Главное, Общество

Украина, боль наша

news.mail.ruЛюдей, равнодушных к кровопролитию в братской стране, сейчас в России  нет. У каждого из нас есть там родственники, друзья.

Разобраться в причинах происходящей на наших глазах трагедии трудно, информации российских телеканалов веры нет, а в Интернете столько понаписано и показано, что это запутывает еще больше. Поэтому, видимо,  не все из публичных людей Карелии согласились  ответить на наш вопрос: что вы думаете о событиях на Украине? Спасибо тем, кто не ушел от ответа.

 

Вячеслав Агапитов
Вячеслав Агапитов

Вячеслав Агапитов, руководитель общественной организации русской культуры «Русский Север», историк, этнограф, поэт:  – События на Украине напоминают нам, насколько не устроены исторические судьбы наших народов на постсоветском пространстве – украинцев, русских. В этих событиях много для нас скрытого, неясного, интересы народов не совпадают с интересами транснациональных компаний обеих наших стран. Мы присутствуем при глубочайшей драме человеческих поступков на Майдане и в правительстве Украины. Непросто человеку определиться в своей  позиции по отношению к этим событиям, даже если ты владеешь информацией. Сталкиваются разные интересы – геополитические, экономические и прочие. Вообще очень тревожно, жалко людей, которые оказались в этом круговороте.  События на Украине – определенное предупреждение для России: нежелание решать социальные проблемы приводит к такому витку напряженности. Этнический фактор здесь не определяющий, как иногда у нас рисуют.

 

Иван Савицкий
Иван Савицкий

Иван Савицкий, кандидат исторических наук, доцент ПетрГУ: – Казалось бы, события на Украине – это внутреннее дело Украины.  Должны сами разобраться.  Другое дело, что не дадут. Слишком выгодное положение, слишком богатые всё ещё ресурсы. И слишком большая вина России, не нашедшей другой кандидатуры для лидера страны, кроме бывшего з/к. Ну не умеем мы дружить с демократиями: в союзниках нам нужен либо диктатор, либо революционная (бандитская, террористическая) группировка. Чтобы зависел от нас. А народ хочет, чтобы руководитель зависел от него. Не те уже времена, и даже призрачные демократические ценности становятся сильнее вполне материальных нефти и газа.
Авторитет Виктора Януковича в стране отсутствовал уже к середине прошлого года. Политическое бездействие на фоне активного семейного бизнеса возмущало всех. Только симпатии к стоящей за спиной Януковича России заставляли людей на словах поддерживать президента. Обидно и досадно, если такая фигура станет причиной раскола украинского общества. На этом фоне западная поддержка манифестантам второстепенна в украинских событиях.

 

Яна Жемойтелите
Яна Жемойтелите

Яна Жемойтелите, председатель Союза молодых писателей Карелии: – Вчера посмотрела списки погибших. Один парень 1994 года рождения. Двадцать лет всего было. Снайпер поработал. Главное, так и непонятно, кто стрелял. Не нашли. Меня человеческий момент прежде всего волнует. Молодежь одержима идеями, лезет на баррикады, а их политические лидеры отсиживаются в безопасности, с той и другой стороны. Так вообще-то было всегда. Что касается позиции России, надо было еще в XIX веке понять, что украинцы – не русские, у них иная ментальность.

 

 

 

Андрей Рогалевич
Андрей Рогалевич

Андрей Рогалевич, депутат Законодательного Собрания РК: – Для меня Украина это часть Родины, причем неотделимая. У меня бабушка оттуда. Представительница казачьего рода. То, что происходит сейчас, пугает многих, с кем разговариваю. Хочется верить, что у сторон хватит мудрости, чтобы урегулировать ситуацию, остановить мародерство, остановить убийства.

 

 

 

 

Михаил Гольденберг
Михаил Гольденберг

Михаил Гольденберг, директор Национального музея Карелии: – Киев знаю очень хорошо. Это родной город моего отца. Каждый год приезжал летом к бабушке и родственникам. Страшно болел за киевское «Динамо». Киев для меня один из красивейших городов. По-особому чувствую боль за происходящее. Трагедия. Жалко погибших. Но…

1. Да, события убеждают, что личности западных политиков измельчали до крайности. Кэтрин Эштон – главное политическое лицо Запада… Где вы, современные миттераны, вилли брандты, улофы пальме, кекконены? Личности такого уровня ушли в прошлое. Не видно и истинных лидеров Украины. Наступил век толпы, хаоса, охлократии. Толпа – явление страшное. Хосе Ортега-и-Гассет предупреждал, что толпа пожрет личность. На Украине толпу породила нищета, бесправие, жуткая коррупция, страшная социальная несправедливость. Это истинные враги любого народа. Недовольство людей – частый объект для манипуляций. Есть вариант, что в результате всех жертв, одна украинская олигархическая группировка сменится другой.

2. Украина – политическая мозаика: Восток, Запад, Крым, Одесса и гармонии между ними не будет никогда. Не срастется, как Кишинев и Приднестровье. Западные и восточные украинцы – это два разных этноса. Раскол будет нарастать.  Ленинопад не приведет к рождению нового правового сознания. Памятники свалить несложно, но проблемы останутся старые.

3. России такой хаос у порога крайне невыгоден. Издержки событий (хорошо, если только финансовые) скорее всего, падут на нас. России надо сделать все возможное, чтобы не ввязаться в силовые действия. Будут провоцировать. У нас там флот…

4. И последнее. Крайняя скудость аналитических идей на нашем телевидении. Митинговые крики и узкий круг несвежих лиц. Где специалисты-профессионалы по странам ближнего зарубежья? Их нет?

 

Александр Гезалов
Александр Гезалов

Александр Гезалов, общественник, эксперт Общественной палаты России по вопросам сиротства: – На мой взгляд, происходит гражданское и государственное самоопределение нации. Безусловно, в таких событиях часто педалируемых извне,  страдают люди, есть жертвы. Но в авторитарном государстве, живущем по образцу Советского Союза, сбрасывание оков часто бывает кровавым. Это все из-за отсутствия механизмов демократических преобразований и плавной передачи власти, если народ решил выбрать другой путь. Печально,  что льется кровь, но самоочищение в наших славянских корнях часто невозможно свободным путем. Мысленно я с народом Украины, который очень люблю. Люблю за доброту. Сердечность. Нередко бываю в Киеве. Печально, что он стал кладбищем для многих людей.

 

От редакции «Лицея». Приносим глубочайшие соболезнования всем украинцам, потерявшим своих близких в междоусобной бойне, сострадаем тем, кто подвергся насилию, оказался в заложниках. Мы вместе с вами больше всего сейчас желаем Украине мира. Да скроется тьма!