Русский Север

Беломорский тупик

 
{hsimage|Виктор Васильев|right|||} Жизнь в этом году преподнесла Виктору Александровичу Васильеву два испытания. Начался год с юбилея — коллеги, ученики, коллектив его любимого хора, наконец, истинные ценители поморской культуры поздравили его с 60-летием.
 
А спустя всего несколько месяцев ему пришлось выслушать совсем другие «поздравления» — приговор суда.
Обвинили художественного руководителя Поморского народного хора ни больше, ни меньше как в хищении государственных средств. Суд завершился, приговор вынесен, директора  музыкальной школы обязали выплатить «похищенное» да еще присудили штраф. Но дело не в деньгах. Незадолго до вынесения приговора Васильев обмолвился: «Я просто не представляю, как я буду работать здесь дальше». И это трагедия не cтолько Виктора Васильева, это потеря для очень большого дела, которому он отдал всю жизнь, наконец, потеря для Беломорска.
  
Почти 40 лет назад им удивительно повезло – Беломорску и коренному сибиряку Виктору Васильеву, выпускнику Петрозаводской консерватории. Маленькому северному городу удалось заполучить человека, который приехал  не просто учить детей музыке и возглавить Поморский народный хор, а решил не дать угаснуть старинной поморской культуре. Задача титаническая. Но Васильев был молод, а еще влюбился в этот  край. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь.
{hsimage|Поморский народный хор. Стоят в первом ряду справа Ирина Викторовна и Виктор Александрович Васильевы ||||} В будущем году Поморскому хору исполнится 75 лет, и 38 из них им руководит Виктор Александрович. Рядом со взрослыми сегодня поют дети, и с каким увлечением и воодушевлением (мне довелось быть свидетелем этого!). Васильев принял сильный, уже известный тогда певческий коллектив, но поднял его на совершенно новый уровень, постепенно заменив в его репертуаре псевдонародные песни на подлинные поморские, которые пели  столетия назад в этих краях. Каждый сезон он уезжал в экспедиции, привозя оттуда десятки предметов материальной культуры поморов и столько же кассет с записями. Сколько их накопилось за десятилетия можно только представить, многие еще даже не расшифрованы. А еще Виктор Александрович списывался и работал в архивах Петрозаводска, Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска. Сегодня Васильев (лично Васильев!) владеет уникальной бесценной фонотекой поморского фольклора. Значимость ее определяется не только полнотой записей, но и тем, что сегодня практически ушли из жизни носители певческой и поэтической культуры древнего народа. Васильев, что называется, успел ухватить эту поморскую жар-птицу за хвост.
    
Собрав коллекции и записи, он задумал создать в Беломорске Центр поморской культуры. Могу себе представить, какая белая зависть грызла его, когда Поморский хор побывал в во время гастролей в Норвегии именно в таком центре – поморском, целиком и полностью посвящённом «Поморскому берегу» Белого моря. Это была его мечта, воплощенная в реальности. Вернувшись домой, он взялся будировать ситуацию. Но где Норвегия, а где Россия, да еще провинциальная…  Ну, написал бы письмо чиновникам и сидел ждал, пока дойдет, пока прочитают, пока обсудят, пока примут решение… А он через все эти «пока», минуя инстанции, пытаясь прыгнуть через головы, торопил время… Впрочем, и сам не сидел без дела: писал планы, создавал разработки, пытался получить гранты. На свои деньги заказал техническое обоснование – рядом с музыкальной школой сохранилось старинное здание дореволюционных мастерских купца Беляева – куда лучше для такого центра!  Нашел спонсора, который оплатил разработку плана реставрация. Пробил добро на финансирование из республиканского бюджета.
 
