Педагогика двора

Педагогика двора. Вступление

{hsimage| Форпосту дали имя Антона Макаренко||||} «Горячо жил коллектив, звенел смех, плескались шутки, искрились характеры, мелькали огни дружбы и симпатии, высоко к небу подымались прожекторы обычной человеческой мечты о завтрашнем дне».

Эти слова, сказанные  А.С.Макаренко о своем коллективе,  точнее всего описывают атмосферу жизни детской общественной организации, созданной отрядом  вожатых-старшеклассников «Трубач» на базе детского клуба при ЖЭУ №1 и получившей название форпост имени А.С. Макаренко.

1 сентября 1977 года 20 старшеклассников стали организаторами ребячьей республики в одном из детских клубов. Взявшись за большое и серьезное дело, они вели его на протяжении 14лет. Почему и каким образом мог сохраниться на долгие годы интерес у ребят к форпосту? Ответ на этот вопрос можно  получить,  лишь прочитав от корочки и до корочки вахтенные журналы форпоста.

 

Форпост  с 16.00 до 21.00 открывал свои двери для всех ребят микрорайона и города. Мне, педагогу-организатору,   помогали  решать организационные моменты жизни клуба ежедневные дежурные, которые оставляли свои записи о прожитом дне в вахтенном журнале клуба.  Никаких требований к написанию странички не предъявлялось.

 

Я никогда не читала эти журналы, как-то не получалось. Дел и забот было много. Все думалось, что потом, придет время.

 

И вот я читаю сейчас эти журналы. И радуюсь, что они есть, что их вели ребята. Детские смешные строчки изобилуют мелкими подробностями. Читаю и мысленно возвращаюсь в свой клуб.  Что смогли сделать  наши дежурные — так это сохранить в своих строках историю и атмосферу нашей жизни.

 

Так уж получается, что нить преемственности не всегда становится видна, но на самом деле, она никогда не рвется, просто прячется на какое-то время. И, прочитав странички вахтенных журналов, можно будет увидеть, что  ребята 70-х годов мечтали и творили, думали и решали  те же задачи, которые решают ребята сегодняшних дней. Формы были иными, но содержание, как бы ни разнилось, преследовало те же цели, культивировало те же жизненные ценности, и   молодежь  бралась за серьезные и важные дела.

 

Мне было тогда всего лишь 20 лет, а двадцати моим помощникам 15-18 лет. Поэтому, надеюсь, что  история  социального творчества  школьников и студентов 70 – 80-х годов  XX века  будет прочитана  читателями разных поколений.

 

«Настоящая педагогика — это та, которая повторяет педагогику всего общества.

Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». (А.С.Макаренко)

 

Новые странички из  вахтенного журнала  Форпоста   будут публиковаться каждую среду.