Хроника

Школьные сайты остановят бумажный вал?

Министерство образования и науки РФ направило в регионы официальное письмо о недопустимости запрашивать у школы информацию в бумажном виде, если она уже размещена на школьном сайте в Интернете.

mayak.sbor.net
На заседании нового Общественного совета при Минобрнауки министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил:

— Мы с коллегами ездили по регионам и везде учителя жаловались на огромный объем часто никому не нужных бумаг, которые приходится заполнять, — сказал министр. — Мы хотим изменить эту ситуацию, этот вал бумаг должен быть сокращен, причем в несколько раз.

Евгений Ямбург, директор столичного центра образования № 109, сказал, что от учителей и директоров школ очень часто требуют предоставить ту информацию, которая уже размещена на школьных сайтах.

— Почему сотрудники роно, от которых, как правило, приходят требования об отчетах, не заходят туда и не берут уже готовую информацию, мне непонятно. Иногда этим же грешат и различные методические кабинеты: вместо того, чтобы разрабатывать методики образования, обучать учителей, они помогают местным управлениям образованием собирать бумажки. Большинство отчетов бесконечно дублируют друг друга, — констатировал Евгений Ямбург.

Полный текст письма Минобрнауки:

“Минобрнауки России провело репрезентативный опрос 30 школ по проблеме излишнего администрирования. Тенденция ежегодно возрастающего количества различных запросов в адрес общеобразовательных учреждений от вышестоящих и сторонних органов и организаций подтвердилась.

Результаты опроса показали, что основной объём запросов информации (80%), поступающих в школы, составляют запросы органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им организаций:

разовые запросы, часто дублирующие статистическую отчётность, на представление количественной информации;

дублирующие запросы информации в рамках федеральных мониторингов;

запросы-отчёты о проведении отдельных воспитательных, спортивных и других школьных мероприятий;

неправомерные запросы по реализации основных общеобразовательных программ, включая результаты текущего, промежуточного контроля и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, дублирующие контрольно-надзорные функции.

Оставшиеся 20 % – это необоснованные и дублирующие запросы иных органов и организаций.

Таким образом, основная и порой излишняя нагрузка на школу по подготовке различной отчётности исходит из самой системы образования.

С целью её сокращения Минобрнауки России со своей стороны приняло план действий по снижению бюрократизации в своей деятельности, реализация которого позволит:

сократить число запросов в адрес региональных, муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений;

ввести в эксплуатацию единую автоматизированную систему мониторинга образования;

осуществить переход на оказание государственных услуг в электронном виде.

Органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и подведомственным им организациям рекомендовано (письмо от 12.09.2012 № ДЛ-150/08):

не запрашивать информацию от общеобразовательного учреждений о её деятельности, а самостоятельно получать её из официального школьного сайта в сети «Интернет»;

обеспечить переход общеобразовательных учреждений на систему ведения журналов успеваемости в электронном виде;
неукоснительно руководствоваться установленным законодательством в части организации и проведения плановых проверок общеобразовательных учреждений;

проводить плановые проверки общеобразовательных учреждений один раз в год во время приёмки школ к новому учебному году.

Самим общеобразовательным учреждениям рекомендовано:

размещать информацию по широкому спектру своей деятельности на официальном школьном сайте в сети «Интернет»;

обеспечить в случае необходимости передачу информации в различные органы и организации строго через своего учредителя;

перенаправлять неправомерные запросы от различных органов и организаций в адрес своего учредителя;

осуществлять сбор информации о результатах качества работы учителей в рамках введения новой системы оплаты труда не более 1 раза в полугодие.”

Так что многим школам придется работать над развитием и наполнением своих сайтов, а не над отчетами. Какая работа окажется более простой? Не придется ли трудиться на два фронта?