Педагогика школы

Мой проект

Светлана Артемьева

В новой публикации раздела «Педагогика школы» Светлана Артемьева делится опытом учебного проектирования в 45-й школе.

Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь.

Конфуций

 

 

Мы были рады возвращению проектной деятельности. Технология ее организации отвечала  теме  нашей школы – социализация личности школьника, была родственна технологии КМД, поэтому мы с удовольствием взялись за разработку и внедрение  данного курса в нашей школе.

 

Вместо введения

 

Проект –  это  прообраз  объекта, которого нет. Слово заимствовано из латыни: projectus –  «выброшенный вперед», «выступающий», в широком смысле обозначает  любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов, а в узком — «целевое планирование принципиально новой  деятельности, ограниченной по срокам и ресурсам», часто  связывается с понятием «проблема».

Проектная деятельность в школе по своей сути является учебной.

Учебное проектирование направлено на решение интересной проблемы, сформулированной  самим учащимся в виде задачи, когда результат этой деятельности  – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересен и значим для самого открывателя.

Его главной целью является не открытие объективно нового результата,  как в «большой» науке, а получение в процессе работы по достижению   намеченного результата личностно значимых для конкретного учащегося субъективно новых знаний в виде конкретного «продукта» (проекта).

Учебное проектирование – это интегративное дидактическое образовательное средство, которое имеет действенный результат, если учитель организует ситуацию совместного с учеником постижения окружающей действительности с передачей  ученику собственных навыков ее освоения.

Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что позволяет выстроить бесконфликтные отношения, вместе с учеником вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс  в результативную созидательную творческую работу.

Овладение обучающимися основами проектной деятельности в нашей школе было выстроено на всех ступенях образования.

В начальной школе темы детских работ выбирались из содержания учебных предметов,  отвечали познавательным интересам ребят и находились в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта  ограничивалась 2 неделями в режиме урочно — внеурочных занятий.

В соответствии с возрастной спецификой проектная  деятельность в основной школе организовывалась в групповых и индивидуальных формах.  Для проектов выбирались близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане проблемы социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат был социально и практически значимым.

Самостоятельное практическое владение технологией проектирования  достигалось к концу 10 класса. Выполнение проектов в 11 (выпускном) классе строилось как курсовое проектирование.  Темы и проблемы проектов находились в области самоопределения старшеклассников. Предпочтительны были индивидуальные формы работы.

На всех ступенях школы в процессе работы над проектами учителя и родители являлись главными помощниками ребят. Презентация результатов проектирования проводилась на школьной конференции.

Я вела курс «Основы проектной деятельности и коммуникативного общения» в 5-9 классах. Преподаваемый мною предмет в учебном расписании назывался «Мой проект».

Как учила? Используя опыт технологии «КМД», я организовывала образовательные ситуации, в которых учащиеся ставили и разрешали собственные проблемы, и сопровождала индивидуальную и коллективную деятельность моих учеников.

Ученики использовали алгоритмы, присущие исследовательской деятельности, принятые  в культуре,  разрешали значимую для них проблему средствами информации, путем непрерывных  проб вне стен школы, в окружающей социальной действительности, получали объективно новую информацию о мире для себя.

Моя роль учителя  на каждом этапе нашей  общей работы  была разной, но одна роль исполнялась мною на всех этапах – роль помощника. Я  обеспечивала школьникам деятельность: моделировала различные ситуации,  мотивировала, провоцировала  вопросы, наблюдала за ходом действий учащихся с целью получения необходимой информации для последующего консультирования, консультировала, помогала,

 

Роль обучающихся менялась в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах ребята:

– выбирали – принимали решения, выбор закреплялся в их сознании как процесс принятия на себя ответственности;

– выстраивали систему взаимоотношений с людьми – в командной работе на уроке, во взаимодействии со мной, как с учителем — консультантом, во взаимоотношениях с людьми за пределами школы с целью получения для работы над тем или иным проектом необходимой информации;

– оценивали на каждом этапе работы информацию с позиций ее полезности для проекта,  предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.д.

Даже не самый удавшийся проект имел педагогическое значение.  Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливали мотивацию для дальнейшей работы.

 

Курс «Основы проектной деятельности и коммуникативного общения».

 

Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением метода проектов в практике  школьного обучения.

Курс обучает способам проектной деятельности, которые специально в других учебных предметах школы не формируются, позволяет научить детей  грамотно разрешать проблемы, работать с информацией, продуктивно строить общение.

В учебном расписании нашей школы  данный курс носил название «Мой проект». На уроках ребята получали представление о структуре работы над проектом, учились создавать индивидуальные и групповые проекты и представлять свой проект на коммуникативном практикуме.

Основой методического обеспечения моих уроков  послужил УМК «Основы проектной деятельности» (апробирован в 28 школах Самарской обл.),  авторы: Голуб Г. Б., Переплыгин Е.А., Чуракова О.В.

Учебные тетради  школьников

Учебные тетради  школьников

Содержание раздела «Основы проектной деятельности» представляют модули – «От проблемы к цели», «Работа с каталогами», «Работа со справочной литературой», «Способы первичной обработки информации», «Наблюдение и эксперимент», «Как работать вместе», «Сам себе эксперт».

Раздел «Коммуникативный практикум» состоит из трех модулей  – «Основы риторики и публичное выступление», «Ведение дискуссии» «Презентация продукта».

Единой, строго определенной последовательности  в освоении  учащимися модулей нет.  Я имела возможность выбирать модули и планировать последовательность их освоения по своему усмотрению.

Работа в рамках модулей заключалась в том, что, упражняясь на предложенном мной материале отдельных упражнений, ребята осваивали необходимые способы деятельности и впоследствии переносили их на работу над своими проектами.

Сегодня я представлю общий набросок моей работы в двух модулях: «От проблемы к цели» и  «Основы риторики и публичное выступление»,  уделю внимание нескольким идеям, которые были реализованы в проектах моих учеников.

 

Что первично – проект или команда? Первична команда

В конце учебного года четвероклассники сдают  деньги на учебники по предмету «Мой проект»,  учебники им выдадут  1 сентября, следовательно, познакомиться через учебники с предметом летом они не могут и поэтому  удивленно – пытливыми глазами встречают меня на первом вводном  занятии. Удивление еще  более возрастает, так как в расписании первых трех учебных дней у одного и того же класса стоит только один предмет —  «Мой проект».

Основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, которых в классах нет, поэтому я всегда начинаю с модуля «Как работать вместе», так как считаю важным сначала  объединить ребят, дать первые навыки взаимодействия в группе, открыть ребятам правила общения.

К этому модулю я буду возвращаться в течение года трижды, но первая встреча – либо залог успеха, либо проигрыш на весь год. Именно  здесь закладывается интерес к моему курсу, важно не ошибиться в выборе образовательного средства и использовать его максимально эффективно.

Для решения этих задач есть разные средства, я выбираю игру и вместе  с детьми погружаюсь в мир коммуникативных игр. То, что мы будем играть на уроках, вызывает у ребят бурный восторг.

«Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, что-то из себя изображает, играя, чем-то более высоким себя чувствует. Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем. И я, как педагог, должен с ним немножечко играть. Если я буду только приручать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег …» ( Антон Семенович Макаренко).

 

Рассказ первый. Тимбилдинг

 

Первый мажорный тимбилдинг (игры на командообразование) предваряет изучение ребятами основ проектной деятельности и погружает в мир нового учебного предмета, становится на три дня  деятельным, творческим и организационным механизмом реализации моей цели.

Первый день посвящен играм на знакомство, раскрепощение, узнавание окружающих, понимание, сплочение. Игры провожу для всего класса.

Второй день начинаю с игр, решающих задачи первого дня, но уже с 3-й игры ввожу игры, в которых формируются малые группы из детей – от двоек до пятерок. Целый урок посвящаю играм, в  которых участвуют сформировавшиеся группы – пятерки.

 В третий день провожу игры с постоянными пятерками, сформировавшимися накануне. В игровой форме договариваемся о законах и правилах общения на уроках по «Моему проекту», ребята узнают о своей новой учебной роли — юных исследователей-проектировщиков. В конце занятия провожу игры на укрепление доверительности и взаимодействия.

В моей копилке более 800 игр, сгруппированных по целям. Отбираю игры для занятия в строгой последовательности к  моей цели. 

Класс наполовину освобождаем от столов  и стульев, и в освободившемся пространстве я провожу первые игры с целью эмоционально – психологического сближения ребят. Например, разминку «Представление с помощью ассоциаций».

Ребята встают в круг, им предлагается сделать шаг вперед и  представиться  — назвать себя,  связав свое имя с каким-нибудь предметом, который они взяли бы с собой  куда-нибудь. Он обязательно должен рифмоваться с именем. Например: «Меня зовут Пол, и я возьму стол» По глазкам вижу, у кого быстро родилась ассоциация, и даю этим ребятам первым высказаться. Ребята делают шаг вперед в круге и произносят: «Меня зовут Ксюша, и я возьму груши», «Меня зовут Антон, и я возьму свой телефон», «Меня зовут Глеб, и я возьму с собой хлеб» и т. п.

Не все дети сразу могут придумать рифму, некоторые еще не преодолели своего стеснения, ребятам предлагается помощь со стороны других ребят,  или они имеют право «пропустить» свой ответ. Таким образом, стеснительные и медлительные ребятки успокаиваются, становятся смелее и уже во второй или в третьей игре высказываются в кругу ребят.

Или, например, игра «Говорящие руки».  Суть ее в том, что ребята образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Я даю команды, а ребята без слов выполняют их  в образовавшейся паре. После этого по моей команде внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты моих просьб: поздороваться с помощью рук, помириться руками, выразить поддержку с помощью рук, пожалеть руками, выразить радость, пожелать удачи, попрощаться руками.

Игра «Рукопожатие вслепую» устанавливает более тесный межличностный контакт между ребятами. Одному  завязываю глаза и усаживаю в центре игрового пространства. Остальные по очереди кладут свои ладони на его руки. Входящий должен описать свое ощущение от этих рук и постараться угадать участника. Желающих попробовать себя в роли угадывающего всегда много. 

А потом провожу игры на коллективное взаимодействие.

Игра  «Построение круга». Ребята закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по классу. При этом они издают гудение, как потревоженные пчелы, это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения. По моему условному сигналу все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в  круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, я подаю повторный условный сигнал, по которому ребята открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Мы рассуждаем с ребятами: почему так произошло? Что нужно для того, чтобы чувствовать лучше другого человека? Ребята приходят к решению, что надо еще поиграть и потренироваться, чтобы  лучше чувствовать друг друга.

Продолжаем играть. Например, я провожу игру «Построимся» Я прошу ребят построиться в одну линию по росту.  При выполнении всех  заданий в этой игре нельзя разговаривать. Задание усложняется – нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по цветам радуги в их одежде. Ребята лучше узнают друг друга, учатся взаимодействию.

Постепенно с помощью игр я начинаю объединять ребят в двойки, тройки, четверки, вижу, как реагируют ребята на взаимодействие друг с другом.

Затем с помощью игры я объединяю ребят в постоянные группы – «пятерки» (в таком составе ребята будут работать на уроках).  Несколько слов о принципе распределения.

Редко один человек талантлив во всем — это очевидный стимул собрать команду с разными талантами.

Я предлагаю взять со стола зеленый флажок ребятам, которые   считают, что охотно присоединились бы к команде, где капитаном команды были бы они сами.  Потом прошу ребят, дважды подумавших, присоединяться ли они  к такой команде, где капитаном были бы они, взять со стола желтый флажок. А тем, кто не хочет  быть капитаном — красный флажок.

Затем всем капитанам команд я присваиваю определенный цвет и прошу  ребят, взявших желтые и красные флажки, решить — в команде какого капитана им бы хотелось поработать. Ребята в записке обозначают цвет, который соответствует тому или иному капитану, и объясняют, почему они хотят работать с этим капитаном. Если капитанов больше пяти, я выбираю пятерку капитанов, к которым больше всех записалось ребят. Даю капитанам прочитать записки ребят, затем прошу капитанов выбрать троих ребят из числа желающих, один ученик может пойти в любую команду сам, ну а по одному отправляю в каждую команду я сама. Причем, по условиям игры, выбрать ребят я должна первой — перед капитанами. Всех остальных, если таковые остались, с помощью игры добавляем в команды вместе с ребятами.

Каких ребят стараюсь я  «направить» каждому капитану?

– «Командных ребят». «Командные  ребята» уважают индивидуальные различия, и в то же время стремятся к достижению общей цели. Их амбиции командны. Они перепишут любую часть проекта, переделают любой рисунок, пересочинят любую мелодию, охотно и без жалоб, для пользы проекта — для пользы команды. Коль скоро «командные ребята» берут на себя личную ответственность за успех проекта, чрезмерное управление и контроль не нужны. Почему? Из-за личной ответственности. Они «владеют» проектом.