И тут, наконец, свое слово, сказали местные власти: реставрировать следует не выбранное  историческое здание, а кинотеатр «Выг», вернее, бывший кинотеатр. В Петрозаводске попросили определиться сначала на месте, что реставрировать, а потом просить деньги. В результате документация на реконструкцию исторического здания устарела, выросла стоимость работ, да и  бывший кинотеатр «Выг» остался в том же самом состоянии, туда как в терем-теремок запихнули краеведческий музей, спрятав уникальные фонды в подвалы, художественную школу, несколько коммерческих фирм.
Года  три назад в карельских СМИ промелькнула информация о том, что в Беломорске прошел праздник поморского карбаса. Подавался праздник под соусом Центра поморской культуры. Позвонила Виктору Александровичу, чтобы поздравить: неужели чудеса все-таки есть и  в Беломорске появился Центр поморской народной культуры? Увы, карбас был, центра – нет.
Впрочем, дыма без огня не бывает: зимой 2009 года, рассказывал Виктор Васильев, ему представили… директора Центра поморской культуры и попросили передать ей все фонды и наработки (?). Я понимаю, когда, скажем, директора Центра поморской культуры В. Васильева попросили передать своему преемнику все документы и «материальную» часть. Но центра-то до этого не было не только в наличии, но и на бумаге, существовали личные наработки Васильева, его проекты, его опять-таки личные коллекции. Что он должен был передать? Правда, когда проводился очередной учет государственного имущества в музыкальной школе, описали находившуюся там коллекцию собранных опять таки Васильевым старинных самоваров. Есть у него, как мне рассказывали коллеги Виктора Александровича по музыкальной школе, одна «дурная» привычка: все тащит директор в школу. И не только книги по специальности, которые покупает на собственные средства, но привезенные из экспедиций предметы поморского быта – пусть ученики с детских лет знакомятся с материальной культурой своего народа, да поморский хор здесь же занимается, не только взрослый коллектив, но и детский. И вот коллекцию старинных самоваров рыночной ценой около 400 тысяч рублей «передали»… на баланс государства, оценив в 180 тысяч. Если твое, то храни дома, а здесь все  государственное. Васильев особо за самовары не бился, тем более, что они так и стоят в его кабинете в школе. Но вот отстаивать фонотеку решил до конца. И не отдал. Собрать вторую такую сегодня уже невозможно, а где гарантии, что не попадут записи в чиновничью шкафы, откуда их после очередного описания имущества просто выкинут. Ценность коллекции записей, сделанных Васильевым, подтвердили на суде специалисты по фольклору.
Сейчас оформлен уже второй директор Центра поморской культуры, его рабочее место в отделе культуры местного самоуправления. Директор есть, а центра нет. Зато все по закону. Человек ходит на работу, его присутствие отмечают в табеле рабочего времени, зарплату он получает положенную ему по закону.
А вот теперь подробнее о хищении государственных средств. Виктор Александрович не отрицал: да, из местного бюджета ежегодно выделяются мизерные средства — на костюмы хористов, на поездки хора,  на ту же презентацию поморского карбаса… И все-таки средств катастрофически не хватает, районные бюджеты нищие. Хор, например, часто выезжает за пределы не только Беломорска, но и Карелии, хористам положены суточные – 100 рублей в сутки. Даже по петрозаводским ценам это стакан чаю и пирожок с капустой. А еще нужны презентационные издания – на юбилей Москвы, например, в Карелии только Поморский хор получил именное приглашение. Сделали прекрасный альбом «Поморы» (опять расходы, непредусмотренные ни в каком бюджете), фотосессии хора для афиш и еще много другого, на что нужны деньги. А в России, как известно, денег никогда нет, хочешь жить, умей вертеться. И вертятся. Если не все, то большинство бюджетников.
Преподавателя музыкальной школы, которая взялась за расшифровку фольклорных записей, оформили на полставки методиста (а это немногим более двух тысяч рублей). Но через некоторое время она посетовала на сложность этой работы  и решила отказаться. Договорились, что специалист так и будет числиться методистом на полставки, но деньги пойдут на нужды хора, а расшифровки будет делать сам Васильев. Нарушение есть? Есть. Преступление? Если учесть, что и работу методиста Виктор Васильев взвалил на свои плечи? Как и получая полставки (!) художественного руководителя Поморского хора, выполнял обязанности менеджера коллектива, костюмера, постановщика танцев, исследователя фольклора. Но тут к нему претензий нет, бесплатно можно сколько угодно работать, никто не запрещает. Аналогичная история была и со второй половиной ставки, но уже по музыкальной школе. Но вот что интересно, городок небольшой, ни в музыкальной школе, ни тем более в Поморском хоре своей бухгалтерии нет, все проходит через местную администрацию, и длилась эта история несколько лет, не скрывал ее и сам Васильев. Почему в один прекрасный день как гром среди ясного неба явился иск к нему местной администрации?
Я побеседовала с заведующей отделом культуры Любовью Викторовной Сидоровой. Честно скажу, ожидала лавину обличений в адрес Васильевна. Но моя собеседница была осторожна: как решит суд…  Однако, на мой прямой вопрос: «Уход Виктора Александровича Васильева из хора станет невосполнимой потерей для коллектива?» честно ответила, что нового руководителя, конечно,  можно найти, но прежде, чем он выйдет на уровень Васильева, пройдет не один год.
 
