Хроника

Кризис мобилизует вузы

В Петрозаводске прошла всероссийская научно-практическая конференция «Планирование подготовки специалистов в условиях уровневого высшего образования».
 
В столицу Карелии приехали участники из Забайкальского края, Тамбова, Комсомольска-на-Амуре, Южно-Сахалинска, Красноярска, Архангельска, Таганрога и двух столиц. Если говорить об организаторах, то это департаменты государственной политики в образовании и стратегии перспективных проектов в образовании и науке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерство труда и занятости Республики Карелия, Петрозаводский госуниверситет, представители тридцати вузов всех федеральных округов.
Такое внимание к теме не случайно. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу. Одно из требований, которому теперь нужно соответствовать — двухуровневое высшее профессиональное образование. В теории считается, что за четыре года из бакалавриата выходит готовый специалист, который тонкости профессии будет постигать в фирме или на дополнительных курсах. На деле же оказывается, что работодатель предпочтет взять на работу магистра, потому как «недоучки» — так бакалавров окрестила народная молва, никому не нужны. О недоверии к новой системе двухуровнего образования свидетельствует и опрос, проведенный «Учительской газетой». 45% из 164 человек считают, что незачем нам копировать чужой опыт.
Кстати, Германия к Болонскому процессу присоединилась в 1999 году. На данный момент там, как и в России, параллельно существуют две структуры обучения: новая — бакалавр-магистр и традиционная. Еще совсем недавно предприятия Германии со скепсисом относились к новой системе образования. Но опрос 2004 года показал подвижки — две трети предприятий из 2100 имели положительное мнение о выпускниках.
В России о такой тенденции говорить рано. До сих пор нет нормативной базы по переходу на уровневое образование. Вторая проблема — призыв выпускников со степенью бакалавра в армию. Например, в ПетрГУ на лесоинженерном факультете магистратура может оказаться уделом прекрасного пола. Несмотря на все перечисленные проблемы, Николай Юренко, начальник отдела Департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки РФ, профессор, считает:
— Нынешний экономический кризис — прекрасная возможность мобилизовать весь свой потенциал. Те изменения, которые идут в общем образовании — выработка нового стандарта для школы, переход на уровневую систему в вузах страны — все это поможет России выйти на уровень более качественного образования.
Если говорить о докладах, которые все три дня обсуждали участники конференции, их можно разделить на три группы. Первая — о том, каким образом спланировать и подготовить специалиста в условиях уровнего образования, при этом рассчитав количество необходимых специалистов на рынке труда. Кстати, именно в этой группе особенно сильно чувствовалось лидерство ПетрГУ: это единственный вуз в стране, где работа по прогнозированию рынка труда ведется давно и планомерно. Не случайно Центру бюджетного мониторинга ПетрГУ доверено представлять вузы России в рабочей группе Министерства образования и науки по антикризисным мерам.
Выступления второй группы относились к теме потенциальных возможностей вузов. Оказывается, в России почти готовы 80% программ по профессиональному обучению и переподготовке кадров. Проблема в том, что их еще надо доработать и запустить.
Третья группа была представлена выступлениями из федеральных университетов страны. Это системные доклады, посвященные решению стратегических задач не в конкретно взятом регионе, в целой стране.
По итогам конференции было дано много рекомендаций. Одна из самых важных касается взаимодействия всех вузов страны и информировании министерств разного уровня о потребностях на рынке труда. Перекос в российской системе образования уже привел к переизбытку экономистов, юристов и нехватке представителей инженерных и рабочих специальностей.