Общество

Живущие в Сети

{hsimage} Сколько времени вы проводите за компьютером? На этот вопрос отвечали участники карельского интернет-форума. Из 600 человек 106 (17 %) тратят на это больше 10 часов в день. Средней продолжительностью сеанса можно назвать 5–7 часов, за этот вариант проголосовали 186 пользователей (30 %). А ведь для них сидеть за «компом», значит находиться в сети…

Всегда есть возможность сохраниться

Каждый из нас когда-то был полнейшим профаном в этой области. Но однажды Интернет стал частью нашей жизни. Что значит он для нас и чувствуем ли мы себя зависимыми от него? Пообщаться на эту тему я предложила всегда готовым к обсуждению «форумчанам».

Lillian: «Зависимости нет, но определенная привычка есть. Вот недавно у меня Интернет не работал – сразу стало как-то не по себе. На сайт mail.ru захожу каждый день, причем иногда по нескольку раз. Хотя, мне кажется, если вам есть чем заняться, то без Интернета вполне можно обойтись. Единственное, что некоторые мои друзья живут в других городах или даже за границей, поэтому Интернет – единственное средство для общения с ними».

 

Amber: «Без него было некуда девать мысли, когда нечего делать…»
Chubuk: «Выйти в Интернет для меня значит просто потратить свое свободное время».
RImIX: «Считается, что сегодня Интернет – как вторая жизнь. Я лично к Интернету равнодушна: что он есть, что его нет. Но когда понадобится найти какую-то информацию, то частенько только он может помочь».
Obivan: «Когда только подключил безлимитный тариф, сидел много. Не мог оторваться прям до двух, а то и до трех часов ночи. А сейчас прошло. Сижу по мере возможности и то только вечерком…»
Saltis: «Эх, помнится, защищал я года четыре назад учебную научно-исследовательскую работу про социально-психологические особенности общения в Интернете. Лично для меня он значит очень много. Фактически это универсальный источник информации. Если я нахожусь дома, то 90 % своего времени провожу в сети. Общение с друзьями, что-то почитаю, что-то напишу, послушаю, посмотрю – эти возможности предоставляет компьютер с выходом в сеть. С удовольствием отвлекаюсь лишь на любимую девушку. Для меня Интернет вообще стал своего рода воспитателем в жизни. В виртуальность я вступил в 1999 году, мне тогда было всего 12. Такая школа общения стала настоящим подарком. Трудно перечислить, сколько всего полезного я извлек из такого опыта. Это великолепная возможность смоделировать ситуацию, последствия которой в сети не могут так сильно ударить, как в реальности. Как в компьютерной игре – всегда есть возможность «сохраниться». Если вдруг исчезнет Интернет (такое бывало пару раз), то на адаптацию к жизни без него нужно около трех дней. Время начинает идти очень медленно, пытаешься чем-то себя занять. Конечно, человек ко всему привыкает. На четвертый день входишь в новый ритм жизни. Но отказываться от этой вредной привычки совсем не хочется».
Тантра: «В последнее время стала задумываться над тем, что пора потихоньку отвыкать от компьютера. На меня все стали обижаться, ведь я никому не уделяю своего времени. Если я дома, то в сети, если не дома, то тоже в сети. Когда в университете, у меня только одна мысль: «Я хочу домой! Хочу постучать по своей клавиатуре, а не по чужой…» Я даже ем у компьютера. Надо мной издеваются, называют компьютерной крысой… Без сети, думаю, жила бы нормально, как раньше, и не ругалась бы со своими друзьями…»

МИНИ-ФАЙЛ 

В Финляндии не берут в армию

Врачебная комиссия признала целую группу парней неспособными отдать долг родине в рядах Вооруженных сил Финляндии. Представители врачебной комиссии забраковали здоровых на вид призывников на том основании, что они пристрастились к компьютерным играм и Интернету. Брать Интернет-зависимых и геймеров на срочную службу нельзя, потому что молодые люди, большую часть своего времени проводящие за компьютером, будут слишком скучать без него и как следствие не смогут как надо служить. Молодым людям дали отсрочку на три года. Военные надеются на то, что за это время они избавятся от этого недуга.