– «Лидеров-одиночек», которые умеют делать все, но своей яркостью и быстротой решений «затмевают» работу всех остальных. Стараюсь, направить таких ребят  к  самым талантливым капитанам, умеющим организовать работу группы с  любым составом участников. 

Далее я провожу игры, которые учат распределять роли в команде, грамотно взаимодействовать в группе, учат преодолению разногласий и умению находить «зерно» взаимодействия, ребята узнают важные законы группового взаимодействия.

Например, для осознания своей роли в группе, стиля поведения провожу игру «Дом». Ребята работают в группах. Даю инструкцию: «Каждая группа должна стать домом! Каждый из вас должен выбрать — кем он будет в  этом доме – дверью, стеной, а может обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за вами. Но не забывайте, что вы должны быть целым функциональным домом. Постройте свой дом. Можно общаться между собой».

Психологический смысл игры: ребята задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этой группе. Осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Но вот дома построены, много интересных находок показывают ребята. А в конце игры — рефлексия. Спрашиваю ребят, как проходило обсуждение в группе? Сразу ли вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему вы выбрали эту роль? Я думаю, что вы все поняли, что каждая часть вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным.

У каждого дома, продолжаю я, есть свой жизненный уклад. Вместе с ребятами постигаем смысл этого слова,  что служит плавным переходом к обсуждению правил  работы группы. Каждой группе я даю два текста — правила, которые они должны осознать и объяснить в творческой форме всем остальным.

Начинается серьезная и кропотливая работа, в ходе которой я кружусь по классу, как белка в колесе. Мне важно видеть процесс и слышать, как формулируют правила  ребята, если процесс останавливается, вовремя помочь и подать идею, направление для дальнейшего движения мысли.

В представление правила я не вмешиваюсь вовсе – это благодатное время для формирования межличностных взаимоотношений в команде. И если  я правильно организовала предыдущую часть тимбилдинга, то эта часть работы в группе проходит «без сучка и задоринки» — дружно и позитивно.

Работа занимает 12-15 минут, а затем группы «расшифровывают» (в творческом представлении) для всех смысл правил, по которым  будет строиться работа творческих групп в течение учебного года:

Правило «0-0»  –  все равны в группе,  любая работа в группе интересна, будем ценить время друг друга — приходить на сборы группы вовремя, без опозданий, не будем  растягивать работу группы до бесконечности, а будем укладываться  в заданное время.

Правило поднятой руки: «У нас закон един все слушают, а говорит  один!»  Если хочешь высказаться, подними вверх правую руку ладонью к кругу ребят, и тебя будут слушать все.

Правило «Каждое дело творчески,  а иначе зачем?» Превратим самое скучное дело  в интересное!

Правило «Думать коллективно,  действовать оперативно, спорить – доказательно, для всех обязательно! 

Правило  «Здесь и теперь»  Главное в группе не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь». Не  надо выносить  свои эмоции за рамки происходящего в группе.

Правило открытости. Не надо  выкладывать свои тайны, но если есть идеи, мысли или чувства по вопросам работы группы  надо   выразить их так, чтобы они стали помощью в групповой работе.

Правило искренности. Говорить надо о том, что думаем на самом деле, а не только о том, что  может  доставить группе  удовольствие. Но нужно выбирать максимально вежливую и безобидную форму.

Правило антисоветов.  Хорошо бы стараться не давать друг другу советов (если не просят), совет даже самый лучший и правильный трудновыполним.

Правило «Я-высказываний». Всегда надо говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую…», «Мне кажется…»,  «Я думаю…».

Правило запрета на ярлыки и диагнозы. В группе негативные  оценки и ярлыки запрещены.

Правило личной ответственности. С одной стороны, каждый человек должен сам отвечать за то, что он делает, а с другой стороны — результат работы в группе — это личный результат каждого его члена: чем больше ты вложишь от себя в работу группы, тем большую пользу получишь  сам. 

Правило котла и скороварки. Обсуждать происходящее на групповых занятиях нужно только в группе, а  вот о своем опыте, о себе, своих действиях, словах можно рассказывать всем – пожалуйста.

Правило рамки. Любой разговор имеет четкие рамки, лучше всего запоминается  начало и конец разговора, в начале  сообщайте цели и намерения,  а в конце – итоги и выводы.

Соблюдайте правило рамки, тогда запомнится то, что необходимо, то есть самое главное: цели, намерения, результаты и выводы.

Правило цели». Всю полученную информацию необходимо приводить к поставленной цели – упорядочить, связать, организовать содержание и облегчить собеседнику  восприятие, понимание и запоминание информации.

Соединять ее надо по каким-либо признакам. Можно использовать:

– информационную цепочку: сведения могут быть представлены как рассуждение: «во-первых, во-вторых, в-третьих»;

– ранжирование: сначала сказать самое главное: затем изложить основное, следующее по значимости;  потом  привести менее значимую информацию;

– логическую цепочку: «Если это так, то напрашивается вывод…», «Раз мы согласны с этим, следовательно, это тоже верно» и т.п.

Я тоже принимаю участие в объяснении правил.Ввожу правило в форме игры. Для этого приглашаю только трех добровольцев.  Добровольцам необходимо занять по отношению к другим сидящим в классе такое место, которое им было бы удобно.  При этом нужно расположиться как можно ближе к одноклассникам, но так,  чтобы  чувствовать себя спокойно. Ребята пробуют перемещаться — подходят к одноклассникам  то ближе, то дальше, то совсем близко, ориентируются в выборе места только на свои ощущения, где они  всего комфортнее себя чувствуют.

После того как добровольцы разместились, я фиксирую их местоположение (обвожу мелом на полу). Благодарю добровольцев и прошу прокомментировать всех — почему добровольцы выбрали то или иное положение.

Выслушивая комментарии, я ввожу правило «Зоны личного комфорта»:

– Это зона, в физическом смысле, которую нежелательно нарушать прикосновением или присутствием в ней других ребят по отношению к добровольцу, чтобы он чувствовал себя комфортно.  Среди вас ребята, есть те, кто любит работать в группе, – коллективисты, а есть те, кто работать любит самостоятельно,  – в одиночку. Я обращаю ваше внимание  на то, что каждый человек может работать  самостоятельно или в группе, но бывают ситуации, что вы вынуждены работать, например, в группе, поэтому очень важно научиться  взаимодействию с ребятами в группе.