От себя добавлю: мало шансов на то, что останется к тому времени  и сам хор. Одна маленькая, но о многом говорящая деталь:  выпускницы школы, участницы хора, уезжая учиться в Петрозаводск, писали Виктору Александровичу и Ирине Викторовне Васильевым, что скучают по репетициям, что очень хотели бы и в столице петь родные поморские песни. И Васильев каждую неделю, выкроив время, ездит в Петрозаводск и проводит там репетиции, а поморские петрозаводчанки поют в концертах со своим хором.
    
Я поинтересовалась у чиновников: Васильев, как утверждает следствие, оформил человека методистом, а получал за него деньги сам. Значит ли это, что обязанности методиста никто не выполнял и хору нанесен урон, как и бюджету? Да нет, услышала в ответ, обязанности методиста… выполнял сам Васильев. Во время одного из заседаний суда, как мне рассказали, прозвучала фраза: «Нарушения есть, но преступления-то нет!». Может быть и так. Но на наказание это не повлияло. Что за этим стоит? Не буду приводить здесь все переплетения родственных связей: кто за кого? Кто за кем?
Меня поразили слова молодой сотрудницы музыкальной школы.
 
— Я не понимаю, зачем местной власти нужно гнобить Васильева, — искренне удивлялась она. — Затевать этот суд? Он столько может сделать для района! У Виктора Александровича же голова буквально набита идеями. Поддержали бы его, и выиграет район. Он каждый год пишет заявки на гранты и получает их,  разрабатывает проекты!
 
За два года десяток томов исписал следователь ФСБ. А Виктор Александрович  даже в самые трудные в моральном плане для него дни (а они обошлись дорого для всей его семьи, возьмите хотя бы тот факт, что на допросы по делу отца вызывали его ждущую ребенка дочь!?) вывозил хор и… мечтал о Центре поморской культуры. Главное, он уже видит, каким должен быть этот центр.
А ведь действительно, почему нашей провинции не нужны такие люди как Васильев? Пусть с острыми углами характера, неуступчивые, когда касается их ДЕЛА, готовые во имя его на все? Или они никак не вписываются во всеобщий процесс дебилизации всей страны? Исторический анекдот сообщает, что когда  царя Николая I попросили не увольнять профессора Московского университета, мол, знающий и талантливый, царь категорично отрезал, что умные ему не нужны, ему, как и государству нужны верноподданные.
Не хочу обижать всех беломорчан. Когда готовила материал по беломорским петроглифам, заочно познакомились с председателем общественной организации по сохранению и изучению объектов культурного наследия «Залавруга» Т.А. Платовой, которая не побоялась обратиться с резким письмом в адрес правительства по поводу сохранности беломорских петроглифов. И на этот раз члены «Залавруги» выступили в защиту Васильева, как поддержал его и хор, ветераны Беломорска.
Есть талантливые люди в Беломорске, их бы поддержать, и заговорят о городе на всю Россию. На одной из выставок в Петрозаводске я познакомилась с удивительным человеком, о котором еще собираюсь рассказать когда-нибудь – Ириной Геннадьевной Ильиной. В одной из беломорских школ она организовала музей-мастерскую «Рукоделия Поморья», в которой девочки занимаются не только рукоделием, но и золотошвейным делом, а это уже ремесло, в старые времена ему обучали даже за плату в монастырях. Северное золотое шитье ценилось в России.
Может быть, суд над Васильевым должен был стать «другим наукой»? Чтобы знали свое место? Даже если таких не так уж и много.
Поинтересовалась у преподавателей музыкальной школы, заметят ли в городе исчезновение Поморского хора (не дай Бог такое случится!). Сергей Викторович Петунов даже не задумался: «Конечно, нет! У нас тихо-мирно закрылись несколько предприятий, а их банкротство коснулось жизни многих семей, оставшихся без средств к существованию. А тут хор!».
Кстати, в начале нового учебного года В.А. Васильев узнал, что он уже не директор школы, хотя коллеги по всем школьным вопросам все еще обращались к нему. Ради оптимизации средств решили объединить музыкальную и художественную школы. Одним за другим закрываются предприятия. Но вот почему-то оптимизация всегда касается школ, лечебных учреждений, но никак не чиновничьих структур, в том же Беломорском районе как существовали, так и существуют две  администрации – районная и городская. И так в большинстве районов. А как же! Кто же  будет заниматься духовным возрождением Русского Севера?!
 