Новый бич китайского общества

По мнению китайских врачей, около 13 % китайских тинэйджеров-интернетчиков, то есть примерно 2,6 миллионов человек, имеют предрасположенность к Интернет-зависимости. Одна из причин возникновения этой болезни – скучная жизнь. Для лечения уже открыты специализированные диспансеры.
Крупнейшая и старейшая клиника находится на военной базе в Дасине, пригороде Пекина. В обычные дни она дает приют 60 пациентам, но в критические периоды их количество возрастает до 280. Возраст пациентов от 12 до 24 лет.
Китай – не первая страна, где Интернет-зависимость обсуждается на государственном уровне. В последнее время Южная Корея, Таиланд и Вьетнам тоже предприняли меры, чтобы оградить тинэйджеров от излишнего увлечения виртуальной реальностью.

Имя для первенца – Yahoo

Мексиканская пара из города Мехикали, познакомившаяся через Интернет, назвала одного из своих детей Яху – в честь известной поисковой системы Yahoo. Родители пошли на такой шаг, несмотря на то что сотрудники местных органов записи актов гражданского состояния предупредили их о психологической травме, которую они могут причинить ребенку. Социальная адаптация будет осложняться борьбой за право носить свое имя, уверены специалисты.
Что касается значения известного каждому пользователю глобальной паутины слова «Яху», то оно не настолько безобидно. В книге «Путешествия Гулливера» (1726 г.) так назывались человекоподобные животные, которых разумные лошади-гуигнгнмы использовали в качестве скота.

Вместо ТВ

Сегодняшняя молодежь рассматривает Интернет как основной источник информации и главное средство коммуникации. К такому выводу пришли исследователи из аналитической компании IDC, основываясь на результатах опроса 302 человек в возрасте от 15 до 24 лет из России, США и Бразилии.
Ежедневно в онлайн выходит больше американцев, хотя бразильцы каждый день проводят в сети больше времени. Большинству российской молодежи Интернет нужен для чтения новостей, а онлайновыми магазинами чаще пользуются молодые жители США и Бразилии.

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

Homo Internetiens

Была у нас с подругой хорошая традиция. Жили мы практически в соседних дворах, виделись почти каждый день. Но при этом писали друг другу письма. Тетради в 12 листов наполнялись картинками, стихами, рассказами, размышлениями. Недавно я попросила ее вернуть на время мои писания. Ольга начала раскопки и обнаружила огромное количество таких же писем от разных людей.
– Интересно, почему тогда все были так увлечены перепиской?
– Просто тогда не было Интернета…

