Хроника

Пять моделей школьного сочинения выложат для обсуждения в Интернете

В Министерстве образования и науки РФ прошло первое заседание рабочей группы по вопросам введения в выпускном классе итогового сочинения и учету его результатов при поступлении в вузы.

Обсудить будущий формат этого вида итогового учебного испытания собрались представители Минобрнауки России, региональных министерств, учителя, директора школ, преподаватели вузов. Об этом пишет сайт «Учительской газеты».

— Необходимо ли проводить сочинение в рамках единого государственного экзамена или за его пределами, ориентироваться ли только на темы из области литературы или сделать их общими, экзаменовать после 11 или после 9-го классов? —  сформулировала основные вопросы для обсуждения  Наталья Третьяк.

Руководитель рабочей группы, директор гимназии №56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес представила собственные модели концепции введения сочинения.

— Моя любимая модель —  формат устного экзамена, — заявила директор, — но она достаточно революционна.

Майя Пильдес рассказала присутствующим о своих разработках. По ее замыслу, сочинение становится частью майской промежуточной аттестации в формате устного экзамена и выступает своего рода допуском к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Так, сначала выпускник готовит индивидуальный проект в форме сочинения, а затем защищает его перед специально созданной комиссией. После этого экзаменуемый отвечает в устной форме на проблемный вопрос по курсу русской литературы 9-11 класса и читает наизусть одно из программных произведений.

— Такой подход позволит нам выявить личностную позицию школьника, уровень культуры его устной речи, — пояснила руководитель рабочей группы, — кроме того, он позволит преодолеть проблему бездумного заучивания «клише» на «классические темы» и банального списывания.

Совершенно иную модель представил учитель русского языка и литературы Центра образования «Пятьдесят седьмая школа» Сергей Волков. План, составленный им совместно с коллегами, отличался более широким охватом по времени.

Так, первый этап включает в себя внесение изменений в часть «С» обязательного ЕГЭ по русскому языку. Вместо текста по предложенному отрывку на 150 слов выпускник пишет работу объемом не менее 450 слов по одной из 8-10 тем, которые включают в себя как темы по литературе, так темы общекультурного характера. Вместе с тем, по замыслу Сергея Волкова, необходимо перераспределение заданий частей «А» и «B», поскольку часть вопросов можно перенести в рамки государственной итоговой аттестации, которая проходит после 9-го класса.

— Лингвистическая составляющая программы по русскому языку фактически заканчивается в 9 классе, основную теорию можно спросить там, — сказал Сергей Волков, аргументируя свою идею.

Чтобы не ломать «стобалльность» ЕГЭ, оценка  за сочинение должна составлять те же 23 первичных балла, что и нынешняя часть «С».

Дальнейшие этапы разработанной концепции предусматривают, в том числе, введение предмета «русский язык и литература» в старших классах, что, в свою очередь, предполагает и единый экзамен. Тогда произойдет принципиальное изменение: лингвистическую составляющую будет проверять ГИА по русскому языку, а ЕГЭ — речевые навыки, сформированные предметом «Русский язык и литература».  

Были озвучены на заседании рабочей группы и другие идеи. Одну из них, в частности предложила Наталья Третьяк, сообщив, что собственная концепция сформировалась у нее в ходе обсуждения и представляет собой некий симбиоз.

Так, согласно предложению первого заместителя министра, сочинение должно стать одной из форм итоговой аттестации в школе. При этом выборка не должна ограничиваться только литературной составляющей, для чего будет сформирован общий банк тем. Также Наталья Третьяк предложила централизованно утвердить критерии оценки итогового сочинения, а при поступлении в вуз учитывать оценку за сочинение вместе с содержанием портфолио абитуриента.  

По итогам обсуждения члены рабочей группы решили все 5 предложенных  моделей выложить для обсуждения профессиональным сообществом в сети Интернет.  

Фото сайта zvu-74.ru