Свободная трибуна

Крушение личности?

Фото Ирины Ларионовой
Яна Жемойтелите

Личность как таковая в социуме просто никому не нужна.

Удивительно, но Википедия определяет личность как «понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности». Удивительно – потому что за бортом определения личности остаются такие собственно личностные свойства как воля, мышление, интеллект, темперамент, характер, эмоции. Каким образом, к примеру, в социокультурной жизни раскрывается интеллект? Чаще всего он остается вовсе не востребован. В быту яркого интеллекта не надо, носки можно и без него постирать, на рабочем месте – в общем-то тоже, причем это касается чисто «интеллигентских» профессий типа менеджера, от которого требуется налаживание цепочки связей, чтобы обеспечить функционирование системы. Ему необходимы некоторые практические навыки, оргспособности, часто – опыт прямых продаж, что вообще очень ценится работодателем, но интеллект тут вовсе ни при чем. Отсюда множество людей, увлеченных кроссвордами – они не находят иного применения  своим интеллекту и эрудиции.

В профессиональной деятельности человек чаще всего руководствуется готовыми схемами, внутри которых можно весьма успешно трудиться, не выходя за рамки, то есть не проявляя этого самого личностного начала. Но тогда каким же образом личность может раскрыться в контекстах социокультурных отношений? В том-то и дело, что никак. В человеке социализированном ценятся прежде всего способности рабочей единицы, профессия, роль. «Индивидуальное начало» при этом отмирает, не находя спроса. Личность как таковая в социуме просто никому не нужна. Как не нужны на рабочем месте доброта, отзывчивость, вежливость и прочие понятия нравственного ряда. Зачем современному учителю отзывчивость, если он призван не воспитывать, а только давать знания, а то и попросту натаскивать ученика, дабы тот на экзамене сумел поставить крестик в нужной клеточке? А для удачного ведения бизнеса про нравственные идеалы лучше вообще забыть. На рабочем месте ценно умение грамотно составить проект, насытив текст словами, которые наверняка «схавает» начальство, типа: «трендовый характер», «повышение инвестиционной привлекательности» и пр. Чаще всего за этими словами не стоит никакой конкретики – они выполняют функции сигнальных лампочек, пробуждающих условные рефлексы.

Творческие способности – если речь не идет об артистах – для производственной карьеры откровенно вредны. Если человек что-то там творит, это считается «его личным делом», и здесь мы опять находим явное противоречие с концепцией личности. В соответствии с определением «личное дело» подразумевает некую задействованность в социальной жизни, но в большинстве профессий творческое начало не нужно вообще. Не говоря уже о том, что в современном мире творчество еще и никак не оплачивается. Заработать можно, только занимаясь «общественно-полезным» трудом, который часто сводится к простому производству бумаг. И само присутствие человека в мире подтверждается определенным набором справок, без которых он вроде бы и не существует. Получается, что в справках гораздо больше житейского смысла, нежели в творчестве и даже самом бытии.

Вообще, профессиональные навыки – дело хорошее и, безусловно, нужное, если при этом из процесса не выхолащивается метафизический смысл. А он выхолащивается, когда человек работает только ради куска хлеба, вне всякого интереса, причем и оставить эту деятельность не может, так как иначе ему просто не на что жить. Между тем любая самая простая деятельность предполагает некоторые глубинные смыслы. Например, тот же дворник подметает территорию не только для того, чтобы дважды в месяц получать жалованье, а чтобы вокруг стало чуточку лучше, чтобы на некоторое время упорядочить хаос… Про хаос дворник вряд задумывается, безусловно, но ведь так же оно получается в конце концов, множество таких дворников совокупно работают над восстановлением вселенской гармонии, воссоздавая девственно-чистый, первозданный космос. Конечная цель иллюзорна и недостижима, однако важен сам процесс. Еще в начале ХХ века понятие личности рассматривалась именно в процессе самосовершенствования как богоуподобления, а творчество являлось неотъемлемой частью этого процесса: богоподобие предполагало сотворение собственного мира. Личность подразумевала восхождение, духовный рост, в этом, собственно, и заключался основной смысл человеческий деятельности и пребывания на Земле.

Увы, теперь человек как «носитель индивидуального начала» интересен разве что своим близким. Крушение множества конкретных личностей чревато скорой антропологической катастрофой – превращением человечества в биомассу, в которой каждый отдельный человек выполняет функции клетки единого организма – и не более того. Каждый из нас наверняка может проследить на себе признаки этого процесса.