В последней части мажорного тимбилдинга я провожу игры на проявление результата взаимодействия.

Очень трогательно проходит игра «Мой друг – мандаринчик» (может быть любой фрукт). Выношу перед ребятами большую миску с мандаринами и раздаю каждому из ребят по мандаринчику. Прошу их познакомиться со своими мандаринами – это служит  поводом для смеха. Но ребята начинают изучать свои мандаринчики – по оттенкам цвета, форме, характерных отметинах и т.п. Прошу подобрать мандаринчику имя. Советую запомнить в уме особенности своего мандарина. Собираю мандарины, смешиваю их. Обычно дети с жалостью смотрят на эту процедуру. Они привыкли к своему маленькому другу и уже не очень хотят его отдавать, а тем более, чтобы я так вот их мешала-толкала.

Игры на командообразование

Игры на командообразование

Видя это, я предлагаю детям подойти к столу и забрать своего друга–мандаринчика. Начинается поиск своего мандарина. Как правило, ошибок не бывает.  Дети все берут именно свой мандарин. Я обсуждаю с ребятами, как они нашли свой мандарин. Почему мы не можем узнать людей так быстро, как узнали  мандарины?

Затем провожу рефлексию, даю каждой группе одинаковый комплект лепестков и прошу написать на «лепестке» самое интересное упражнение и назвать то, что  больше всего запомнилось за эти три дня нашей работы.

На сердцевине ромашки я пишу комплименты каждой группе. Все лепестки приклеиваются к сердцевине на доске и читаются вслух.

Спрашиваю ребят:

– Что каждый  из вас мог бы  подарить своей группе, чтобы взаимодействие в ней стало более продуктивным, а отношения стали дружескими?

Далее все ребята высказываются. Обычно это проходит очень откровенно и эмоционально.

«Подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в группах и всем классом. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из Вас — важная и необходимая, уникальная часть целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие! Надеюсь, вы не забудете правила взаимодействия в  группе и на уроках по предмету «Мой проект», будете ими пользоваться и им следовать», – говорю я и провожу завершающее упражнение «Спасибо!»

Ребята встают в круг, и я предлагаю  мысленно положить на левую руку все то, с чем пришел каждый сегодня на урок  –  свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку то, что получил каждый на уроке нового. Затем все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят: «Спасибо!». Завершающий ритуал позволяет задуматься еще раз над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

 

Рассказ второй. Модуль «От проблемы – к цели»

 

Путешествие в мир уроков модуля «От проблемы к цели»

 

Модуль «От проблемы к цели» ориентирован на освоение учащимися таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и ресурсы.

 

2.1 От ситуации к проблеме

Хорошие эмоции после первого трехдневного знакомства сохраняются у ребят в течение целой недели – до следующего урока.

И вот звенит звонок, я вхожу в класс, со всех сторон звучат вопросы:

– А мы будем сегодня играть?

– Будем, – отвечаю я, – но в другие игры.

 Уделив внимание организационной минутке,  прошу ребят выглянуть в окно, там к магазину подъехала машина с продуктами, прошу ребят рассказать,  какая, на их взгляд, там ситуация:

–  К магазину подъехала машина с продуктами, водитель вышел и проверяет колесо, вероятно, по дороге колесо спустило.

– К магазину подъехала машина с продуктами, вероятно, закончились продукты, подвезли свежие.

– К магазину подъехала машина с продуктами, водитель вышел поздороваться со своим знакомым.

Спрашиваю у ребят:

 – Почему вы смотрите на одно и то же, а рассказываете об увиденном по-разному?

Ребята отвечают, что они на разное обращают внимание.

 Я подтверждаю:

– Да, то, что является интересным, значимым для одного из вас, может быть неважно  другому.

Так мы подходим к введению понятия ситуации, ее описания и возникшей в ней проблемы.

Для упражнения я предлагаю ребятам роли в переполненном автобусе: пассажир, который хочет залезть в автобус и которому надо ехать до конечной остановки, пассажир без билета, желающий проехать бесплатно; кондуктор, пассажир без билета, желающий оплатить свой проезд, пассажирка, отягощенная множеством сумок и стоящая у входа; пассажир, которому нужно залезть в автобус и выйти через одну остановку, пассажир, который находится в середине салона и ему нужно выйти на следующей остановке.

В игре раскрывается каждый из участников,  в репликах, жестах, решениях проявляется реальный опыт социальной деятельности каждого, умение взаимодействовать с окружающими.

Я еще раз акцентирую внимание ребят на том,  что они проигрывали реальную жизненную ситуацию.

Стараясь не упустить возможность воспитательного момента, я прошу ребят проиграть желаемую ситуацию в переполненном автобусе так, как они ее себе представляют.

И вот тут проигрывание ситуации происходит с небольшими заминками, дети думают, как лучше поступить, чтобы окружающим было комфортно.

Прошу ребят объяснить, почему именно так они представляли обе ситуации, ребята называют  свойства,  которыми обладали эти ситуации. Так незаметно мы начинаем разговор  о признаках ситуации.

Даю ребятам установку, что при определении количества признаков ситуации следует ориентироваться на то, чтобы их было достаточно для понимания ситуации.

Прошу ребят ответить на вопрос:

 – Какие знаки, доступные наблюдению, сигнализируют о том, что кошка голодна?

Дети отвечают:

– Мяукает, бегает  по пятам, просто вымаливает еду.

– У вас хорошее настроение?

– Легко дышится, хочется браться и делать даже трудную работу.

– Кошка голодна – это реальная ситуация. Но вы ведь не желаете кошке зла и хотите, чтобы она была сытой. Так ведь? Сытая кошка – это ваша желаемая ситуация.

Даю задание:

– Придумайте желаемую ситуацию и определите важный ее признак.

Дети отвечают:

– Учитель хорошо объясняет – ученики все понимают.

– Ребята, я вам предлагаю поупражняться и  сформулировать реальную ситуацию и ее признак, и желаемую ситуацию и ее признак.

– Реальная ситуация:  я делаю обычные спортивные модели.

Проявление признака: при мокрой погоде они становятся тяжелее на 1-2 гр.

Желаемая ситуация; я хочу делать стеклопластиковые модели

Проявление признака: они легче и дольше будут летать.

