Новости, Хроника

Учёный совет матфака ПетрГУ требует незамедлительно отменить базовый ЕГЭ по математике

Вчера совет принял открытое обращение к президенту Российской Федерации В.В. Путину.


ПетрГУ_75
Петрозаводский государственный университет. Фото Марии Голубевой

Специалисты предлагают конкретные меры, чтобы «мягко выйти из сложившейся ситуации, которая грозит быстрым уничтожением массового среднего математического образования и превращением математики в предмет для избранных»: право выпускной аттестации по математике полностью передать школе и проводить её по оценкам текущей успеваемости, базовый ЕГЭ отменить, а профильный ЕГЭ по математике оставить в качестве добровольного вступительного экзамена.

Напомним, что 18 февраля этого года отмену базового ЕГЭ по математике единогласно поддержали депутаты Законодательного Собрания Карелии.

 

Полный текст обращения Ученого совета факультета математики и информационных технологий Петрозаводского государственного университета:

«Уважаемый Владимир Владимирович! Осенью 2014 года мы обращались к Вам с предложением отказаться от использования ЕГЭ для выпускной аттестации школьников ввиду его крайне низкого зачетного уровня, оказывающего отрицательное воздействие на качество обучения. Обращение было перенаправлено в Министерство образования и науки, и оттуда пришел ответ с обещанием учесть наши предложения.

Однако в 2015 году был введен аттестационный базовый ЕГЭ по математике в дополнение к прежнему единому экзамену, который перестал быть обязательным и является теперь профильным вступительным ЕГЭ. Зачетный порог базового ЕГЭ не выходит за пределы 5 класса. Этот экзамен предлагали с целью аттестации «гуманитариев», тех школьников, которым математика не нужна для поступления в вуз, и которые своим пренебрежительным отношением к предмету снижали средний балл ЕГЭ. Но фактически был установлен выпускной образовательный стандарт на уровне абсолютной двойки для всех, что привело к обвальной деградации математического образования.

Если государство на выходе из средней школы требует показать знания, которыми ученик обладает на входе, учить математику становится не обязательно. Уже в первый год действия новой системы доля школьников, сдававших базовый ЕГЭ, составила 60%. Это выпускники, которые выбрали для себя вариант получения аттестата на самом примитивном уровне. Значительная часть учителей с облегчением избавилась от необходимости готовить всех к прежнему обязательному сложному ЕГЭ и перешла на «базовый уровень». Как следствие, количество школьников, набравших высокие баллы по профильной математике, упало за один этот год более чем на 20% (хотя Рособрнадзор путем манипуляций с пересчетом баллов и прямых подтасовок пытался показать «рост»).

В 2016 году на базовый экзамен записались уже около 90% будущих выпускников. Доля тех, кто уверен в своих способностях пройти аттестацию на профильном уровне, уменьшилась почти в 4 раза! Эта статистика отражает самооценку учащимися своих математических знаний и свидетельствует о крайне негативных процессах, идущих в школе. Стала нормой ситуация, когда ученикам объявляют, что на уроках их будут готовить только к базовому экзамену, а профильный — «ваше личное дело». В результате резко сократилось число тех, кто собирается сдавать вступительный ЕГЭ. Тем самым подрывается основа для подготовки инженерно-технических кадров.

Бездумное решение о введении базового ЕГЭ на глазах обретает черты преступления против государства. Сложилась ситуация, которая требует вмешательства высших органов власти.

Базовый ЕГЭ по математике следует НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ОТМЕНИТЬ.

Право выпускной аттестации по математике полностью передать школе и проводить её по оценкам текущей успеваемости. Любой уважающий себя учитель предъявит к ученикам более высокие требования, нежели нынешний государственный базовый ЕГЭ.

Профильный ЕГЭ по математике оставить в качестве добровольного вступительного экзамена.

Предлагаемые меры позволят мягко выйти из сложившейся ситуации, которая грозит быстрым уничтожением массового среднего математического образования и превращением математики в предмет для избранных. А это, в свою очередь, несет прямую угрозу безопасности Российской Федерации.

Опыт с базовым экзаменом по математике ясно показывает бесперспективность проведения выпускной аттестации в форме ЕГЭ и ставит вопрос о безотлагательном восстановлении традиционных школьных выпускных экзаменов.

Председатель Совета: А.Г. Варфоломеев

Ученый секретарь: Т. Г. Суровцова

2 марта 2016 года, протокол № 7″.