Русский Север

В пределах гиперборейских

{hsimage|Праздник в старинном поморском селе Варзуга ||||}Варзуга как духовный центр Кольского полуострова
В Кандалакше и поморском селе Варзуга прошли IV Феодоритовские чтения. Сотрудники Карельского государственного краеведческого музея Марк Шахнович и Денис Кузнецов  были участниками этой международной историко-краеведческой конференции.

О конференции нам рассказалт заместитель директора КГКМ Денис Кузнецов.
— Почему  вы  захотели стать участниками этой конференции?
— Я родом из Кандалакши, небольшого города на Белом море, и мне небезразлична судьба Русского Севера. В молодые годы я увлекался Востоком. Когда стал студентом  факультета музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского университета культуры, заинтересовался собственными корнями и севернорусской культурой. Меня тогда заинтересовали поморские традиции, может быть, не такие экзотические и модные, но, как выяснилось, не менее богатые и глубокие.
{hsimage|Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон и игумен Митрофан. Фото В. Зяблова |right|||} Сравнительно недавно мне довелось прочитать книги о святых Кольского края, которые прославились в XVI веке — Варлааме Керетском, Трифоне Печенгском и Феодорите Кольском. Автор этих книг — игумен Митрофан (Баданин), настоятель храмов села Варзуги, организатор Феодоритовских Чтений. Книги игумена Митрофана меня  впечатлили. Это полноценные научно-исследовательские труды со всеми положенными атрибутами  – исследовательским подходом, ссылочным аппаратом и т.д. И в то же время для меня новым было знакомство с историческими исследованиями, сделанными и осмысленными с позиций священника, представителя православной Церкви.
Наш сотрудник, археолог Марк Шахнович занимался раскопками средневекового городища в Варзуге, на Терском берегу Белого моря и участвовал во II Чтениях. Его исследования  «Археология реки Варзуги»  опубликованы в сборнике материалов Чтений.
{hsimage|Участники чтений на горе Крестовой в Кандалакше. Фото В. Зяблова ||||} Феодоритовские Чтения по традиции работают в Кандалакше и Варзуге. Феодорит Кольский – духовный покровитель Кандалакши, а Варзуга считается первым русским поселением на Кольском Севере и духовной столицей Мурманской области.

— Как была обозначена тема конференции и что в докладах впечатлило вас?
— Тема была обозначена широко «Север и история». Приехали ученые из Финляндии, Норвегии, Италии, Москвы, Мурманской области, Республики Карелия и других мест, то есть это была полноценная конференция российского и международного уровня. Были доклады московских ученых о концепте Севера в Древней Греции, Византии, Палестине. Было интересно узнать, как, например, понимали Север в древних семитских культурах.
Не обошли и тему Гипербореи. Михаил Бибиков, византолог, в своем докладе рассказал об историческом документе XVI века, который сейчас хранится в Государственном историческом музее в Москве. Это греческая грамота Акта Константинопольского собора 1593 года, утверждающего патриаршество на Руси.  В ней титулы царя и патриарха включают формулу «(патриарх/царь) Москова и всея Росии и гиперборейских пределов». К гиперборейской теме, активно раскручиваемой представителями меганауки, я относился скептически. Здесь, на Чтениях, «Гиперборея» предстала в новом свете. Конференция интересна и тем, что её участники рассматривали проблемы духовности и патриотизма искренне и глубоко, а не в том, увы, привычном виде, который знаком нам по бюрократическим документам и пропаганде СМИ.

