Свободная трибуна

И пионеры, и пенсионеры

 
Мечту о достойной жизни в старости, оказывается, можно осуществить, уехав жить за границу
 
{hsimage|www.rosbalt.ru ||||} К тому, что за рубеж вот уже много лет уезжает молодежь, чтобы получить хорошее образование, достойно оплачиваемую работу, мы уже привыкли. Однако в последнее время туда устремились и пожилые люди.
 
По крайней мере, сегодня, пишет журнал «Огонек», 40 тысяч российских пенсионеров получают социальные пособия за пределами страны, и с каждым годом эта цифра увеличивается. Но кто посмеет бросить камень в людей, которых — в награду за их многолетний труд — Родина обрекает на нищету?
 
Пример героев очерка «Полный пенсион» свидетельствует, что на нашу пенсию, оказывается, можно тоже неплохо жить. Но только, правда, не у нас.
 
71-летний пенсионеров Аркадий Вершинин уже несколько лет как поменял родной Благовещенск на китайский Харбин, но до сих пор удивляется тамошним ценам и порядкам. Подсчитал как-то российский ветеран, сколько он за четыре года заплатил за воду, и глазам не поверил – в пересчете на российские деньги — 700 рублей (это не ошибка!), в России-то ему выставляли такой счет за месяц. Самая высокая в Китае плата за тепло, целых 5000 рублей  … в год. Так что российской пенсии ему вполне хватает. Правда, четыре дня в неделю он все-таки работает переводчиком в двух фирмах, больше не из-за денег, а потому что хочет быть полезным даже в таком возрасте.
 
Супруги Мезенцевы выбрали Хургаду (Египет). Да и что было делать? В поселке Сиверский Ленинградской области у них остались трое сыновей со своими семьями, которые вместе с родителями (это четыре семьи!) жили в трехкомнатной квартире. Вот и решили отец с матерью освободить одну комнату для детей. Приобрести жилье на родине шансов не было ни у кого, а в Египте оказалось возможным. Причем, их пенсии – 9000 рублей – вполне хватает на оплату коммунальных услуг (тарифы по сравнению с российскими просто смешные), на питание — продукты, в первую очередь овощи и фрукты местного производства, дешевы, даже революция не повлияла на цены в супермаркетах, они не выросли ни на копейку, рассказывают муж и жена. Самый большой расход у четы пенсионеров – на Интернет, 750 рублей. Получить бесплатное медицинское обслуживание за рубежом позволяет страховка, приобретенная еще в России.
 
Житель Екатеринбурга Александр Гасилов в своем родном городе является обладателем однокомнатной квартиры площадью 33 квадратных метров и платит за коммунальные услуги около двух тысяч рублей. Сейчас обладатель тоже «однушки», но 50-метровой, в болгарском Бургасе, платит за те же самые услуги летом 500 — 700 рублей, зимой несколько дороже. Так что пенсия плюс плата за сдаваемую в Екатеринбурге квартиру позволяют ему вести довольно безбедную жизнь, учитывая опять-таки недорогие продукты питания, тарифы на ЖКХ. Кстати, и Мезенцевы, и Гасинский, и Вершинин приобрели квартиры за границей в собственность, чего практически не смогли бы сделать на родине.
 
Эксперт Владимир Назаров из Института экономической политики имени Егора Гайдара объясняет миграцию наших пенсионеров за рубеж уходом российского общества от патриархальной модели, переходом на западную модель.
 
Отчасти так. И все же, на мой взгляд, причина в большей степени экономическая: ведь даже ежегодный рост пенсий не компенсирует российским ветеранам ни инфляции, ни бешеного роста цен и тарифов, ни фактического перехода здравоохранения, в услугах которого особенно нуждаются пожилые люди, на платную основу. Ни одна патриархальность не выдержит сегодня многосемейных общежитий, в которые превратились квартиры многих россиян, как, например, тех же Мезенцевых. Не от хорошей жизни они обрекают себя на одиночество, на разлуку с близкими, с детьми и внуками, общение с которыми им вряд ли заменяют  более комфортные условия жизни за границей.
Мои знакомые, уехавшие  на ПМЖ в Германию, также не жалуются на условия жизни, которые никогда не имели бы, оставшись в Петрозаводске. Чего не хватает там? Общения, говорят они. И как только появляются лишние деньги, приезжают сюда, чтобы, как говорят, подзарядиться и… снова вернуться за границу.
 
Но что делать, если в России многих из российских пенсионеров ожидает только униженная старость? К тому же они считают, что оттуда, из-за рубежа, смогут больше помогать детям и внукам, чем живя рядом с ними.