 Беломорск-Петрозаводск
 
Фото Ирины Ларионовой
 
 
 
Письма в поддержку В. Васильева
 
Открытое письмо к жителям г. Беломорска в поддержку руководителя Поморского хора г. Беломорска Виктора Александровича Васильева

    «…Русский Север (Поморье) спас от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию – песенную, словесную, русские трудовые традиции…». Академик Д. Лихачев

 
Уважаемые жители города Беломорска!
 
Архангельская Региональная Общественная Организация «Поморская Экспедиция» не может оставаться в стороне от травли, устроенной в отношении вашего земляка и нашего единомышленника. Мы полагаем, что ВИКТОР Александрович, являясь одним из ключевых деятелей Возрождения Поморской Культуры, достоин не только защиты, но и всяческой поддержки в своих начинаниях. Его вклад в Поморскую Культуру огромен. Он не просто собрал и сберег поморскую песенную и обрядовую культуру, он сделал самое главное. Он смог придать ей новое живое звучание. Он вернул народу его Душу, за что и сам стал частью этой Души.

 
Именно, исходя из понимания происходящих событий, мы и призываем Вас защитить Виктора Александровича. Защитить хранителя Народной культуры, хранителя Души Народной.
 
Завершить наше открытое письмо в поддержку руководителя Поморского Хора и «Души России» хотелось бы небольшой цитатой из работы «Ключи от будущего»: «…Народная песня. Что в ней такого? Она пронизана древними архетипами, чем-то нематериальным, но очень дорогим. Это архетип поиска смысла жизни, очищения, правды, обретение абсолютных ценностей…
 
Если народ веками поет эти песни – это значит, что в них скрыты настоящие ценности. А возрождение это обретение НАСТОЯЩИХ ценностей, на которых и строится НАСТАЮЩЕЕ. У греков нация называется «ХОРА». Нация – это хор, те, кто поют вместе. А ХОРО-ВОД – это ведение народа…».
 
Наши мудрые предки когда-то говорили, что «Певец приходит к племенам и делает из них народ». К нам пришел певец «Души Народной» и воссоздал Поморский Хор (!!!) и если отдадим его на расправу, какой же мы после этого Народ?!
 
    
   
     Председатель АРОО «Поморская экспедиция»
А.А. Шаларев
11.10.2011 г.
 
(в сокращении)

 

 Дорогие поморы Республики Карелия!
 
Нам, архангельским поморам далеко не безразлично, заботятся ли ваши власти о поддержке культуры карельских поморов. Мы один народ. До сих пор мы в Архангельске были уверены, что в Карелии к поморам власти относятся очень бережно. Мы были рады за вас, когда в Беломорске в 2010 году впервые с успехом прошел третий съезд поморов (Поморский форум). Но сегодня мы крайне встревожены тем, что слышим о ряде конфликтов, связанных со знаменитым Поморским хором Беломорска.
Старейшая поморская общественная организация Архангельской области Национальный культурный центр «Поморское Возрождение» обращается к местным жителям, деятелям культуры, властям Беломорска не давать разгореться конфликту вокруг Поморского хора. Надо беречь хранителей поморских традиций. Особенно тех, кто годами развивает поморскую культуру. Архангельские поморы с тревогой следят за событиями вокруг Поморского хора и его руководителя В.А. Васильева. Поморский хор нужно поддержать всем миром, это гордость Беломорска и всего беломорского Поморья.

С уважением,
Председатель НКЦ «Поморское Возрождение»
И.И. Мосеев