— Какой была тема вашего сообщения?
— Я рассказывал о проблеме брендинга территорий на примере Карельского Поморья на основе исследований в проекте «Карельская ремесленно-сувенирная сеть», в котором мы занимались поиском исторических и культурных символов Кеми и Беломорска. Брендинг, или создание уникальных образов и знаков мест, нужен для лучшего узнавания территорий, для привлечения туристов и осознания местными жителями своих корней, выделения единых с мировой цивилизацией и в то же время уникальных сторон локальной культуры.  Мы тогда определяли культурные доминанты Беломорья — морская культура поморов, северное православие, доисторические памятники — каменные сложения, лабиринты. Архетипы Беломорья — «север», «море», «герой/путешественник» в светском прочтении – кормщик, шкипер, капитан, промысловик, охотник и рыбак, в духовной ипостаси – святой.  Северные святые – такие как Николай Мирликийский или Варлаамий Керетский — заступники на водах, покровители путешественников, такие же мореходы как и поморы… Мне показалось интересным рассказать о нашей работе и сравнить результат с тем, как это видится на Кандалакшском и Терском берегах.
— О святом Феодорите, в честь кого названы чтения, что-то известно?
{hsimage|Образ преподобного Феодорита Кольского. Фото В. Зяблова||||} — Преподобный Феодорит (1481 — 1571) был прославлен в лике святых в 2003 году. С 11 лет он подвизался в Соловецком монастыре. Общался с Александром Свирским. Удалился в устье реки Колы и стал проповедовать православие саамам. Феодорит священничал в Новгороде, был духовником Макария, митрополита Московского, настоятелем монастырей в Коле и Кандалакше. В последний период жизни Феодорит участвовал в государственных делах – он добился признания от восточных патриархов, для чего предпринял путешествие в Афон и Иерусалим. Он почил и погребен в Соловецкой обители.
— В чем особенность этой конференции?
— Мне приходилось принимать участие в разного уровня  конференциях и семинарах  России. Это всегда  своего рода деловой туризм. В данном случае  это  была по своей сути паломническо-православная поездка.  Большинство участников оказались уже сложившимся сообществом Феодоритовских чтений, как это часто бывает на хороших конференциях со своим собственным форматом и традицией. Там собрались исследователи и одновременно православные люди, которым по разным причинам  интересен Север. В первый день атмосфера Чтений была похожа на традиционные конференции с чтением докладов в большом торжественном зале культурного центра Кандалакши. Следующие дни проходили в стенах общеобразовательной школы Варзуги. На заседаниях Чтений с видимым интересом присутствовали варзужане: местная интеллигенция, пожилые люди и даже дети. Школьный спортивный зал, где все это происходило, придавал действу несколько домашнюю обстановку и душевное настроение.
— Какое впечатление произвели на вас варзужане?
— Место всегда влияет на человека. Если сравнить внешний вид  Умбы, столицы Терского берега, и Варзуги, то это два разных мира. Умба похожа на Беломорск и Кемь. Это индустриальные советские города, образованные на месте поморских поселений. Умба — это такой конгломерат, лесозаводской поселок со всеми прелестями постсоветской эпохи: с пришедшим в упадок производством, общественными зданиями, чей вид оставляет желать лучшего, хотя жизнь там тоже по-своему кипит… Варзуга выглядит старинным ухоженным поселением поморов в прекрасном природном окружении. Люди гордятся своим местом проживания, что вообще-то редкость для сельских поселений. О гордом характере варзужан говорит их прозвище на Терском берегу – «фараоны». Это название идет от поговорки «Фараоны на колесницах, варзужане на поездницах». Поездницы – лодки с широким развалом ботов и малой осадкой, которые по сей день строят варзужане. Их используют и в качестве речного такси – здесь нет моста, соединяющего оба берега реки Варзуги, на которых расположено село.
{hsimage|В Варзуге ||||} Конференция совпала с Днем села. Это был праздник с выступлением знаменитого варзужского поморского хора, колокольными звонами и мастер-классом от участников Чтений – представителей Московского колокольного центра. Впервые  была отслужена божественная литургия в только что отреставрированной Успенской  церкви. Возглавил ее архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон. На празднике приехал Дмитрий Дмитриенко губернатор Мурманской области. Он подарил варзужскому приходу икону святителя Николая. Владыка Симон и губернатор возглавили торжественное шествие к Золотому кресту Варзуги на Никольской стороне села. Он расположен на возвышенности, где находилось древнее городище первых русских поселенцев Терского берега.
В разговорах варзужан тем не менее присутствовал оттенок тревоги за будущее села. И  игумен Митрофан, принявший на конференцию мой доклад о брендинге территорий, думает о том, как поддержать  жизнь села, в том числе путем развития туризма – паломнического, экологического, культурного. Я уезжал с полным ощущением того, что Варзуга, действительно состоялась как духовный центр Кольского полуострова.
В следующем году должны состояться V Феодоритовские чтения на тему  «Романовы и Мурман».
Фото Дениса Кузнецова