Свободная трибуна

Градус недоверия

Театральный сезон в Карелии завершается неспокойно. После Русского театра драмы настал черед Национального театра РК волноваться за свою судьбу. Нет никакой ясности и с «Творческой мастерской». Масла в огонь подлило странное письмо председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина директору Национального театра Сергею Пронину.

Мэтр призвал протянуть «руку помощи коллегам в трудную минуту» и предоставить свою сцену театру «Творческая мастерская». Странность в том, что Калягин промолчал, когда в Петрозаводске закрывали столетний Русский театр драмы, а тут вдруг, даже не вникая в ситуацию, стал призывать проявить благородство. При этом не призвал проявить благородство Музыкальный театр, занимающий здание, в котором раньше играли два театра.
Странность и в том, что письмо в Карелии распространили вечером 15 апреля аккурат накануне совместной коллегии Министерства культуры и по связям с общественностью РК и Министерства РК по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, на которой рассматривали концепцию Национального театра РК. Ответить публично уважаемому актеру у Пронина уже не было возможности.
Чуть раньше был запущен слух, что якобы Национальный театр собирается бойкотировать мероприятия, связанные с 90-летием республики. Этот бред коллектив театра успел опровергнуть, заявив, что он не имеет ничего общего с действительностью. Если это не информационная война против Национального театра, то что это?
Как мы сообщали в прошлом номере, коллектив этого театра выразил недоверие министру культуры, распространив открытое письмо к деятелям культуры и искусства Карелии. То была реакция на призыв министерства к Национальному театру и Театру кукол «потесниться» и пустить на свою сцену «Творческую мастерскую». В Национальном театре опасались, что в перспективе один театр вытеснит другой. 2 апреля министр встретилась с коллективом театра. Общение прошло с высоким градусом недоверия.
— Закрывать Национальный театр или переселять его никто не собирается. Об этом речи не было и быть не может, — заверяла Галина Брун.
Однако обещания эти действия не возымели, наталкивались на недоверие труппы. Актеры вспоминали историю с Русским театром драмы, закрытым вопреки обещаниям сохранить его. Был создан на бумаге некий Театр драмы РК на основе «Творческой мастерской» — при том сцена «ТМ» закрыта пожарными, а в новое строительство мало кто верит.
На совместной коллегии по Национальному театру Сергей Пронин привел такие данные: за 2010 год Национальному театру нужно сыграть 240 спектаклей, Музыкальному 100, «Творческой мастерской» — 150. Театр трудно упрекнуть в том, что он не справляется со своей миссией и не привлекает зрителей. Каждый, кто бывает здесь регулярно, видит, что залы его заполнены, причем очень много молодежи.
Что ждет театры? Верны ли опасения, что останутся всего три театра, тогда как в начале сезона их было пять? Информация, поступающая из коридоров власти, неясная и противоречивая, а успокаивающим речам веры опять-таки мало.
 
И все же конец сезона преподнес хорошую новость. 14 мая свой первый спектакль дает негосударственный авторский театр Ad LIBERUM, созданный оставшимися без работы актерами Русского театра драмы. Его директор — молодой актер Владимир Весский, художественный руководитель и главный режиссер – заслуженная артистка Карелии Снежана Савельева. Среди театралов царит ликование: «Они сделали это!» Друг у друга спешат узнать, где можно купить билет…
 
 «Лицей» № 5 2010