Общество

Взорвите границы внутри себя!

 
{hsimage|Маргарита Ольнова ||||} "В Норвегии снимаются внутренние зажимы, появляется уверенность. Здесь можно прийти на занятия в тапочках, домашней одежде и непричесанным, пить кофе или чай, закидывать ноги на стул — и все это будет в порядке вещей".

 

В Высшей народной школе в норвежском Пасвике обучаются пятеро студентов из России. Среди них Маргарита Ольнова, выпускница филологического факультета ПетрГУ, участница Международного молодежного клуба «Solveig». Она делится своими впечатлениями о жизни в Норвегии и обучении в школе.

— Маргарита,  как ты стала учащейся Высшей народной школы?

— После окончания 3-го курса я приехала в Норвегию по программе Aupair и прожила год в городе Трёнсберг. Для меня это была хорошая практика языка, как английского, так и шведского  — он очень похож на норвежский. Кроме того познакомилась с культурой и историей страны, пообщалась с ее жителями. Мне очень здесь понравилось. Поэтому, вернувшись в Россию,   вступила в Международный молодежный клуб "Solveig" при Обществе дружбы "Карелия-Норвегия", возглавляемый Анной Рыбаловой. В течение двух лет участвовала в карельско-норвежских проектах, в составе молодежной группы приезжала в Пасвик весной этого года. Моя заявка прошла отбор на получение стипендии по квоте «Solveig», и уже в августе я начала обучение в Высшей народной школе в Сванвике.

— Высшая народная школа — что это? 

— Действительно, Folkehøgskole (Высшую народную школу) — часто называют «северным феноменом», потому что подобные школы есть только в Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии. Основателем таких школ стал Николай Грюндтвиг, знаменитый датский поэт, реформатор церкви и школы. Он настаивал на расширении общеобразовательной программы для простого народа. Первая высшая народная школа появилась в Дании в 1844 году, в 1864-м в Норвегии.

В Норвегии более 80 таких школ. Все они расположены, как правило, вдали от городского шума и суеты, каждая имеет свою специализацию. Школа в Пасвике была открыта в 1936 году и сейчас здесь есть такие направления обучения как «езда на собачьих упряжках», «охота и рыбалка», «фото- и видеомастерство», «конный спорт», «арктическая еда», «жизнь на природе», «норвежский язык и культура».

— На каком направлении учишься ты? Какие отличия в обучении в сравнении с российскими учебными заведениями?

Все российские студенты обучаются только на направлении «Норвежский язык и культура», но поскольку я уже владею норвежским языком, мне разрешили обучаться фото и видеомастерству. После российской системы образования обучение здесь может показаться временем, потраченным впустую, но это совсем не так. Здесь не нагружают теоретическими знаниями, акцент делается на практические навыки и знания, на развитие творческих способностей и саморазвитие. Сейчас я занимаюсь тем, на что в России у меня бы не хватило времени: осваиваю фотомастерство, учусь верховой езде, посещаю бассейн и многое другое. Только здесь я поняла, что можно делать что-то не потому, что «так надо»,  или потому, что это имеет какой-то материальный аспект, но потому, что хочется. От этого я получаю удовольствие. И это здорово!

— Какие отношения  между учителем и учеником?

— Здесь ученик равен учителю. Во многом этому способствует то, что в норвежском языке нет обращения на «вы». Установлению доверительных, приятельских отношений между учителем и учеником помогает большое количество времени, проводимое вместе. Некоторые преподаватели живут на территории школы,  практикуются совместные походы выходного дня. Здесь и те и другие могут подшучивать друг над другом, и это не считается чем-то непозволительным. В России много формальностей и запретов. В Норвегии они отсутствуют, и это способствует снятию внутренних зажимов, раскрепощению, появляется внутренняя уверенность. В России учащийся должен быть причесан и одет определённым образом. Здесь можно прийти на занятие в тапочках, домашней одежде и непричесанным, пить кофе или чай, закидывать ноги на стул — и все это будет в порядке вещей! Неважно, в каком виде ты пришел на занятие. Главное, что ты пришел! Здесь я научилась воспринимать человека таким, какой он есть.

— Есть ли какие-то минусы в жизни в Норвегии и обучении здесь?

— Конечно. Поскольку школа находится за городом, здесь размеренное течение жизни, и мне не хватает динамики, скучаю по городской жизни, движению. Прежде чем приехать сюда,  готовила себя к тому, что будет холодно, полгода продлится полярная ночь. Я тяжело адаптируюсь к отсутствию света, мне постоянно хочется спать. Что еще, может, вначале шокировало меня — это то, что на завтрак, ланч и ужин норвежцы едят бутерброды, так как считают хлеб очень полезным. Но и к этому я постепенно привыкла.

— Маргарита, что бы ты пожелала российским студентам?

— Я желаю им «Взорвать границы!» («Spreng grencer!»), ведь именно так звучит девиз Высшей народной школы в Пасвике. Пусть они разрушат границы внутри себя, избавятся от страхов и предрассудков, и пусть мир будет для них без границ!