Семья и дети

Семейная жизнь как чудо

Рецепт успешного брака по-израильски

– Вы ненастоящие родители! – заявила пятилетняя  Вика.
– Почему?!  – в один голос воскликнули мы с мужем и, не сговариваясь, посмотрели на нашу трехмесячную малышку.
– Родите еще ребеночка или двух, тогда будете настоящими. Как мои мама с папой, – пояснила девочка.

Наша приятельница, мама Вики, густо покраснела. И пробормотала, мол, ребенок повторяет все, что слышит в садике и на улице. Если бы Вика жила не в светском, а в религиозном квартале города, до звания настоящих родителей нам с мужем было просто как до звезды. В ультрарелигиозных еврейских семьях в среднем шесть-восемь детей.

…В Израиле меня покорили именно семейные традиции. В Карелии учителя делились тревогой – почти все их ученики были единственными детьми в семье. Здесь же один ребенок в семье – нонсенс.

…Игровая площадка, на ней табун братиков-сестричек. Носятся друг за другом со скоростью света, попутно хрустя местным фаст-фудом – сладкой бамбой. Присматривают за детьми папы: подтирают носы, разнимают дерущихся, качают на качелях.

– Конечно, будь в России такая социальная поддержка, и у нас бы рожали, – парировала знакомый педиатр.

Я лишь усмехнулась в ответ: знала бы она, как в Израиле поддерживают семьи! Подарок от государства при рождении первого ребенка чуть больше шести тысяч рублей, за второго – меньше, за третьего – еще меньше. Ежемесячного детского пособия хватает только на памперсы. Пособие специально снизили в 2000 году более, чем в пять раз. Решили подстегнуть в поиске работы рекордсменов по количеству детей – арабов, бедуинов, друзов и еврейских ортодоксов.

Недавно в Израиле с помпой приняли новый закон и теперь отпуск по уходу за ребенком не три, а целых три с половиной месяца! У меня есть знакомые, которые отвозят четырехмесячных младенцев в частные ясли – для Израиля это обычная практика. Мамы держатся за место, в результате почти все, что зарабатывают, уходит на оплату няни или яслей.

Недвижимость в Израиле стоит очень дорого – почти как в Москве, плата за детские сады, кружки и учебу в вузах  тоже внушительна, поэтому обычные израильтяне и обычные россияне в равном положении. Почему же тогда по статистике на российскую семью приходится 1,3 ребенка, а на израильскую 2,8? И почему в России распадается каждый второй брак, а в Израиле каждый третий, хотя и это не очень хорошо?

По словам исполнительного директора Института социальной и гендерной политики Натальи Бердниковой, в России мужчины поглощены карьерой.

– Такого нет ни в одной развитой стране мира, – говорит она в интервью журналу «Огонек». – В целом по Европе мужчины в полтора-два раза более семейно ориентированы, чем у нас. То есть они не только работают, но и берут на себя обязанности по уходу за домом, детьми.

Израиль, хоть и находится на Ближнем Востоке, считается той самой Европой, где папы в еврейских семьях не считают чем-то зазорным вымыть посуду, поменять ребенку подгузник, посвятить выходные дни жене и детям.

Я была очень удивлена, впервые обнаружив у кабинета гинеколога мужчин –  они привычно сопровождают жен. И рожают вместе: в каждой родильной палате предусмотрено удобное кресло для мужа. Пожалуй, медперсонал изумится, если не обнаружит рядом с роженицей группу поддержки в лице мужа или мамы.

Когда мы нашей маленькой семьей идем по субботам в парк, меня не покидает ощущение, что мы на демонстрации или большом празднике: вокруг яблоку негде упасть. На подстриженных  лужайках под пальмами лежат и сидят мамы, папы, дедушки, бабушки. А еще тети, дяди, друзья семьи и, конечно же, дети – от мала до велика. Рядом накрыты столы – на них есть все кроме, как правило, спиртного, чуть поодаль дымят мангалы, валяются мячи, скейтборды, велосипеды. То и дело слышится пронзительное «има», «аба» – детишки кличут родителей сыграть в футбол или посмотреть, как они круто ездят на велике без руля. Пикник в парке или прогулка по берегу моря – для израильтян это самый обычный сценарий выходного дня.

Что касается иных местных особенностей, то рассказ о них – тема для диссертации, а не для маленькой заметки. Такого культурного разнообразия, какое существует в семимиллионном Израиле, еще надо поискать. В Израиле живут выходцы из всех стран мира, начиная от Бразилии и США и заканчивая Эфиопией и постсоветскими странами. Коктейль удивительный!

Один пример. Свадьба в Израиле – дело серьезное, учитывая, что приглашенных две, три, а то и семь сотен. Поэтому перед тем, как заказывать ужин в зале торжеств, проводят дегустацию. Наши знакомые ребята поехали на пробу с родителями. В итоге с трудом пришли к компромиссу насчет меню – вкусовые пристрастия оказались диаметрально противоположны. Еще бы, отец жениха – из Ирака, у матери – румынские корни, отчим невесты родом из Йемена, а мать – из России.

Кроме культурных, есть еще и религиозные различия. Как сравнивать еврейские, друзские, бедуинские семьи? А еще христианские и мусульманские арабские семьи. Ведь только религиозные евреи делятся на традиционалистов, реформистов и ортодоксов. Одни в святой для евреев день отдохновения – субботу – до кнопки лифта не дотронутся, а другие спокойно ездят на автомобилях. Одни всю жизнь изучают Тору в религиозных школах и никогда не работали, другие трудятся, не покладая рук. Для одних служба в армии немыслима, а другие идут служить в боевые части.

Кстати, служба в армии в Израиле существенно влияет на возраст вступления в брак и деторождение. Окончив двенадцатый класс школы, молодежь отправляется в армию – юноши на три года, девушки на два. Потом несколько лет получают профессию, попутно подрабатывая, чтобы оплатить учебу. В итоге об устройстве семьи задумываются поздно. Среди 20–29-летних больше половины женщин еще не замужем, более 72 процентов мужчин – холостяки. Примерно половина израильтянок заводит первого ребенка после 30! А вот ортодоксальные юноши и девушки, которые в армии не служат, женятся в 18–19 лет и рожают сколько Бог даст. Дети для них самое главное богатство, а к нужде они привычны с детства.

Возможно, это объясняет, почему в Израиле гораздо меньше разводов, чем в России: светские семьи создаются в довольно сознательном возрасте, а для развода религиозных супругов должен быть ну очень серьезный повод вроде невозможности зачать ребенка – иначе раввинатский суд не даст согласия.

Кстати, со строгим судом из раввинов будет иметь дело и светская пара, если решит разбежаться: браки и разводы в Израиле – дело исключительно религиозных структур.
Об израильских браках с браком знает все, ну, или почти все, преуспевающий адвокат и примерный семьянин Бени Дон-Ихъе. За 25 лет практики он собрал богатый материал и даже написал книгу о разводах.

– Любой благополучный брак является результатом напряженной работы, без отпусков и отлучек. Без выходных, – уверен Бени.

В интервью израильским СМИ адвокат говорит истины, которые верны вне зависимости от того, какой национальной и религиозной принадлежности супруги. По его словам, вступив в брак даже по огромной взаимной любви, не стоит рассчитывать на то, что любовь сама по себе будет длиться вечно. Обоим предстоит трудная, каждодневная работа, и на каждый год, проведенный вместе, надо смотреть как на чудо.

Тель- Авив

Лицей № 2 2008