Анализируя реальную и желаемую ситуации, я прошу ребят найти признаки, находящиеся в противоречии друг с другом, и на основе их сформулировать проблему. Вместе с  ребятами  выявляем противоречие  между желаемой и реальной ситуациями и формулируем проблему. Закрепляем алгоритм рассуждения на тех примерах,  которые придумывают ребята. 

 

2.2 От проблемы к цели

 

Следующий урок начинаем с последней придуманной ребятами ситуации. Я напоминаю ее ребятам.

Желаемая ситуация: Я очень хочу покататься на коньках, так как я очень люблю коньки.

Реальная ситуация: Я не могу покататься на коньках, так как у меня коньков нет.

Противоречие: Я очень  хочу покататься на коньках, но не могу покататься на коньках. Я очень люблю коньки, но у меня коньков нет.

Проблема: Я очень  хочу покататься на коньках, но у меня коньков нет.

– Что должно быть вами изменено, чтобы проблема была разрешена?

Дети отвечают, что надо найти коньки.

«Найти коньки» – это и будет вашей целью. Цель всегда отвечает на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы проблема перестала существовать?»

Объясняю ребятам, как правильно формулировать цель.

Один из учеников пишет на доске цель: Я хочу иметь коньки.

– Каким образом вы собираетесь их получить?

Тут ребята дают массу предложений. Я объясняю, что эти предложения и есть пути (способы) достижения цели. Путь всегда отвечает на вопрос: «Как, каким способом достичь цели?»

Я прошу ребят поупражняться в постановке целей и путей (способов) их достижения.

 

2.3       От цели к планированию шагов

 

На следующем уроке я излагаю ребятам содержание следующих теоретических положений:

– Чтобы легче было шагать к большой цели, ее можно разбить на несколько маленьких подцелей (задач), совершать небольшие шаги и достигать небольших результатов. Из небольших результатов будет складываться большой,  общий,  который и будет вершиной достижения главной, большой цели,  – говорю я ребятам на следующем уроке, – например, мы можем  утверждать, что комната прибрана, если пыль стерта, пол вымыт, игрушки аккуратно расставлены в детском уголке, вещи сложены в шкаф и т.д.

Таким образом, в решении большой цели – прибрать комнату  – мы ставим  маленькие подцели (задачи): 1) привести в порядок детский уголок; 2) уложить вещи в шкаф; 3)  привести в  порядок пол и  т. п.

Саша планирует пути решения  проблемы

Саша планирует пути решения  проблемы

Каждую подцель (задачу) разбиваем на шаги.  Например, чтобы привести в порядок уголок, необходимо выполнить ряд шагов – определить место каждой игрушке, рассортировать игрушки по  видам – машинки, солдатики, мячики и т.д.

Наши шаги – это наш план деятельности, шаги наши  должны быть последовательны. Смешно получится, если мы  сначала вымоем пол, а потом начнем его пылесосить.

Лучше всего поупражняться в планировании шагов помогает изложение рецепта приготовления блюд. Я прошу ребят узнать у родителей один из рецептов, приготовить его дома под руководством родителей и описать его в тетрадочке.

Следующий урок получается очень «вкусным». Чтение рецептов пробуждает у ребят аппетит; зная это, я заранее прошу диспетчера по расписанию поставить мой урок перед школьным завтраком.

А еще всегда находятся в классе ребята, которые не только пошагово расписывают рецепт, но и  угощают приготовленной дома вкуснятиной своих  одноклассников, – это получается очень кстати.

2.4. От планирования содержания к планированию ресурсов

 

– Сейчас мы устроим соревнование между группами. Ваша задача – перечислить все необходимое для приготовления чашечки чая. Победит та  группа, чей список окажется самым полным. Но прежде чем поработать в группе, я даю вам время поработать над таким списком самостоятельно.

Работа в группах часто проходила в кабинете директора

Работа в группах часто проходила в кабинете директора

После работы  в группах мы обсуждаем составленные ребятами списки. Поощряю победителей и объясняю, что все необходимое для достижения цели,  названное ребятами, носит название  ресурсов.

Ребята узнают о трудовых, информационных и материальных ресурсах. Напоминаю ребятам, что все, что их окружает, может стать, а может и не стать ресурсом – все зависит от цели, которую они поставили. Ребята выполняют ряд упражнений.

2.5. От упражнений к структуре проекта

 

На следующем уроке я говорю ребятам:

– Выполняя отдельные упражнения, на самом деле вы изучали последовательные шаги, из которых состоит работа над проектом. Если вы внимательно перечитаете записи в своих тетрадочках, то сможете  увидеть эти шаги и рассказать о них с  помощью ключевых выводов выполненных упражнений.

Для этого надо ключевые выводы выполненных упражнений  мысленно перенести на проект.

Интерес ребят возрастает, как только появляются первые догадливые ребята. Даю нескольким ребятам высказаться, а затем прошу группу ребят, заранее выполнивших это задание дома, представить его классу. Ребята представляют «Что такое проект»  в виде реального предмета:

 Настя представляет проект – цветком  и на примере цветка рассказывает о структуре проекта. Федор – участник ракетомодельного кружка – представляет проект ракетой и рассказывает о структуре проекта на примере ее составных частей.

 Лиза на тканом полотне – «зеленой лужайке» закрепляет  «части» проекта – лепестки ромашки, а затем с помощью  проектора показывает классу теоретические выводы, которые она сделала, изучив свою тетрадь и сравнив написанное с определением слова «проект» в толковом словаре русского языка.

Оля представляет проект рекламы зонтиков, на примере которого рассказывает о структуре проекта. Олин «Проект о проекте» очень нравится ребятам.

Я выделяю самое лучшее в представлении каждого, но делаю это таким образом, что, анализируя одну из частей представленных творческих работ у каждого из ребят, я повторяю еще раз последовательность работы над проектом.

Таким образом, повторив пять раз последовательность шагов работы над проектом, все дети успевают перенести изученные знания на проект.

В конце урока, когда я спрашиваю у ребят,  запомнили ли они, что такое проект. Дети с легкостью говорят: «А  тут и запоминать ничего не надо,  мы давно уже все это знаем, только не знали, что из этого и состоит проект».

 

Рассказ третий.  Модуль «Основы риторики и публичное выступление»

 Этот модуль не требует каких-то особенных организационных условий. Я его провожу, когда работа  над проектом  близка к завершению.

Публичное выступление  –  это, прежде всего, презентация продуктов текущих проектов. Я строю модуль таким образом, чтобы учащиеся получили опыт сначала на отвлеченном материале, а затем – в контексте своих проектов.

