Архитектура Петрозаводска

Душа набережной

Ротонда на набережной Онежского озера в Петрозаводске. Фото В. Ларионова
Ротонда на набережной Онежского озера в Петрозаводске. Фото В. Ларионова
Пожалуй, нет более популярного у фотографов-любителей и профессионалов объекта в Петрозаводске, чем беседка-ротонда на набережной Онежского озера. Ее снимают зимой и летом, в лучах летнего закатного солнца и на рассвете. Она фотогенична при любом освещении и в тумане, ее стройные колонны обрамляют пейзаж, дополняя композицию кадра. Расположенный рядом Дворец бракосочетаний вовлек знаменитую беседку в круг свадебных ритуалов – здесь новобрачные обязательно пьют шампанское. Эта беседка стала частью городской жизни, и кажется, что она была здесь всегда.

И совсем мало кто знает, что у популярной ротонды есть автор – архитектор Николай Николаевич Овчинников (1950 — 2009), которому в этом году исполнилось бы 60 лет.
Николай Овчинников
Николай Овчинников
Редкий ракурс. Фото Д. Базлакова
Редкий ракурс. Фото Д. Базлакова
Николай Овчинников начал работу в институте «Карелпроект» в 1974-м, окончив архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. 70-е в проектировании – это огромный объем привязок типовых зданий. Индустриальное домостроение, без которого невозможно было бы возвести большие жилые районы Петрозаводска, диктовало свои правила. Индивидуальные проекты позволялось разрабатывать только для уникальных общественных зданий, они были редки, по крайней мере архитекторов в проектном институте на ту пору насчитывалось гораздо больше. Амбициозным творческим личностям, к которым, без сомнения, относился и Николай Овчинников, кроме рутинных привязок, удавалось иногда «порезвиться» на интерьерах или малых формах.
Тем не менее за три года работы в «Карелпроекте» Н. Овчинников запроектировал большой объект – здание Ленинского райкома и райисполкома в Петрозаводске, который планировалось построить на Голиковке.
По проекту Ленинский райком партии размещался в квартале, соседнем с тем, где ныне среди кущ разросшегося сквера возвышаются купола храма Александра Невского. Бывшая заводская церковь с 1930-х была занята краеведческим музеем, тогда же возник и сквер, так что постановка рядом этих двух сооружений была идеологически выверена и не являлась чем-то диссонирующим.
Здание архитектора Овчинникова, будь оно построено, стало бы хорошим памятником своему времени, поскольку в стилевом отношении воплотило в себе лучшие черты архитектуры 1970-х. Это ясная и цельная композиция, удачно найденные пропорции частей и целого, выявленные средствами архитектуры образ и характер именно административного здания.
Ленинский райком партии в Петрозаводске. Проект Н. Овчинникова
Ленинский райком партии в Петрозаводске. Проект Н. Овчинникова

Проект был довольно интересным, но остался неосуществленным. Сначала подступила Московская Олимпиада с запрещением строительства на неопределенное время всякого рода общественных зданий. А в 1988 году было упразднено деление Петрозаводска на два района – Октябрьский и Ленинский, что сделало необоснованным возведение этого сооружения, предназначенного для районной администрации.Отдельной главой в творчестве архитектора Овчинникова стала его работа в проектном бюро при главном архитекторе Петрозаводска, куда он перешел в 1977 году. Эдуард Андреев, занимавший тогда пост городского архитектора, не без труда добился создания в горисполкоме небольшой проектной группы, которая должна была заняться работами по благоустройству Петрозаводска. Частных архитектурных фирм тогда не было, в государственные проектные организации с мелкими заказами вроде оформления небольших городских участков было не пробиться. Все строительные и проектные силы были брошены на возведение районов Ключевая, Кукковка, Древлянка.

