Семья и дети

«К нам направляют самых сложных…»

Уникальный опыт накоплен в центре «Возрождение»


Дети – социальные сироты, безнадзорные… По бумагам у них есть родители, однако тем дела нет до собственных чад.  Решить их дальнейшую судьбу помогает Республиканский Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Возрождение», который существует вот  уже семь лет и за это время более 1300 детей  обрели здесь временный дом, получили квалифицированную помощь, обрели надежду, нашли приемных родителей.

«Лицей» не раз писал о «Возрождении». Что изменилось здесь за последнее время, какие новые проблемы возникли, что мешает? Об этом наш разговор с Галиной  Алексеевной Власовой, которая возглавляет центр  с самого открытия.
         – К нам отправляют из всех уголков Карелии самых сложных детей, которым не могут помочь там, где они живут, – рассказывает она. –  90 процентов из них  столкнулись с  жестоким обращением или насилием – сексуальным, психологическим, физическим. Они оторваны от социума, живут сами по себе.
      Сегодня появилась еще одна острая проблема, с которой мы не сталкивались раньше, – все чаще  у нас оказываются дети из опекунских семей и усыновленные, от которых решили отказаться. Мы выполняем функции приюта, центра перевозки, социально-правовой службы, помогаем определить этих детей в новую семью, в то же время  проводим реабилитацию.
      – Известен ваш уникальный опыт – определение ребенка на реабилитацию в так называемые  семейные воспитательные группы… 
 – Мы пришли к выводу, что это наиболее удачная форма устройства наших детей. Позиция коллектива – ребенок должен воспитываться в семье. Спросите у любого нашего ребенка, он вам скажет: «Хочу в семью!». Создается банк данных о семьях, желающих взять наших детей, сегодня их уже  более ста.  Далее наши психологи тестируют этих людей, чтобы выяснить, могут ли они быть воспитателями. И только после этого происходит их знакомство с ребенком.
Кандидатов в воспитатели в семейные воспитательные группы мы принимаем к нам на работу. Они получают определенную денежную сумму на питание ребенка, обеспечение его одеждой и медикаментами. И хотя заработная плата в семейных воспитательных группах  меньше, чем в приемной и в патронатной семье, но, как видите,  очередь у нас есть.
Мы заключили договор с одним из районов  по подготовке приемных семей.  Неплохо эта работа идет в Олонце, Пряже, Медвежьегорске, где мы эту систему отработали. Я считаю, нам не нужен опыт других регионов, нужно объединить крупицы НАШЕГО опыта, чтобы наши педагогические находки не зачеркивались, а развивались и жили!
– Какие сегодня самые болевые точки в вашей работе?
– Я неоднократно обращалась и в Законодательное собрание, и в правительство с предложением о том, чтобы создать единую систему работы с такими детьми, которые поступают к нам. Но сегодня Министерство образования строит свою систему, Министерство здравоохранения и социального развития – свою, а ребенок разрывается между двумя этими системами. Пока министерства  между собой не договорятся, не будет нормального решения проблемы.  Мы можем строить воздушные прекрасные замки, но, не зная реальную картину, ничего не получить. 
– Ребенок попал к вам. С чего начинается работа с ним?
– По закону ребенок может у нас находиться столько, сколько необходимо для его реабилитации. В приемном отделении специалистам дается 10 дней на диагностику и на адаптацию ребенка в учреждении.
В наиболее тяжелых ситуациях нужно обязательно работать и с ребенком, и с семьей.  Но у нас нет гостиницы. Интересно получается – детям мы помочь можем, а родителям – нет. Вот рядом с нами находится  19-е училище, на втором этаже у них мастерская, в которой в этом году они занимались от силы шесть дней! Но нам помещение не отдают. Как будто я прошу себе, а не детям!
– В вашем центре, наверное, собрались люди, выбравшие профессию по призванию, единомышленники?
– Подбор коллектива был непростым, шел на конкурсной основе. Это психологи, специалисты по социальной работе,  воспитатели – все профессионалы. Большая часть воспитателей и административная команда –  люди, которые пришли с самого начала. И если сейчас, на данном этапе, что-то поменять, можно разрушить то, что создано коллективом.
– Какими внутренними качествами должен обладать человек, работающий с этими детьми?
– Он должен уметь поставить себя на место другого человека – ребенка в первую очередь. Вспоминаю случай, когда в одном из городов Карелии на кладбище нашли мальчика. Он жил там более года, питался за счет того, что обслуживал мужчин… Никто не знал, как его сюда привезти, как нам с ним себя вести. Мне говорили, что он все равно убежит. Всю ночь я думала, как же его встретить. Но когда увидела несколько сопровождающих мужчин, грязное тельце ребенка, а на нем новый джинсовый костюм – то есть они его одели, а вымыть не смогли, я сказала: «Славка, что это вы так долго добирались, мы тебя ждали, ждали…» Он их растолкал и пошел ко мне. Я его просто обняла и поцеловала.
– Что потом с ним случилось?
– Он пробыл у нас долго. Сейчас в детском доме. Не складывается у парня судьба. Остались обида, озлобленность, что его разделили с младшим братом. Это, кстати, еще  одна серьезнейшая  проблема, о которой хочется сказать. Нельзя разлучать детей из одной семьи, если у них больше ничего и никого не осталось.
– Галина Алексеевна, а есть примеры, когда у детей, попадавших к вам, потом все сложилось благополучно?
– Конечно, есть! И те, у кого все в порядке, обязательно появляются у нас и этим похвастают. Вот позавчера приходила девочка, рассказывала, что окончила техникум, стала поваром и устроилась на работу. Есть мальчик, у которого много лет не было гражданства. А потом все-таки получилось.
– Слышала, как вы говорили, что эти дети должны учиться постоять за себя сами в жизни, что им никто не поможет кроме них самих …
– Мои требования к ним небольшие – никогда не врать и не брать чужого. И они друг другу это передают. Хоть какая правда бы ни была, я ее должна знать.
Знаете, я считаю себя счастливым человеком. Мы такой Дом для детей создали! Вы бы видели, как они приходили вначале – подростковая почта работала лучше, чем цыганская! Атмосфера у нас особая. Здесь дети чувствуют себя по-другому.  Мы – ДОМ, который они сами назвали «Возрождение».

Лицей № 12 2007