 

Путешествие в мир уроков   модуля «Основы риторики и   публичное выступление»

3.1. Как сделать публичное выступление успешным?

На первом уроке  я спрашиваю у ребят, какие качества необходимы оратору, чтобы его выступление было успешным?

Упражнение выполняется  в группе, затем идет представление групп, я фиксирую  предложения ребят на доске.  Все высказывания отражают  несколько ключевых аспектов:

– ясное содержание речи по структуре речи;

– понятное изложение (используется понятная слушателям лексика);

– внешний вид оратора;

– умение привлекать внимание слушателей;

– умение отвечать на вопросы.

– Чтобы ваша презентация проекта была успешной, этим умениям мы и будем учиться с вами на дальнейших уроках, — говорю я.

3.2. Планирование публичного выступления.

Первый шаг в подготовке публичного выступления – определение того, что  вы можете сказать по вашей теме выступления. Для этого можно использовать «Дерево идей».  На веточках «Дерева идей» мы располагаем наши ассоциации к тем словам, которые имеет ваша тема, и располагаем их  на веточках по направлению  от корней к кроне, если перенести  эту ассоциацию на ваше публичное представление проекта, то получится от темы – к плану.

Предлагаю ребятам  для упражнения тему: «Зимние каникулы у школьников должны длиться не 10 дней, а 1 месяц»

Чтобы построить «дерево», надо представить, с чем у вас ассоциируются слова, входящие  в формулировку темы.

Дети называют слова и ассоциации к ним, их располагаем по «веточкам» на «Дереве идей»

Зимние: зима – снег – снежки – снежная баба – лыжи – коньки – санки – свежий воздух – польза для здоровья.

Каникулы: отдых – долгий сон  – не надо учиться – можно читать, что хочешь – развлечения – встречи с друзьями – фильмы для детей – компьютерные игры – разнообразие – свобода.

10 дней – мало времени: походы на елки – совместные с родителями дела – нет времени на друзей

Школьники:  учеба – тетради и учебники – тяжелый портфель – домашние задания – режим дня – контроль родителей – деловой стиль одежды – усталость, однообразие.

1 месяц – много времени – можно все успеть – разные дела – встречи с друзьями.

Получилось «дерево с разными веточками», некоторые из них пересекаются по смыслу. Смотрим, что пересекается и пробуем группировать:

Отдых – в противовес усталости;

Режим дня в противовес наличию времени на общение с друзьями, свои дела и развлечения;

Контроль родителей в противовес свободе;

Разнообразие в противовес однообразию;

Много времени — мало времени.

Получается, что длительность существующих каникул не позволяет набраться сил и здоровья перед очередной школьной четвертью.

Ключевое понятие – зимние каникулы – интервал между школьными учебными занятиями, включающий в себя государственные праздники по поводу встречи Нового года с 1- го по 9 января.

Далее мы составляем план доказательства того, что

1) За 1 месяц можно «набраться здоровья».

10 дней для организации активного отдыха, позволяющего «набраться здоровья» недостаточно. Зима предоставляет много возможностей для активного отдыха, который способствует укреплению иммунитета и подготовке к полноценной учебе.

2) За 1 месяц можно отдохнуть разнообразно.

Время зимних каникул совпадает с выходными у всей страны, значит, школьников вынуждают проводить каникулы совместно с родителями, и это определяет отдых. Совпадение времени каникул с новогодними праздниками вынуждает к однообразному отдыху, связанному с новогодними елками. В случае длительности каникул 1 месяц у школьников останется время и на общение с родителями во время общенародных праздников, и на общение с друзьями после них.

– Ребята, когда будете  работать над  своей темой публичного выступления и строить «Дерево идей», обратите внимание, что тема должна быть спорной и сформулированной в виде утверждения, – подсказываю ребятам я. И мы еще несколько тем «раскладываем» на веточки «дерева идей»

 Обращаю их внимание на то, что во время публичного выступления трудно удержать внимание слушателей, поэтому после группировки ассоциаций  не стоит включать в план  выступления все, что им известно, необходимо выбрать самые  важные.

Вместе с ребятами  упражняемся в выборе иллюстраций и примеров для освещения данной темы.

Далее обращаю внимание ребят на этапы  речи и их задачи:

– Введение — завоевать внимание, вызвать любопытство;

– Развитие главной темы (основная часть) – поддержать интерес к теме, донести основную мысль до слушателей согласно цели;

– Заключение (обобщение основных идей, подведение итогов) — закрепить интерес к теме и свои результаты.

Каждой группе я даю тему проекта и предлагаю подготовить публичное выступление одного этапа. Ребята готовятся к конкурсу ораторов, затем проходит выступление. Все вместе отмечаем сильные и слабые стороны выступлений.

3.3. Интонационный тренинг

Следующий урок посвящен упражнениям на пересказ  текста.

Сначала мы вместе читаем образец  – письменный и устный текст газетной статьи, отмечаем сходства и различия письменного и устного представления статьи, а потом дружно и весело верстаем из старых газет свою газету по теме, данной мною каждой группе.

Задача – сверстать полосу в газету, выбрать одну заметку и дважды от группы ее пересказать  так, чтобы один пересказ отличался от другого. Во время выступления класс должен будет понять, из каких частей состоял ваш рассказ.

По ходу работы над пересказом я даю ребятам  несколько указаний, например,

– при пересказе постарайтесь паузами выделить части выступления. Это не значит, что вам нужно надолго  задерживать дыхание: выделение смысловых частей речи  происходит с помощью голоса (он немного понижается) и  таких слов и выражений, как: «Сначала я расскажу о…»,

«Во-первых», «Во-вторых», «Итак», «Наконец»

Я учу ребят заменять общие фразы конкретными словами, умению владеть интонацией.

 Для этого использую ряд упражнений, например, упражнение на произнесение фразы с различной интонацией.

Каждая  группа получает по фразе и должна  эту фразу произнести с разной интонацией.

Каждый член группы, у кого лучше получается та или иная интонация, показывает ее правильное произношение всему классу. Например, фразу — «мне холодно» – ребята произносят официально, радостно, угрожающе, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, восторженно.

Или одной и той же фразе с помощью интонации придают сначала прямой, а потом противоположный смысл, например, фразе «Спасибо, дружище».

Завершающим упражнением интонационного тренинга является коллективное упражнение «Хоровое декламирование». Каждая группа готовит групповое прочтение басни с использованием жестов, мимики. А затем  делает обобщающий вывод для каждой басни.