Архитекторы Николай Овчинников, Николай Тришков, Лев Салмин, Валерий Петровский с удовольствием занялись разработкой малых форм, планировкой набережных и скверов. К сожалению, остался на бумаге проект превращения улицы Карла Маркса в пешеходную рекреационную зону. Но осуществленное благоустройство поймы Лососинки у площади Кирова стало образцом организации городского ландшафта, фотографии этого уголка неоднократно публиковались в печати тех лет.
Летом 1978 года в сквере на площади Кирова был открыт Знак дружбы городов-побратимов, выполненный по проекту Николая Овчинникова. Металлический шар с гербами Петрозаводска, Нойбрандербурга, Варкауса, Умео, Ла-Рошели был задуман как символ мира и сотрудничества и стал первым в нашем городе образцом современной скульптуры.
Парковые площадки и лестницы, павильоны, подпорные стенки, мостики – малая архитектура на работе, и здания гостиниц, храмов, городских комплексов, разрабатываемые в многочисленных архитектурных конкурсах, проводимых тогда в Петрозаводске. Николай Овчинников принимал участие почти во всех, во многих одерживал победу, и не его вина, что эти парады намерений начинались в чертежах и макетах и заканчивались, не воплотившись в жизнь.
В 1987 году Николай Овчинников стал первым директором созданной в Петрозаводске творческой проектной мастерской системы «Архпроект» – был избран абсолютным большинством на общем собрании Союза архитекторов Карелии. На перестроечной волне возникли эти мастерские как легитимная возможность архитекторам получить дополнительную работу, не вступая в противоречие с законом. В трудные 1990-е «Архпроекты» стали палочкой-выручалочкой для очень многих специалистов. Сейчас «Петрозаводскархпроект» – известный бренд в проектном деле. И первый директор тоже внес в это свой вклад.
Ротонда – неотъемлемая часть Левашовского бульвара. Фото Юлии Свинцовой
Ротонда – неотъемлемая часть Левашовского бульвара. Фото Юлии Свинцовой

Главным вкладом в архитектуру Петрозаводска, на мой взгляд, стала его беседка-ротонда (1994), градостроительно точно вставшая на выходе Левашовского бульвара к озеру. Она не так проста, как может показаться на первый взгляд. Маленькая беседка стала украшением нашей набережной, придавая ей классицистический характер, связывающий нынешние времена с историей Петрозаводска, во многом безвозвратно потерянной для нас.

Беседка – символ типично парковой архитектуры, но здесь нет привычного усадебно-дворянского уюта: в ней даже не спрятаться от дождя на ветреном онежском берегу. В этой беседке нельзя беседовать, так как она лишена скамеек и не располагает к интимным и частным разговорам. Но она дивно хороша своей архитектурной законченностью и художественной классичностью, представляя собой образец современного прочтения античной формы: при внимательном рассмотрении обнаруживается отсутствие классического ордера – у ее стройных колонн нет ни капителей, ни баз.
Беседка-ротонда играет другую роль. Она устанавливает в пространстве огромной набережной некую границу на стыке с историческим Левашовским бульваром и организует прекрасные перспективные зоны восприятия всего ансамбля набережной, не имеющей кроме нее практически ни одного архитектурного элемента. Беседка эффектно выделяется светлым ажурным пятном на фоне темной зелени бульвара, в обширной панораме многокилометровой набережной занимает ключевое место и благодаря монументальности классической формы выглядит значительнее огромного неуклюжего здания строящейся неподалеку гостиницы.
Архитекторы – счастливцы. Каждый из них, построивший хотя бы одно здание, оставляет материальный памятник – своей деятельности, жизни. Кажется символичным, что после легкого, веселого и активно творческого человека, каким был Николай Овчинников, осталась на любование и радость всем именно его беседка-ротонда. Сооружение, не несущее никакой функциональной нагрузки, не связанное с доходами, торговлей и прочими приметами нашей жизни, а заключающее в своей чистой архитектурной форме только красоту.
Кто-то из древних зодчих назвал беседку душой парка. В Петрозаводске это душа набережной. И, может быть, душа архитектора Николая Овчинникова.
«Лицей» № 4 2010