Свободная трибуна

А они всё равно на работу ходят…

…Обычно зимой или ранней весной звонит кто-нибудь из знакомых с вопросом: в какую школу отдать ребенка? Привычно отвечаю: ищите не школу, а учителя. Об этом в свое время не уставал повторять замечательный педагог Симон Соловейчик: главное, говорил он, чтобы первая учительница вашего ребенка была доброй.
 
Помню, одна бабушка очень переживала, что ее внуку в первом классе отбили всю охоту к учебе. Что делала учительница? Малышу, который неумелой рукой выводил первые свои буквы, ставила двойки, писала замечания, одергивала на каждом шагу. Способный ребенок потом так и учился через пень-колоду.
Конечно, мы не хотим такого учителя своим детям, а хотим доброго, знающего, мудрого. При этом часто забываем, что профессия эта связана с эмоциональными и физическими перегрузками: попробуйте отстоять пять-шесть уроков на ногах перед классом в двадцать пять гавриков, одновременно уделяя внимание каждому. При этом со всех строн учитель слышит, что он должен, должен, должен…
Наступивший 2010 год объявлен Годом учителя. Надо бы радоваться, что в кои-то веки общество и власть обратили внимание на людей нужной, но все менее престижной профессии. Однако реальность оставляет мало поводов для радости: запланированы разного рода мероприятия, а зарплата по-прежнему не соответствует интеллектуальным и душевным затратам (в Карелии в среднем 13 494 руб. в месяц), несть числа реформам – от ЕГЭ до реструктуризации, а из коридоров власти доходит слух: «То ли еще будет!»
А что будет? Переход системы образования на нормативно-подушевое финансирование: чем меньше в школе учеников, тем меньше денег она получит. То есть учителей крупных и маленьких школ противопоставили друг другу. Выход из долговой ямы чиновники видят в реструктуризации, но прямо не говорят, что ее причина – дефицит денег в бюджете, аргументируют якобы плохим качеством обучения в школе, предназначенной к ликвидации. Учитель, естественно, унижен еще больше. Немногие оптимисты апеллируют к власти более высокого уровня, хотя именно в Москве решили покрыть дефицит бюджета экономией на образовании. Чиновники низшего уровня напрасно объясняют, что не они авторы очередной реформы: их не слышат. И люди по большому счету правы, не принимая логику экономии на тех, у кого и так пояса затянуты туже некуда.
Еще один «подарок» подоспел как раз к Году учителя: учителей и директоров теперь будут штрафовать за всякие провинности. К ним отнесены недостаточное качество обучения, невыполнение программы, задержка выдачи аттестата и т.д. Причем штрафы астрономические – от 20 до 40 тысяч рублей. Контролировать выполнение закона будут Рособрнадзор и сеть специальных служб в регионах. Ну уж в контролерах у нас никогда недостатка не было.
Недавно по радио России слышала обсуждение щекотливой темы: воровство на рабочем месте. Звонили в эфир люди разных профессий и рассказывали – анонимно, конечно, – о своих «подвигах». И вдруг звонок от учительницы с рассказом о том, что она, напротив, все несет в школу: бумагу, диски, пособия, которые покупает на свои деньги. Потом другой такой же звонок, еще и еще… Ведущим ничего не оставалось, как признать, что учителя, может, единственные в стране несут не с работы, а на работу. Когда я рассказала об этом знакомым педагогам, они не удивились: для них это обычное дело. Учителя, руководители кружков и студий покупают на свои деньги канцтовары, лампочки, нередко сами оплачивают Интернет, приносят ученикам из дома лыжи и даже стулья…
Вспомнился анекдот из 90-х годов: «Ну что с ними делать? Зарплату не платим, тепло отключили, канаву перед входом вырыли, а они все равно на работу ходят…»
 
"Лицей" № 1 2010