Свободная трибуна

О бренде, мышкарях и пассионарности

{hsimage|Теэму Мойланен на семинаре «Зачем нам бренд?»|||}Семинар «Зачем нам бренд?» с участием финского эксперта Теэму Мойланена прошел в Петрозаводске.
 
Кажется, «Комсомольская правда» опубликовала не так давно целый список городов и даже регионов, которые активно работают над созданием брендов своих территорий, прежде всего для развития там туризма.
 
Для меня примеры такой успешной работы Великий Устюг, что в Вологодской области, и маленький городок на Волге Мышкин. Каждый выбрал свой путь, но результаты весьма схожи. А точнее, успешны. Трудно сказать, как бы сложилась судьба Великого Устюга, если бы туда несколько лет назад не заглянул ныне бывший мэр Москвы Ю. Лужков, который не только подал идею сделать городок родиной Деда Мороза, но и помог с финансами. Сегодня здесь создана целая туристская индустрия, но бренд помог городу сохранить и свою историческое лицо: не случайно Великий Устюг не выпал из нового списка исторических городов России. Да и то, как представить себе летнюю резиденцию старца в цокольном этаже панельной многоэтажки? У кого тогда появилось бы желание ехать туда?
 
Мышкин, в советское время просто село, несмотря на численность населения — около 5 тысяч человек — и наличием всего одного промышленного предприятия — газораспределительной станции, решил обыграть  свое старинное название, которое не менялось на протяжении веков. Сегодня сюда ежегодно приезжают десятки тысяч человек, за 20 лет создано около десятка музеев, причем на основе частных коллекций. Мышкари и мышкарки активно взялись за дело, и на вопрос «Как удалось депрессивному поселению выбраться на берег, не утонув в перестроечном болоте?» бодро отвечают: «Мышей стрижем!». И делают это умело. А ведь Мышкин находится, что называется, под боком у Углича с его уникальными памятниками культуры и истории — только чтобы полюбоваться Успенской церковью XVI века, прозванной в народе Дивной, сюда приезжают тысячи людей. Мышкин, успешно создав свой собственный бренд, активно соперничает и с Угличем, и с другими старинными городами Ярославской области.
 
О том, что, создавая бренд своей территории, нужно обязательно помнить о необходимости не только оправдывать ожидания, но и превзойти их, о необходимости единичности и уникальности брендовых проектов, говорил на семинаре «Зачем нам бренд?» гость Петрозаводска из Финляндии Теэму Мойланен. Семинар прошел по инициативе Петрозаводского отделения Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге и администрации Петрозаводска. Т. Мойланен выступил с докладом «Формирование бренда территории». Значит ли это, что Петрозаводск решил обратиться к опыту Финляндии, где эта работа находится на высоком уровне, накоплен богатый опыт? Поживем — увидим. На семинар пришли предприниматели, сотрудники Карельского научного центра, представители городской власти, журналисты, музейные работники. И хотя выступление Т. Мойланена носило скорее теоретический характер, его слушали с большим интересом, многие положения доклада вполне могли быть использованы при создании бренда Петрозаводска.
 
А вот большая часть выступления Юрия Савельева, главного ученого секретаря Карельского научного центра РАН, была посвящена конкретно столице Карелии — «Концепция бренда г. Петрозаводска: подходы, идеи, способы, визуализация». Интерес к брендам, к сожалению, и в Карелии, и в Петрозаводске пока проявляют больше академические институты, но не представители власти. Так, сотрудники институтов КарНЦ РАН провели социологические исследования, обосновали идеи предполагаемого петрозаводского бренда, предложили даже проекты логотипов и слоганов. Каким же видят они бренд столицы Карелии? 
 
Мэр города Н. Левин откровенно признает, что сегодня Петрозаводск не представляет особого интереса как турпродукт. Можно изменить ситуацию? Можно, считают специалисты и предлагают позиционировать Петрозаводск как город у воды, тем более что он находится на берегу самого большого озера Европы.  К сожалению, Онего пока мертво для нашего города. Кроме Онежской регаты трудно припомнить что-то еще, связанное с озером. Если коротко, то предложения по созданию бренда Петрозаводска и сводятся к активному использованию Онежского озера. Здесь и развитие судостроения, и наш уникальный Морской центр, использование научного потенциала города, проведение различных соревнований, фестивалей и праздников, связанных с древним Онего. Тема воды может прозвучать и в архитектуре города. В этой работе важно все, начиная с создания безопасности для приезжающих в регион до информационного обеспечения бренда.
 
В выступлении Т. Мойланена позвучала одна мысль, которую я особо отметила в своем блокноте. Мысль о том, что нельзя чтобы жители региона говорили: «Они создают бренд», все должны знать: «Мы создаем бренд». Идею бренда может разработать один человек, возглавить работу по ее воплощению — группа креативных людей и представителей власти, но участвовать в этом должны все жители региона. Бренд продукции или территории, подчеркнул Т. Мойланен, создается коллективом участников, и чем коллектив больше, тем успешнее будет результат. 
 
…Я долго искала, каким словом можно охарактеризовать жителей Мышкина, создавших новый образ своего города. И нашла: пассионарность. Понятие это, как известно, ввел в обиход Лев Гумилев. Политический словарь пишет, что это слово (от лат. passio — страсть) обозначает особое свойство характера людей, проявляющееся как непреоборимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. А ведь действительно: надоело жителям села Мышкина существовать на обочине жизни и они превратили его в город, уникальный, привлекательный, говорят, на зависть всем соседям. И еще: здесь не только используют историю на благо города, но и свято берегут память. Я нигде больше не видела, чтобы на домах висели таблички не только с номером дома и названием улицы, но и с коротким рассказом, кто жил в этом доме, а главное, что он сделал для города: подарил ему библиотеку или свою коллекцию, благоустроил улицу, создал музей. Кстати, этот термин «пассионарность» как атрибут деятельности по созданию бренда региона прозвучал и в докладе Теэму Мойланена. Перефразируя известную строку, можно сказать: чтобы зажглись звезды, это должно быть кому-то нужно.