Снова  и снова работаем над  использованием риторических приемов – строим тексты на анафоре (повторении одного и того же слова в начале нескольких предложений) и эпифоре (повторении одного и того же слова в конце нескольких предложений); учимся строить заключительные фразы с использованием градации (ряд однородных слов или выражений, последовательно наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость).

– Риторические приемы позволяют сделать речь более яркой, способствуют привлечению и удержанию внимания аудитории, – убеждаю я ребят.

 Учимся планировать ресурсы: какие наглядные материалы можно использовать в выступлениях? что это будет – рисунок, схема? какого размера? из каких частей будет состоять? где в классе лучше разместить? 

3.4. Вопросы

 Учимся задавать к тексту как можно больше вопросов:

– вопросы на уточнение (вопрос – переспрашивание; содержит просьбу детализировать/перефразировать, если информация была предъявлена в форме, затрудняющей ее восприятие);

– вопросы на понимание;

– вопрос на дискредитацию (ставит под сомнение позицию, представленную выступающим);

– вопросы в развитие темы (предполагают ответ, в котором идеи, прозвучавшие в выступлении, могут быть приложены к какой-либо принципиально иной ситуации). 

Провожу конкурс на самый лучший вопрос на уточнение, понимание, дискредитацию, вопрос в развитие темы.

Ребята в урочно-внеурочной деятельности готовятся к публичному выступлению на классной конференции,  которая является завершающим этапом обучения публичному представлению проекта. 

 

Рассказ четвертый. Как рождались темы проектов

Каждый проект имел свою предысторию рождения. Идеи приходили по-разному.

Одна из них пришла вот так: в 2008 году студенты  подарили мне   информационно-методический сборник «АВАРД  – добрые дела». Мне очень понравились добрые названия. На уроке я предложила ребятам придумать свое доброе дело, соответствующее «доброму» названию. Предложения были примерно такими:

 

Доброе дело весны

 

1)    Организовать уборку школьной дворовой территории

2)    Изготовить скворечники и развесить их на деревьях

3)    Высадить на даче  рассаду

4)    Посадить на территории школы  кусты и деревья

5)    Вырастить дома цветы и озеленить свой класс

6)    Разбить клумбу под окнами бабушки

7)    Создать вокруг школы цветовой бордюр

 

 Доброе дело красок

1)   Раскрасить  оконные рамы на даче

2)   Нарисовать картину и повесить ее в гостиной

 

Доброе  дело сердца

 

1) Подготовить концерт и сходить в  гости  к пожилым людям в дом ветеранов

2) Взять шефство над группой малышей в детском доме 

 

Доброе дело знаний

1)  Научить желающих мастерству вязания

 

Доброе дело слов

1) Организовать школьную почту

2) Создать  книгу «Я хочу вам рассказать»                 

 

Доброе дело Солнечного зайчика

1)    Изготовить  игры и игрушки  для первоклассников, посещающих ГПД

2)    Сделать доброе дело для своих родных

Многие идеи превратились в темы проектов. Помню, как коллективно разрабатывали проект «Доброе  дело солнечного зайчика».

Катино доброе дело

Катино доброе дело

Сначала изложили суть проекта в своих тетрадочках, продумали последовательность шагов его реализации. Когда проект был тщательно  продуман, закипела работа.

Провели разведку – сходили  в группы продленного дня, увидели, что у первоклассников немного игр, мягких игрушек.

Побывали в библиотеке, поискали в интернете информацию о том, какие игрушки полезны первоклассникам, какие игры можно изготовить своими руками.

Оказывается, малышам очень полезно играть мягкими игрушками, набитыми мукой, крупой, горохом, фасолью. Когда дети берут в руки такие игрушки, они сами массируют подушечки своих пальцев, что ведет  к развитию мелкой моторики рук. 

Узнали также, что дети очень любят  набрасывать колечко на крючок, играть в  куклы и солдатики, очень любят машинки, пальчиковые куклы, с ними они разыгрывают придуманные спектакли.

Равнодушных ребят не было, трудились все. Ребята чертили чертежи, тщательно упаковывали крупу,  кроили, шили, пилили, стругали, зачищали деревянные детали, лепили игрушки из глины.

 В классе  был даже  свой  ОТК (отдел технического контроля), который проверял игрушки на прочность (все знают, что малыши любят игрушки «разбирать»), безопасность (чтобы ткань была чистой, крупа без букашек и не высыпалась при падении с высоты и т.п.), эстетичность (игрушка должна была  привлекать внимание детей)

И вот настал  день  защиты проекта. Сначала в классе ребята рассказывали обо всех этапах работы над своей игрушкой, потом все вместе репетировали приветствие малышей, затем отправились в группу продленного дня.

 В класс вошли каждый со своей игрушкой, весело поприветствовали  первоклассников, каждый сказал примерно следующее:

– Дорогие ребята! Меня зовут …. Я решил подарить вам игрушку, придуманную мной и сделанную своими руками.

Далее шла реклама игрушки. С рекламой  ребята знакомились на одном из уроков, пробовали рекламировать продукты, поэтому знали, как можно представить свою игрушку

Представив игрушку, они размещали ее  на большом  столе, стоящем перед партами.

Надо было видеть восторженные глаза  малышей! В ходе представления каждый первоклассник облюбовал себе игрушку, которую  возьмет.

Настал момент, когда детям разрешили встать из-за своих парт и взять понравившуюся игрушку.

Как заволновались пятиклассники!  Каждому из них очень хотелось, чтобы именно его игрушку взяли ребята. И какой же был страх в глазах некоторых, от того, что его  игрушку могут не выбрать малыши, и она так и останется  лежать на столе.

И вот тут произошло чудо. Малыши сами это почувствовали! Когда на столе осталось три игрушки, которые никто не взял, трое детей вернулись к столу и взяли еще по одной игрушке, сказав при этом: «Ой, как хорошо, что у меня будет не одна, а целых две игрушки». Радостные первоклашки  благодарили дарителей.

Когда мы вернулись в класс, пятиклассники тихо уселись за свои парты,   они задумчиво смотрели то друг на друга, то на меня.

Я понимала, что сейчас идет процесс осмысления самого важного — тех минуток, когда малыши брали в руки их игрушки, радовались, весело разглядывая поделки.

Те минутки сделали великое доброе дело: в душах моих детей поселился «солнечный зайчик», о котором  ребята  спустя годы  не забыли.

