Наука, Общество

Пока Земля ещё вертится

… не перестанут рождаться чудаки и фанатики, которые всем благам предпочтут счастье открывать тайны мироздания, исследовать и удивляться.

Инна Фрадкова и Анастасия Ермашова о молодежи в науке.

 

Наука всегда была одной из самых увлекательных и интеллектуальных сфер деятельности. Но сегодня, как показывает статистика, Российская наука катастрофически «стареет». На долю самых молодых ученых до 29 лет приходится всего 17 %. В стране осталось около 400 докторов наук, которым меньше 39 лет. Многие молодые исследователи, поработав в науке, покидают ее из-за социально-экономических проблем. Другие предпочитают заниматься исследовательской деятельностью за рубежом. Это грозит утратой преемственности, а, по мнению ряда аналитиков, глубоким кризисом науки в нашей стране.
* On-line
Если заниматься наукой – то в России

 Мы решили узнать, как относятся к этой проблеме уже состоявшиеся молодые ученые и те, кто ими не стал.

Ольга, аспиарантка: – Как это ни странно звучит, мой профессиональный выбор — заниматься наукой — был сделан неосознанно. Поначалу мне просто нравились естественные дисциплины, затем университет как-то незаметно «погрузил» меня в экспериментальную деятельность. И только потом пришло понимание, что наука — эта та область, в которой мне бы хотелось найти свое призвание. Наука – это сфера интеллекта, благородного и бескорыстного труда, новизны и, кстати, молодости и бодрости духа. Почему я хочу заниматься наукой именно в России? Мне искренне хочется участвовать в развитии именно отечественной науки, чтобы она занимала в мире уважаемое положение. Желание каждый день жить в своей культурной среде сильнее желания жить и работать без материальных затруднений. Тем не менее, я приветствую возможность обучения и работы в зарубежной лаборатории в течение некоторого времени. Это бесценный опыт.

Алексей, недавний ученый-физик: – Молодежи сегодня не интересно в науке. Это понятно. Во-первых, нет материального стимулирования молодых ученых, а это важно: у многих есть семьи. Во-вторых, практически отсутствует научно-материальная база, а без нее сложно делать какие-либо значимые открытия. Как следствие – отсутствие стимула. Ну и третье, недостаточное освещение технологического прогресса в т.ч. и в средствах массовой информации, а ведь без этого сложно заинтересовать молодежь. В настоящий момент наука держится на штучных индивидах, матерых ученых, которые сумели сохранить свою материальную базу, и на коммерсантах, которые вкладываются в инновационные разработки с перспективой для себя. На самом деле, на эту тему можно долго дискутировать, но те, кто действительно решил посвятить себя науке, найдут свое место в этой жизни. Только вот признание к ним придет еще не скоро!

Светлана, биолог, кандидат наук: – Проведя два года за рубежом на научной стажировке, с горечью осознала огромную разницу, прежде всего, в финансовом и техническом оснащении институтов. Там проще, поскольку шире возможности для исследовательской работы: легче найти деньги на исследование, обсудить свой проект на международной конференции, отыскать нужные журналы. Тем не менее, заниматься наукой я хочу именно в России. Стажировка дала мне важный опыт и четкое понимание того, что жить в родной стране и работать в российском институте для меня важнее, чем личный успех в науке. За границей постоянно чувствуешь себя иностранцем, чужаком. Тебя принимают, поскольку ты, по сути дела, зарабатываешь «галочки» и денежки для зарубежной лаборатории. Это можно перетерпеть какое-то время, но долго я бы там не выдержала. Даже высокая зарплата, комфортная жизнь и идеальные условия для работы не компенсируют это неприятное ощущение, что ты не дома и работаешь на чужую страну.

Полина, выпускница филфака: – Мечтаю заниматься только наукой, а приходится — всякой фигней. Сейчас, кажется, стали и деньги на науку выделять, и молодым дорогу давать. Хотя, по-моему, в науку должны идти люди увлеченные, ведь они работают не ради перспектив и даже не ради денег, а за интерес. Именно поэтому я не в науке: кушать хочется.

