Хроника

Стандарт для дошколят

Новый стандарт образования для дошколят введут в пилотном режиме уже с 1 сентября.

В скором времени новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) появится и у дошкольного образования. Чем будет отличаться новый ФГОС от действующего и как с его помощью планируется организовать работу с детьми, нуждающимися в особом подходе, обсудили сегодня на круглом столе в РИА Новости.

— Стандарт дошкольного образования станет стандартом особого типа, он нацелен на поддержку разнообразия детства. Такой характеристики не было никогда, – отметил руководитель рабочей группы по разработке проекта ФГОС дошкольного образования Александр Асмолов.

Предполагается, что новый стандарт будет решать ряд сложнейших проблем, которые касаются не только системы образования, но и современного общества в целом.

— Проблема социального неравенства сегодня не ослабевает. По мере возможности с помощью нового стандарта надо решить в этих условиях вопрос доступа к дошкольному образованию, особенно для детей из незащищенных социальных слоев. Кроме того, стандарт и все сопутствующие ему документы должны найти способ привлечь бизнес-структуры к организации дошкольного образования. Кроме того, стандарт поможет повысить педагогическую грамотность самой семьи, которая, конечно, сегодня далека от идеала, – считает директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин.

На новый стандарт возложена еще и другая большая задача. Сегодня формируется понимание того, что детей в дошкольных учреждениях надо не просто учить и готовить к школе, надо, скорее, помочь им полноценно прожить этот этап, преодолеть все кризисы, свойственные этому возрасту. В частности, предлагается вернуть статус игровым занятиям как одной из основных форм образования, воспитания и коммуникаций детей.

Выиграть от создания нового ФГОС должны не только дети, но и сами воспитатели. Так, по данным исследования, которое представила директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец, сегодня воспитатели надеются на изменения во многих сферах их деятельности: на обеспечение безопасности воспитателя в условиях достаточно напряженной ситуации в современном обществе. Также им хотелось бы, чтобы стандарт помог преодолеть проблемы взаимоотношений между ними и родителями. Педагоги ждут снижения потока документов, которые им приходится готовить, создания большего числа доступных образовательных программ.

Интересным выводом явилось и то, что, по мнению воспитателей, детей не обязательно учить считать и писать, возможно, это задача в первую очередь школы. В то же время педагоги начальной школы, согласно данным этого же исследования, хотят получить послушного, подготовленного ученика, который уже знает счет и умеет писать, хотя бы печатными буквами. Налицо диаметрально противоположные ожидания, которые группе разработчиков придется учитывать и искать какой-то компромисс, который не выльется ни в ухудшение качества дошкольного образования детей, ни в перегрузки.

По словам Татьяны Волосовец, родители еще более требовательны. Им хочется, чтобы уже с 3 лет их детей учили, например, иностранным языкам. Такие завышенные ожидания не ведут ни к чему, кроме невроза у самого ребенка и конфликтам с педагогами.

Обсуждение стандарта родителями, экспертными группами, общественностью пройдет уже летом. С 1 сентября стандарт будет в проектном режиме введен в работу ряда пилотных учреждений страны.

Рис. с сайта nadymregion.ru