Семья и дети

Читайте сказки и …дышите

"Моему сыну почти пять лет. До четырех лет он говорить отказывался, только хитро улыбался в ответ на вопросы. А если и говорил, то коротко и отрывисто. Сейчас все в порядке, сын разговорился, но обнаружились различные дефекты речи, например, букву "р" не произносит. Подрастает второй ребенок. Как избежать ошибок? Ирина"

С вопросами о речевом развитии детей я обратилась к учителю-логопеду Детского объединения № 118 Полине ЕРМИЛКИНОЙ. Полину Владимировну впервые повстречала на конкурсе "Специалист года Карелии-2010". Диплом участника теперь украшает ее кабинет в детском саду, у дверей которого я задержалась, читая красочно оформленные советы родителям. Мимо на прогулку шли малыши. Улыбались искренне, как могут только дети, и старательно вытягивали для незнакомки: „Здра-а-авствуйте!“

 
— Полина Владимировна, как разговорить ребенка?
— Это проблема и логопедическая, и психологическая. Нужно разбираться, какая в большей степени. Современные дети начинают разговаривать позже. В три года, когда ребенок должен уже что-то говорить, он с трудом показывает. Даже пассивный словарь у него гораздо меньше, чем должен быть. Все больше и больше нарушений звукопроизношения. Приходя в детский сад, трехлетние дети еще не справляются со свистящими звуками. А ведь через год они должны произносить следующую группу звуков!
— С чем это связано? С экологией?
— По моему мнению, это связано с переизбытком компьютеров, телевизоров, которые дети просто молча смотрят. Меньше читают, меньше рассказывают. У старших дошкольников страдает связная речь. Они не умеют последовательно составлять распространенные предложения. 
Кто обычно первый бьет тревогу: родители или специалисты?
Родители приходят нечасто. Многие искренне удивляются, узнав, что их ребенок плохо говорит. В тех семьях, в которых мама или бабушка имеет отношение к педагогике или медицине, этот вопрос поднимается раньше.
В каком возрасте ребенок должен произнести звук "р"?
По-разному. Есть трехлетки, которые уже рычат. Постановкой "р" мы занимаемся со старшими дошкольниками.
— Я помню, что мне в садике засовывали в рот чайную ложку, чтобы направить язык для правильного произношения "р".
— Есть детки, которым достаточно показать положение языка. Это работает, когда и ребенок созрел, и никаких отклонений в строении речевого аппарата нет. Есть дети, с которыми очень долго нужно заниматься, чтобы появился коротенький "р".
— Если ребенок не ходит в детский сад, могут ли родители сами диагностировать и устранить речевое нарушение?

— Вполне могут. Сейчас очень много специальной литературы. И все-таки последнее слово остается за специалистом.

— Что нужно делать дома, чтобы малыш быстро и правильно заговорил?

— Основная ошибка родителей в том, что они предугадывают желания детей. Зачем стараться, если мама все понимает без слов? А ребенка нужно тормошить, стимулировать речь: скажи, покажи. Лепетные слова "ту-ту", "би-би" остаются надолго. Конечно, не следует за них ругать, а лучше повторять: би-би — машина. С детьми дома нужно заниматься: рисовать, лепить. Мелкая моторика связана с языком, без ее развития страдает речь. В наше время, к сожалению, пропали рубашки с маленькими пуговичками и сандалии с застежками. Теперь футболки да липучки.

— Что особенно вредит развитию речи?
 
— Стресс, излишняя строгость, гиперопека. Не очень хорошо, когда родители слишком быстро говорят. Ребенок не успевает за мыслью и торопится.
— А если у одного из родителей есть дефект речи?
— Это усугубляет ситуацию, дети часто копируют дефект. Но есть логопеды для взрослых, специальные упражнения. 
— Предположим, родители решили вечером посвятить час развитию речи своего ребенка. Как правильно его провести?
— Хочу подчеркнуть, что без помощи родителей логопедам никак не обойтись. Есть специальные задания, которые можно выполнять дома. Малышам достаточно 10 минут, старшим 15 — 20. Начать лучше с мелкой моторики: лепить, шнуровать, катать массажные шарики, сделать пальчиковую гимнастику. Потом нужно перейти к дыханию. Наши дети с каждым годом все хуже дышат, от этого начинают говорить в нос, делать неполный выдох, не могут произнести на выдохе одну целую фразу. Потом следует сделать общую артикуляционную гимнастику и комплекс для определенных звуков. В закрепление выполнить специальные задания для развития фонетических и лексико-грамматических процессов. Если родителям непонятно, они могут прийти и посмотреть, как такое занятие проводит логопед. Для развития голоса и интонации нужно читать стихи, скороговорки, проигрывать сказки разными голосами. Для развития речи читать детям больше сказок, даже школьникам.
 
«Лицей» № 10 2010