В конце каждого учебного года я спрашивала у ребят: «Какие проекты им запомнились больше всего?» И каждый год ребята не забывали вспомнить «Доброе дело солнечного зайчика».

А вот другой пример проекта «Доброе  дело солнечного зайчика». В  5 классе Лиза  описала проект превращения заброшенной земли под окном дома своей бабушки в цветущую лужайку и не забыла о своей идее.

 Летом разгребла гору строительного мусора под окном бабушки, вскопала землю, посадила заранее выращенную ею рассаду цветов, вместе с папой (помощь взрослого была необходима) напилила досок  для ограды, заострила их кончики, каждую доску ошкурила, чтобы не было шершавостей, вколотила в землю, покрасила. 

Бабушка  рада была красивому  виду из своего окна, а особенно тому, что это сделала ее внучка — шестиклассница. 

План  проекта Лизы

План  проекта Лизы

Клумба есть!

Клумба есть!

В сентябре нового учебного года Лиза на уроке рассказала о реализованном ею проекте и показала ребятам фотографии.  Одноклассники смотрели на Лизу с восхищением!

Однажды  мы с семиклассниками рассуждали о добрых делах для своих близких.  13-14 лет – возраст, когда ребят бывает трудно привлечь к домашним трудовым делам.

 Я им предложила разработать и реализовать маленький социальный проект «Доброе дело для родных», просила нарисовать лица своих домочадцев до и после реализации проекта.

На следующем уроке ребята рассказывали о проделанной работе, старались соблюдать последовательность в описании шагов реализованного проекта, но  гордость и уважительное к себе отношение скрыть не могли – светились, как «лампочки». Историй смешных рассказали много.  Вспоминаю рассказ Насти:

— Что я больше всего не люблю делать, так это мыть посуду и рано вставать.  Я решила прибраться в доме в воскресенье, так как другого свободного времени у меня не было. С вечера все продумала, составила план действий.

Вечером заводила будильник на 7.30 и думала: «Смогу ли встать так рано в воскресенье?» Встала в 7.30, вымыла посуду, подмела и помыла  полы, вытерла пыль, никто в квартире не проснулся,  я не стала дожидаться, когда проснуться родители, и легла спать снова. Когда родители проснулись и прошлись по комнатам, то очень удивились,  оба прибежали ко мне в комнату, решили, что  со мной что-то случилось.

А я им: «Доброе утро, мама и папа! Я решила добрым делом вас порадовать!» Мама с папой целый день ходили под впечатлением.

– Ну, а самой тебе было интересно совершать добрый поступок по секрету?

– Да, интересно, но надолго меня не хватит.

– Важно, чтобы вкус» к свершению добрых поступков не пропал, это важно. А  захочется повторить добрый поступок  –ты знаешь, как его организовать.

Однажды ко мне подошли семиклассницы Алина и Даша и рассказали о том, что они каждый день, возвращаясь из школы, проходят мимо детского дома и видят, как неинтересно дети проводят свое время на прогулке, как трудно воспитателям  за всеми усмотреть. Вот и решили приходить в детский дом во время прогулки детей и играть с малышами, помогать воспитателям. Я одобрила их идею.

Через некоторое время девочки ко мне подошли огорченные: «Второй раз приходим на площадку, а воспитатели на нас не обращают никакого внимания. Мы им просто мешаем спокойно отдыхать».

Дала девочкам несколько советов, которые помогут им установить контакт с воспитателями, а также предложила взять в медицинском кабинете справки, подтверждающие, что они здоровы, предположив, что, может, воспитатели беспокоятся за их контакт с малышами по причине  незнания о состоянии их здоровья.

Спустя месяц девочки докладывали: «Все идет хорошо! Каждый день гуляем с детьми, помогаем воспитателям одевать детей, выводить на прогулку, играем с детьми, воспитатели к нам привыкли и нас всегда ждут». До конца учебного года девочки посещали детский дом.

Об этом они рассказали на отчетном уроке в конце учебного года. Их поступок вызвал уважение со стороны одноклассников. Ребята признались, что не каждый из них смог бы каждый день  приходить в  детский дом и два часа  тратить на заботу о малышах.

Участие ребят в социально ориентированных проектах давало каждому из них   шанс лучше понять себя, оценить свои возможности, приобретаемый  опыт – увидеть процесс своего взросления.

 

Вместо заключения

Я люблю проектировать, создавать новое,  люблю  творить сама, но когда   увлекаю своих учеников, это особенно радует. Возникает ощущение, что и в  моей душе поселился  солнечный зайчик.

Моей душе подарили солнечных зайчиков многие ребята, одна из них Оля Коккарева.

. Оля Коккарева

Оля Коккарева

Помню первое знакомство с Олей на уроке. Пришлось  близко подойти к ее столу, чтобы услышать, что она говорит. Голос мягкий, взгляд спокойный,  очень стеснялась отвечать на уроке, хотя ответ на вопрос изложила грамотно.

С удовольствием бралась за многие проекты: изучала историю школьной формы, рекламировала зонтики, создавала тематические открытки, изучала творчество Ирины Федосовой, информационные технологии.  

Оля Коккарева - Тверской филиал, МЭСИ. Второе место, в открытом молодёжном конкурсе открыток, посвященном 65-летию Великой Отечественной войны

Оля Коккарева — Тверской филиал, МЭСИ. Второе место, в открытом молодёжном конкурсе открыток, посвященном 65-летию Великой Отечественной войны

Оля – активный участник лагерных сборов. На одном из них методом  фокальных объектов Оля научила всех ребят придумывать необычные дома, на другом  рисовать пальчиковыми красками карельские орнаменты. Всегда у нее готов видеоряд для сопровождения своего объяснения.

С чего надо начинать и чем заканчивать проект. Публичное выступление Лизы

С чего надо начинать и чем заканчивать проект. Публичное выступление Лизы

Сейчас  Оля обучается  в 46-й школе и разрабатывает новые темы.

Растет достойная смена!

Проектная деятельность многогранна по своей сути. Можно было бы рассказать еще о проектной неделе в конце учебного года – фестивале  проектного творчества, коммуникативном практикуме, мажорных тимбилдингах с большим количеством коммуникативных игр, целом ряде детских проектов.

Но общая картинка – представление о моей работе в этом направлении –сложилась. Значит, осталось лишь поблагодарить дорогих читателей за внимательное прочтение второй странички из опыта 45-й школы: СПАСИБО!

 

Реклама зонтиков Проект о проекте, часть вторая
Ольга Коккарева