Свободная трибуна

Не всё на продажу

Стремительно принят закон о реформировании бюджетных учреждений страны: в канун Нового года его внесли с Госдуму, а в апреле он уже прошел все чтения! Очередная реформа вызвала бурю протеста. Перед телекамерами три российских министра — образования, культуры и здравоохранения — вынуждены были заверить президента, что закон не ухудшит положения бюджетников. Однако накала это не снизило. Так к чему нам готовиться?
 
Главный тезис противников закона — вся бюджетная сфера становится платной: и уроки в школе, за исключением нескольких, и визиты к врачу, и пользование библиотеками. На самом же деле еще не определено, что будет подпадать под госзаказ и останется бесплатным, а на что людям придется раскошелиться. Перечень бесплатных услуг еще только составляется. 
Возникли слухи, что в бесплатный лимит школьных уроков войдут лишь два часа русского языка в неделю, два часа математики, три часа физкультуры и три часа религии или светской этики, все остальное будет платным. Посчитали, что в месяц родителям придется платить 5 — 6 тысяч рублей. Однако в своем комментарии Минобразования РФ назвало эти разговоры «спекуляциями». Чиновники заверяют: «В рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счет бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы». 
Но собака, похоже, зарыта в другом. Бюджетные учреждения, помимо выполнения госзаказа получают возможность оказывать платные услуги. И вот уже директор лицея из Екатеринбурга, где проводился подобный эксперимент, заливается соловьем, рассказывая, как они зарабатывают в год 6 — 7 миллионов рублей. И на чем, вы думаете, зарабатывают? Все дополнительные занятия, даже консультации у учителей — все теперь платно! Благодаря этому учителя стали получать, по ее словам, в три раза больше. 
Страшно представить, что такая практика станет повсеместной. Людей со средним уровнем достатка у нас меньшинство, большинство нищета, даже люди с высшим образованием (это особенность нашей страны!) еле концы с концами сводят. Не от хорошей же жизни у нас столько бледных и сутулых детей, не говоря о больных..
Директор успешной петербургской гимназии № 56 Майя Пильдес с реформой не согласна: в ее гимназии нет платных образовательных услуг, она считает, что школу должно обеспечивать государство. Сейчас никто не знает, каким будет нормативное финансирование, то есть какую сумму государство будет выделять на одного ученика. Майя Пильдес считает, что если выделят не менее 100 тысяч, тогда не будет ни поборов с родителей, ни платных услуг. Неравенство учеников в том, что в регионах нормативное финансирование одного ученика разное. В Карелии оно сейчас составляет примерно 19 тысяч в год
Неправда, когда убеждают, что новый закон рыночный. Доводилось бывать в школах, в том числе повышенного уровня и специальных, в Германии и Финляндии. Ни в этих странах, ни в других цивилизованных государствах школы не оказывают платных услуг, не сдают помещения в аренду. Сама мысль о том, что школы, библиотеки, больницы оказывают «услуги», абсурдна! Концептуально закон не выдерживает критики, он вне традиций отечественного образования и воспитания, культуры. Представьте себе прейскурант на беседу по душам с вашим ребенком школьного психолога или на классный час. Сто рублей, двести? Абсурд! 
Новый закон принимался в пожарном порядке, с общественностью не обсуждался. Даже зампредседателя Госдумы Светлана Журова признает, что в нем «многие вещи не можешь сразу увидеть и спрогнозировать». Чем больше людей подключатся к обсуждению этого закона и последующих нормативных актов, тем полезнее будет для всех. 1 июля 2012 года, когда закон вступит в действие, махать крыльями будет поздно. 
 
"Лицей" № 6-7 2010