Свободная трибуна

Стенка на стенку

Согласия и примирения в нашем обществе не наблюдается. Ладно бы речь шла о маргиналах или твердолобых обывателях, так нет, и признанные интеллектуалы убеждены: «Есть два мнения – мое и неправильное!»

Раскол общественного мнения произошел вокруг статьи Александра Подрабинека в одном из московских журналов. Публикации, ток-шоу на ТВ, прямые эфиры на радио следуют один за другим. Баталии кипят такие, что впору возводить баррикады. Позиции консерваторов и либералов непримиримы, впечатление такое, что скоро до рукопашной дойдет.

Единственную взвешенную оценку произошедшего сделало Московское бюро по правам человека (МБПЧ), его директор Александр Брод – член Общественной палаты России. Вот заявление МБПЧ:
 
"До недавнего времени в Москве функционировала шашлычная под названием "Антисоветская". Одна из ветеранских организаций пожаловалась городским властям на вывеску шашлычной, и районная управа потребовала сменить ее. Владельцы пытались сопротивляться, но сдались под давлением районных властей и префекта Северного округа Олега Митволя.

На смену вывески отреагировал известный в прошлом диссидент, а ныне журналист А. Подрабинек. Основной адресат его статьи, однако, – не городские власти, а бывший член Политбюро В.Долгих, возглавляющий ныне ветеранскую организацию, ходатайствовавшую о смене вывески, и анонимные "ветераны". Подрабинек излил на них всю свою ярость. Он заявил, что "… верно, вы и были вертухаями в тех лагерях и тюрьмах, комиссарами в заградотрядах, палачами на расстрельных полигонах", добавил, что зло в их лице должно быть наказано, и что самое малое, на что они должны рассчитывать, – это на "презрение потомков".

В свою очередь, на статью Подрабинека не менее резко отреагировало движение "Наши", особенно представители "Молодой гвардии". На сайте последней появилась статья, автор которой прямо называет Подрабинека "фашистом", "подлецом, ничтожеством и моральным уродом". По мнению автора, "цель всех этих подрабинеков, бакушинских и солидарностей…" чтобы "последующие поколения верили, что это США победили Гитлера во Второй Мировой войне, что население нашей страны не имеет прошлого, которым можно было бы гордиться… чтобы люди днем вкалывали на заокеанского дядю, а вечером тупо пялились в телевизор, прихлебывая пиво и заедая его чипсами". Появились сообщения об угрозах журналисту со стороны "Наших", которые, впрочем, опровергли их и сообщили, что привлекут Подрабинека на законных основаниях к суду. На сторону же Подрабинека решительно встали некоторые другие известные либералы.

Как можно оценить все происшедшее?

1. Городские власти пошли на явное нарушение закона, настояв на смене вывески. Прежде всего, в законе нигде не оговорено, что публичное употребление слова "антисоветский" является запретным. Далее, никакие обращения ветеранов и "уважение к их чувствам" не могут послужить оправданием незаконному давлению властей. Есть люди, разделяющие советскую идеологию, и есть люди, ее не разделяющие. Людей, сидевших в сталинских лагерях или потерявших там родственников, да и просто людей, не любивших советскую власть, могут оскорблять название "Ленинский" проспекта и "Советская" – гостиницы, однако их не торопятся переименовывать.

2. Своей статьей А.Подрабинек подтвердил тезис, что фанатизм может облекаться в любые одежды. Фанатики обычно не видят конкретных людей, они оперируют исключительно категориями "народ", "толпа", "фашисты" и т.д. Да, период советской власти – это черное пятно в истории России. Но в эти годы в нашей стране жили не только преступники, но и миллионы людей, трудившиеся, страдавшие, любившие. Да, многие из них были оболванены сталинской пропагандой, слепо верили в коммунистические лозунги, горько рыдали на похоронах вождя. Это была и есть не их вина, а их беда – как и беда многих народов, преклонявшимися перед своими вождями-преступниками. И некоторые из них сохранили слепую любовь к советской власти, тем более после социально-экономических трудностей последних десятилетий. И даже если они искренне протестуют против вывески "Антисоветская", дает ли это право Подрабинеку записывать их оптом в палачи, тем самым оскорбляя их? Если бы эти солдаты, боровшиеся с нацизмом, не победили, трудно сказать, какова была бы судьба самого Подрабинека…

3. Правильная "общественность", негодующая по поводу выступления Подрабинека, оперирует запылившимися штампами, так привычно заполнявшие наше прошлое: "глумиться над ветеранами", "моральный урод", "наглые попытки ревизионизма", "лишить нас всего. Лишить истории, культуры, самосознания, закабалить и низвести до уровня лабораторных крыс".

Вся эта неосталинистская риторика обозначает опасные тенденции в развитии нашего общества, части элиты которого по-прежнему близка авторитарная, если не тоталитарная идеология, как раз и замешанная на представления о народе, как о толпе, которой можно манипулировать, не стесняясь в средствах.

Таким образом, возникшая полемика свидетельствует о тотальной болезни нашего общества, захлестнувшей все ее слои – власть, ее охранителей и критиков-либералов. Россия еще очень далека от демократического идеала, когда власти следуют правовым нормам, а граждане проникнуты по-настоящему либеральным и демократическим духом, заставляющим их быть мудрыми, толерантными или хотя бы просто тактичными.

Не корректна позиция и некоторых членов Совета по правам человека при Президенте РФ. Вместо того чтобы выслушать всех вовлеченных в конфликт — ветеранов, молодежное движение «Наши», журналиста Подрабинека, пригласить их для обсуждения, дать высказаться, Совет сразу встает на защиту автора неоднозначной статьи. Больше того, позволяет себе, фактически, грозить санкциями, включая обращение в прокуратуру, в адрес другой стороны. Вряд ли такая позиция соответствует духу и статусу уважаемой общественной структуры".

 
К этим словам нечего добавить.
 
"Лицей" № 11 2009