Архитектура Петрозаводска

Союз музыки и архитектуры

Лауреатом премии «Сампо» стал авторский коллектив архитекторов и скульпторов.

8 июня, в День республики, были вручены премии «Сампо» деятелям литературы и искусства за достижения в области профессионального мастерства. Одним из лауреатов стал авторский коллектив архитекторов и скульпторов: Леонид Шеламов (1946 — 2009), Александр Савельев, Елена Вознесенская, Андрей Васильев, Александр Ким и Людвиг Давидян – за проект реконструкции здания учебного корпуса Петрозаводской государственной консерватории имени Глазунова с пристройкой концертного зала.

Учебный корпус государственной консерватории Петрозаводска, приспособленный из типового проекта рабочего общежития и выстроенный в середине 1960-х по красной линии улицы Ленинградской, по своему образу крайне мало соответствовал высшему учебному заведению, главной темой которого является искусство музыки. Расположенное на границе жилого микрорайона здание  консерватории терялось среди подобных себе типовых пятиэтажек.

Тогда предполагалось, что это здание – лишь  временное вместилище учебного заведения. Для нового строительства будущей «настоящей» консерватории было отведено отличное место почти там, где нынче возвышается супермагазин «Лента». Петрозаводским архитектором Александром Пертяковым был выполнен восхитительный проект: со специальными классами, концертными залами – малыми и большим, кабинетами и рекреациями – все, как полагается, без скидок на провинцию. Новая консерватория раскрывалась на пойму Неглинки витражами и террасами. Проект А. Пертякова тогда заслуженно получил первую премию на Всероссийском архитектурном смотре-конкурсе в 2000 году, оставив позади московских и питерских архитекторов… Через несколько лет стало понятно, что нового здания у консерватории не будет. Особенно после того, как на площадке развернулось совсем другое строительство.

 

Макет здания консерватории. Архитектор А. Пертяков

Эскизный проект, который принес на один из градостроительных советов Леонид Шеламов, удивил дерзкой затеей – превратить дворовое пространство в парадное, а большой концертный зал, необходимый учебному заведению, сделать «гвоздем» программы, акцентом нового главного фасада здания, невзирая на задворки. Коллеги засомневались в успехе этого предприятия, но, зная твердый характер и большие способности Леонида Михайловича в продвижении и осуществлении своих идей, согласились. Архитектор Шеламов ушел зимой 2009 года, но команда, принимающая участие в этой большой работе, сохранила все основные мысли первоначального эскиза и достойно довела объект до завершения.

 

Эскизный проект архитектора Л. Шеламова

Реконструкция здания, завершившаяся в 2011 году, и строительство нового концертного зала стали событием не только в масштабах этого учебного заведения, но  всего города. Реализация потребности консерватории в новом большом концертном зале, соответствующем всем новейшим акустическим и технологическим требованиям, в сложившейся градостроительной ситуации стала вызовом к оригинальному решению, предпринятому и последовательно воплощенному в жизнь архитекторами. Таким решением явилось создание нового главного фасада старому зданию, основной доминирующей темой которого стал объем нового концертного зала и вход снаружи в его вестибюльную часть. Авторам удалось уйти от унылого дворового пространства, каким  по своему расположению является зона концертного зала, и, превратив его в развитие городского ландшафта Ленинградской улицы, а также Октябрьского проспекта, откуда в интересном ракурсе воспринимается новый архитектурный объем, создать новое интересное урбанистическое пространство, камерное и парадное одновременно.

Сложный, почти скульптурный объем входной части концертного зала, представляющий собой игру параллелепипедов, контрастирует со спокойным лапидарным блоком учебного корпуса, привлекает к себе внимание и создает безошибочное впечатление о большой общественной и культурной значимости функционального содержания архитектурного объекта. Отделка фасадов, строгая и качественная, выполненная безупречно, работает на общий торжественный имидж музыкального учебного заведения, а также на ожидания встречи с музыкальным искусством у всех приходящих на концерты.

Перепад рельефа обыгран просторной площадкой-подиумом с широкой лестницей, ведущей к главному входу. Подиум неуловимо ассоциируется со сценическим пространством, а сложная композиция объемов входной зоны – с декорациями, что подчеркивает некую театральность архитектурного объекта, решенного авторами принципиально в современных формах. Закономерным стало размещение на площадке у входа в концертный зал скульптуры (авторы Л. Давидян и А. Ким) Александра Глазунова, чье имя носит консерватория. Расположившийся на фоне глухого объема композитор, спокойно сидящий на скамье, осеняет собой пространство и вносит ноту камерности и законченности в общую композицию.

 

Интерьер зрительного зала

Концертный зал рассчитан на 400 слушателей, зрительские места расположены амфитеатром, что улучшает как его акустические качества, так и комфортный просмотр сценической площадки. Отделанный деревянными панелями зрительный зал в зоне сцены оригинально решается в виде складок занавеса. Зал очень уютен и, благодаря амфитеатру, демократичен: часто после концерта зрители, не спеша уйти, спускаются к сцене, чтобы поблагодарить музыкантов и пообщаться с ними.

 

Сцена нового зала

После концерта Саулюса Сондецкиса. Фото 2012 года

Вестибюль

Фойе

Игра объемов на фасаде — игра света в фойе-вестибюле

Новый концертный зал очень востребован как студентами для ежедневных занятий и репетиций, так и концертирующими музыкантами, отзывающимися о необычайной камерной атмосфере и великолепных акустических свойствах нового зала, равного которому трудно отыскать не только в Карелии, но и на Северо-Западе страны.

Большой концертный зал консерватории за два года своего существования стал достойным соперником музыкальным сценическим площадкам Петрозаводска, привлекая горожан новыми и известными именами, интересными концертами, с успехом проходящими в его стенах.

Архитекторы обновленной консерватории – Леонид Шеламов (1946 – 2009), Александр Савельев, Елена Вознесенская и Андрей Васильев – запроектировали современное, динамичное по композиции, сочетаниям материалов сооружение. Благодаря масштабу, ритму, цвету, фактуре отделочных материалов в сочетании с качеством работ, объект стал не просто очередной постройкой, но своеобразным архитектурным жестом, сравнимым с большим культурным событием города Петрозаводска и всей Карелии последних лет.

 

Фото автора