Михаил, студент: – Возможно, я бы стал бы заниматься наукой, если бы она кому-то нужна была. Я учусь в университете, и меня не покидает ощущение, что все то, чем занимаются ученые, уходит в песок. Научным работникам очень мало платят. А между тем, материальный достаток — это не просто вопрос денег. Это вопрос личной свободы. Свободы в первую очередь творческой: смогу ли я реализовать задуманное. Кроме денег есть ещё важный фактор — отношение с начальством. В России этот фактор почему-то играет очень важную, определяющую роль. И это удручает. Я не вижу в науке простора для реализации идей, свободного творчества и личного развития.

А может хорошо, что в науке сегодня не предлагаются золотые горы? Как бы это жестоко ни звучало, но именно так происходит своего рода отбор. Ученый, истинный, идет не за копейкой, а за своим призванием. Он занимается наукой, потому что не может ей не заниматься. Эту сферу деятельности нельзя загнать в жесткие рамки, невозможно делать открытия «по плану». Правильно прозвучало в одном из ответов, что наука – это бескорыстная деятельность и заниматься ею должны воистину нравственные люди, а заботиться о них необходимо государству, создавая им условия и оценивая по заслугам. Что и хочется пожелать всем нам и нашей стране.

Инна Фрадкова
 «Молодые в науку идут охотно!»

В Карелии 880 молодых ученых, а с учетом молодых специалистов, работающих в фирмах и на предприятиях и занимающихся исследованиями, более 1000. В пересчете на душу населения г. Петрозаводска и Республики Карелия, это больше, чем во многих регионах России! Юрий Савельев, председатель Совета молодых ученых и специалистов Республики Карелия, кандидат экономических наук, главный ученый секретарь Президиума Карельского научного центра Российской академии наук уверен, что Карелия выделяется благодаря многочисленным научным организациям и вузам:

– Наш Карельский научный центр РАН – один из крупнейших на Северо-Западе России, Петрозаводский университет – один из крупнейших университетов европейской части России.

– Молодые в науку идут охотно! – наперекор бытующему мнению продолжает Юрий Савельев, – Зарплата молодых ученых в Академии наук увеличилась до 20-25 тысяч рублей. Конкурсы в аспирантуру большие, но возникает проблема трудоустройства выпускников…

Самое популярное у молодых ученых направление – экономическое, оно пользуется успехом не только у выпускников вузов, но и у работающей молодежи. На втором месте – биологические специальности.

– Юрий Владимирович, в своем письме президенту и премьер-министру 45 российских ученых, теперь работающих на Западе, написали, что российская наука существенно отстает от мировой…

– В любой науке есть области отставания и области, в которых она идет впереди. У российских ученых – системный взгляд, фундаментальные знания. У ученых Запада – знания прикладные. Я не согласен со стремлением правительства вернуть в Россию «светлые головы». Лучше обратить внимание на молодых талантливых и творческих ученых, которые живут в России. Есть те, кто поработает за границей, а потом возвращается. На Западе очень жесткая система, необходимо постоянно показывать результат. Кстати, этой жесткости в России не хватает.

НАШ ОПРОС 
На вопрос «Хотели бы вы заниматься наукой?» ответили 46 человек.

Только за достойную зарплату – 50%
Наука – это не мое – 22 %
В нашей стране у ученых нет перспектив – 17 %
Я готов заниматься наукой даже бесплатно – 11 %

Полезные ссылки:

«Лицей» № 11 2009 http://rosmu.ru/ – Российский союз молодых ученых
http://www.moluch.ru/ – сайт научного журнала «Молодой ученый»
http://smus-karelia.ru/ – Совет молодых ученых и специалистов Республики Карелия

 «Лицей» № 12 2009