Семья и дети

Суррогатная любовь государства (видео)

Фото Натальи Мешковой
Александр Гезалов на обсуждении фильма Ольги Синяевой в Карельском колледже культуры и искусств

Как ни удивительно, во время обсуждения документального фильма Ольги Синяевой о детских домах России, который показал вчера в Петрозаводске Александр Гезалов,  не раз вспыхивали аплодисменты.

Фильм «Блеф, или с Новым годом!» тяжелый, хотя вопреки ожиданию нет в нем шокирующих кадров, намеренного нагнетания ужаса.  Показана изнутри жизнь самых обычных, отнюдь не худших, детских домов. Именно эта обыденность вызывает чувство протеста и главный вопрос: доколе будет существовать эта позорная система?!

В Доме ребенка у малышей вроде бы есть всё: красивые спальни – с пронумерованными кроватями, одежда и даже новогодние костюмы  – правда, казенные, вдоволь еды – только вот наесться они никак не могут. Психолог в фильме поясняет: непрерывным поглощением еды  крохи  заедают стресс, вызванный отсутствием маминой ласки. Своеобразный лейтмотив фильма – кадры с малышами, постоянно раскачивающимися – в кроватках, за столиками. Пораженной этим молодой воспитательнице коллеги объяснили: так дети сами себя укачивают, успокаивают.

Всё в доме ребенка идет по расписанию, даже на горшки – хочешь или нет – сажают одновременно. Малыши уже привыкли к жизни по команде, снимают с полки каждый свой горшок и усаживаются на них в кружок под присмотром воспитательницы. Так они могут сидеть целый час.

Воспитательницы исполняют свои обязанности, по их мнению, добросовестно. А вот как это выглядит со стороны. Одна, явно с солидным стажем работы, общаясь с автором фильма, одновременно занимается детьми: одну малышку держит на руках, другому озорнику не дает выбраться из кроватки, попутно вынося приговор: «Ничего путного из него не получится», третьему кричит: «Я вижу, что кто-то на окно полез!». Быстро идет к этому третьему, по пути бросая малышку с рук в кроватку – будто неодушевленное существо. Зал потрясённо ахнул.

Александр, сам бывший детдомовец, показывал фильм в Карельском колледже культуры и искусств. Мест  в зале не хватало, вносили дополнительные стулья.  Интерес был вызван  и тем, что Гезалов, ныне эксперт Общественной палаты по вопросам сиротства, общественный деятель, – выпускник колледжа. По словам Александра, он очень признателен училищу культуры – стартовой  площадке, с которой начал строить свою взрослую жизнь. В день показа фильма, так уж совпало, ему исполнилось 45 лет.

На фильм пришли не только студенты и преподаватели колледжа, но и  те, кого волнует тема сиротства в России, петрозаводские друзья и соратники Александра, студенты вузов, журналисты. Последних – наперечет, хотя  СМИ, о чем с горечью сказал Гезалов, могли бы сделать многое, чтобы показать обществу архаичность, бесчеловечность системы детских домов, ее тупиковость.

А есть ли ей альтернатива? Есть. В фильме рассказано о системе патронатного воспитания,  которая начала было развиваться в регионах страны, но была убита законом об опеке и попечительстве, принятом в 2006 году. В результате опеке выгоднее передавать ребенка из проблемной семьи сразу в детский дом, закрывая проблему, вместо того чтобы искать ему замещающую семью – на переходное время, пока родную пытаются образумить, или новых родителей.  Да и сама система сопротивляется, слишком многим это невыгодно – в ней ведь огромные деньги крутятся. Суррогатной назвал Гезалов любовь государства к детям.

Фильм начинается и заканчивается монологом Андрея, детдомовца лет 17-ти. Кажется, говорит он бесстрастно, однако глаза выдают бушующие в душе эмоции. До пяти лет Андрей рос с матерью, заведующей детским садом. Она начала пить, полтора года парнишка скитался по соседям, потом детдом – один, другой…  Старшие дети били новичка смертным боем. Когда подрос, четыре раза отправляли из детдома в психушку, пичкали аменазином. Оказывается, это порядок такой  – детей с проблемным  поведением отправлять в психушку якобы на лечение и подавлять их волю. В завершающем монологе Андрей, не сдерживая слез, заверяет, что будет учиться, станет человеком.

Начиная обсуждение фильма, Гезалов сообщил, что Андрей поступил в университет. Тут и вспыхнули аплодисменты, которые звучали потом каждый раз, когда упоминалось о людях, взявших в семью детдомовца – как автор фильма Ольга Синяева,  или когда речь шла о сложившейся вопреки всему судьбе. Думаю, аплодисменты стали реакцией на то ощущение безнадежности, которое вызвал у большинства фильм и с которым не хотелось оставаться.

Я сидела рядом с молодым человеком, чувствовала его взволнованность.  Сказала: «Если у вас есть вопрос – задайте». Он твердо ответил: «Я задам!» Дмитрий (потом мы познакомились) рассказал Гезалову, что в детдоме ему говорили только одно: «Твоя дорога – ПТУ и больше ничего!». А сейчас он студент  университета. Диалог Дмитрия с Гезаловым можно послушать на нашей видеозаписи.

Студентка ПетрГУ Наталья пришла со своим вопросом: «Действительно ли волонтерские организации –  это плохо?» У Гезалова позиция однозначная:  «Плохо! Максимум, что я могу подарить, когда прихожу в детский дом, – ценный совет. А когда туда приходят волонтеры с айпэдами и игрушками, у детей складывается ощущение, что ему все время должны давать». Гезалов считает, что в детдомах нужны профессионалы, а волонтерам лучше помогать многодетным и приемным семьям. Завершил Гезалов обсуждение словами, что главное – сфокусироваться на себе: «А что я могу сделать?»

Обсуждение фильма, ответы Александра Гезалова на вопросы – на видео.

 Перед началом фильма

Первым выступил Андрей Лукин

Преподаватель колледжа Василий Серебров: «Стыдно за страну…»

Дмитрий, которому воспитатели предрекали ПТУ, учится в университете

Студентка ПетрГУ Наталья: : «Действительно ли волонтерские организации –  это плохо?»

Полковник запаса Александр Дорофеев, работавший в системе исполнения наказаний, в свое время привлек Гезалова к помощи осужденным подросткам

Поздравление с днем рождения от колледжа

Остались вопросы…

Александр Гезалов: «У нас добровольцев полно,  а граждан нет»

Фото автора  и Михаила Мешкова

Видео Михаила Мешкова

 

Александр Гезалов в Петрозаводске на обсуждении фильма «Блеф, или с Новым годом»