Действительно, Интернета не было, но была, оказывается, необходимость именно такого, письменного общения. Сегодня для этого есть множество способов. Выбор зависит от наших предпочтений. Что мы хотим – общаться в реальном времени, обсуждать какие-то проблемы, просто переписываться со старыми друзьями, знакомиться с новыми?
Однажды в своем электронном ящике я обнаружила послание из США. Моя однофамилица много лет назад уехала из России. Наши с ней родственники живут в одном поселке. Со своими она связь потеряла. Я навела справки, снабдила номером телефона ее двоюродной сестры, ее американский адрес передала тете. Мои координаты Катя нашла в гостевой книге сайта «Владимирские зори» (так назывался фестиваль авторской песни, который проходил недалеко от поселка). Могло бы это произойти, если бы не было Интернета? Думаю, вряд ли.
Месяца два назад приятель предложил зарегистрироваться на сайте «В контакте». Там я нашла некоторых своих одноклассников, однокурсников, людей, с которыми давно потеряла всякую связь. Теперь о каждом из них я могу узнать все самые последние новости, посмотреть фотографии, оставить личные сообщения. Одним словом, меня затянуло. Я все чаще и чаще забываю про время и засиживаюсь дольше, чем планировала. Конечно, до крайней степени Интернет-зависимости мне еще далеко, но как только я включаю компьютер, сразу выхожу сеть и набирают адрес «В контакте».
Михаил: «Кто-нибудь смотрел «Смешариков»? Там есть мультик, в котором все герои нашли телеграфы и не выходили из дома, общаясь с их помощью. Но один из них ночью сломал эти телеграфы, и они стали жить как раньше – весело. Это про сайт «В контакте»…»
Юля: «Сначала мне просто было интересно находить друзей, а сейчас уже надоело. Каждый день происходит одно и то же и мне это уже не доставляет никакого удовольствия. Но все равно я провожу здесь не менее пяти часов в день».
Кристина: «Единственный минус в том что «контакт» затягивает, и потом не успеваешь делать то, что было запланировано…»
Настя: «Я не знаю, что можно делать на этом сайте, когда никого из друзей нет в сети, но я тут просидела 18 часов!»
Лена: «Это ужасно! Я уже два часа пытаюсь лечь спать. Караул, спасите!»
И что же плохого в том, что ты знаешь обо всем на свете и постоянно готов к общению? Интернет – это особая культурная среда. Здесь вместо имени у каждого пользователя свой ник. Его выбирают самостоятельно, пытаясь отразить все самое важное, что есть в характере. Встречаются, правда, и такие, для которых это маска, освобождающая от ответственности. Но особенно поражают трансформации, которые происходят с языком. Щас, патамушта, фчера, атайтите, тароффа, ышшо и так далее вместо сейчас, потому что, вчера, отойдите, здорово, еще. Интернет-пользователи делают ошибки сознательно.
«Что делать, как быть? Может быть, зарождается новый тип человека? Homo Internetiens или что-то похожее? Мы чаще шутим, потому что в сети самые смешные и свежие анекдоты. Но в то же время реже смеемся, потому что каждый второй анекдот нам уже знаком. Мы знаем, что Аська это не ласкательное от Анастасия, а система обмена мгновенными сообщениями, что писать с «ашипками это рулит». Мы пишем очень быстро. Так быстро, что не просто успеваем за мыслью, а обгоняем её. Мы не покупаем диски в магазинах, мы скачиваем музыку и фильмы из сети, мы радуемся неограниченному трафику. Мы измеряем объем информации в метрах и называем эту величину весом! Мы странные люди. Нас хоть кто-нибудь понимает?!» – эту проникновенную речь я прочла в одном из форумов.
Слова девушки заставили задуматься. Если мы вошли в эту культурную среду подготовленными, состоявшимися личностями, воспитанными на качественных книгах, фильмах, в живом общении с предыдущими поколениями, то что сказать о тех, кто идет за нами? Однако этому мнению можно тут же противопоставить другое: «Интернет – это мир, где стираются границы между городами и странами, где не нужно ни визы, ни паспорта, ни прописки. Я люблю этот мир. Я привык к нему и скучаю, если его нет рядом со мной…»
Остается без ответа лишь один вопрос. Как быть частью этого мира, но не попасться в сети, не запутаться в паутине?

НАШ ОПРОС

Что вы испытываете, когда у вас долгое время нет возможности выйти в Интернет?

Не представляю себе, что я буду делать без Интернета.

Надеюсь, такого никогда не случится 23% (10 человек)

Я испытываю волнение, становлюсь раздражительным 11% (5 человек)

Не нервничаю, но постоянно ощущаю необходимость
при первой же возможности выйти в Интернет 41% (18 человек)

Абсолютно спокойно отнесусь к этой ситуации, несмотря
на то, что достаточно часто бываю в сети. В конце концов,
ничто не может заменить живого общения с людьми 23% (10 человек)

Отношусь к Интернету исключительно как к
информационному ресурсу, который помогает мне в учебе,
работе. В сети бываю редко. Не выбрал никто

Всего проголосовало 43 человека

"Лицей" № 11 2007