном году в ходе проекта 82 специалиста Республики Карелия, Мурманска, Мурманской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Москвы   прошли обучение по программе повышения квалификации «Развитие социальных компетенций старших дошкольников и младших школьников средствами международной программы «Друзья Зиппи».  Всего за неполные 5 лет, начиная с декабря 2011 года, получили право работать по программе «Друзья Зиппи» с детьми 170 педагогов 76 образовательных организаций Карелии, Москвы, Мурманска, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. За 5 лет в России более 4 тысяч детей получили навыки, которые они смогут использовать на протяжении всей жизни, выбирая эффективные стратегии для преодоления трудностей и защиты своих прав вместо неэффективных (употребление психоактивных веществ, причинение вреда себе или другому).

В своем выступлении координатор программы «Друзья Зиппи» в России Илона Кошелева сообщила также о факторах, определяющих успех программы «Друзья Зиппи» в нашей стране, среди которых высокий профессионализм и мотивация российских педагогов, полное методическое обеспечение педагогов для работы с детьми, нехватка/отсутствие альтернативных профилактических программ для данной возрастной группы.

О  результатах оценки эффективности программы «Друзья Зиппи» рассказал в своем выступлении  заведующий лабораторией психолого-педагогических проблем и здоровьесбережения ПетрГУ Вадим Колесников.

Во второй части конференции опытом реализации программы «Друзья Зиппи» поделились педагоги образовательных организаций Москвы, Ленинградской области, Мурманска и Мурманской области, Республики Карелия. Выступающие отметили позитивные результаты программы для детей: лучшую подготовленность к школе, умение разрешать конфликтные ситуации, академические успехи школьников,  развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми, снижение числа случаев агрессивного поведения среди детей. Педагоги отмечали важность организации работы в рамках профилактической программы не только с детьми, но и с родителями. Проведение общих собраний, анкетирование родителей и индивидуальные консультации помогли многим детям найти большее внимание родителей, проводить с ними больше времени.

Конференция в Петрозаводске по жестокму обращению с детьми

Источник: АНО «Содействие»