Архитектура Петрозаводска

Непостроенный город архитектора Карманова

19 декабря исполнилось бы 70 лет замечательному архитектору Евгению Алексеевичу Карманову (1943 – 1993). Публикуем материал из нашего архива.

Женя Карманов, общительный и веселый человек с открытой и широкой душой, любимец всех, кто его знал (не говоря уж о женской части окружающего населения), ушел до обидного рано и внезапно: ему только-только исполнилось 49 лет.

 

Евгений Карманов

Для архитектора этот возраст самый золотой – набирается опыт, оттачивается профессионализм и, вместе с тем, крылья для творческих взлетов еще не увяли. Уход Карманова очень больно переживали все, кому довелось работать с ним. Больно, потому что Евгений Карманов – очень талантливый архитектор, но его архитектурная судьба сложилась на редкость неудачно: из его многочисленных проектов осуществлен в Петрозаводске только один – здание вычислительного центра статуправления Карелии, что на улице Красной. Все остальное осталось в проектах и чертежах.

В чем причина? На поверхности лежит одна – наша бедность. Ведь хорошая и качественная архитектура – всегда очень дорогое удовольствие. Тут становится понятно, что архитектура это скорее отрасль экономики, – недаром богатые государства оставили в истории след благодаря необычайно высоким достижениям именно в архитектуре.

 

Дом правосудия на ул. Кирова. Проект Евгения Карманова

Дом архитектора на ул. Титова. Проект Евгения Карманова

Красивые Женины проекты Дома юстиции и морской школы ДОСААФ на Всесоюзном смотре-конкурсе молодых архитекторов в Москве в 1977 году получили диплом I степени. Оба здания были начаты строительством, но заморожены. Морская школа ДОСААФ, проектируемая на берегу Онежского озера, в конце набережной Варкауса могла бы радикально изменить характер окружающего района города, превратив его из захолустной полупромышленной окраины в престижный водный центр.

 

Морская школа. Руины

По-другому организовался бы кусок города у стадиона «Спартак», если бы было построено «продолжение» бывшего дома культуры ОТЗ, обращенное к улице Герцена. По проекту Е. Карманова там должен быть городской общественно-культурный центр.

И совсем уж иначе мыслился угол улиц Гоголя и Энгельса, где сейчас стоит камень-монумент участникам Карельского фронта. В 1983 году здесь планировалась Поляна партизанской славы. Победители конкурса Евгений Карманов, Георгий Иванов и Михаил Коппалев предложили очень интересную и неординарную композицию: люди-камни – это и огромные вещмешки карельских партизан, для которых характерны были рейды почти с таким же грузом по тылам врага, это и символ Карелии, которая своей природой защищала воинов-партизан, скрывая их среди скал. Это была Поляна, решенная архитектором в максимальном приближении к природе и в контексте с ландшафтом прилегающего парка пионеров.

 

Памятник партизанам. Проект М. Коппалева, Е. Карманова, Г. Иванова

Евгений был очень хорошим художником. Карманов-художник был представлен на выставке, посвященной его 60-летнему юбилею, достаточно полно: пейзажи, архитектура, портреты друзей. Когда в 1991-92 годах Евгений оказался в составе экспедиций «Золотой век», направлявшихся в южные моря, он много рисовал и писал в свободное от вахты время. Жаль, что на этой выставке не оказалось картин, написанных в Стамбуле, Греции и Италии – первые были раздарены, последние – когда он в связи с болезнью надолго оказался в чужой стране, – проданы. Говорят, эти его работы были самыми лучшими.

Несостоявшиеся архитектурные произведения Карманова – это не только личная драма архитектора, это и большая потеря для нашего города. Сооружения, спроектированные Кармановым очень профессионально, стильно, на высоком художественном уровне, остаются современными до сих пор. Его непостроенные здания, будучи осуществлены в Петрозаводске, задали бы достаточно высокий уровень архитектурной культуры в нашем городе, бескомпромиссного и честного отношения к своей профессии, которую Евгений Карманов считал в первую очередь – смыслом своей жизни.

 

«Лицей», № 12 2003 год

В «Лицее» (№11 2004 год) Евгению Карманову была посвящена также публикация в «Художественной галерее» Дмитрия Москина.