Архитектура Петрозаводска, Свободная трибуна

Остановите прохожих!

Фото Михаила Мешкова
Здание бывшей детской поликилиники № 1 в Петрозаводске со стороны проспекта Ленина. 16 июня 2013 года

Половине опрошенных петрозаводчан безразлично, останется ли «эта деревяшка на проспекте Ленина» или ее отправят под бульдозер, чтобы украсить старый центр еще одним железобетонным шедевром.

«…Я часто смотрю на людей, идущих по Петербургу, и вижу в них прохожих. Прохожий — это тот, кто проходит мимо всего. Он ничего не видит. Не видит красоты, панорамы… Он прохожий: идет, идет, идет по Невскому, взбивает пыль. Какое-то многоногое существо идет по городу. Какое ему дело, что в глубине перспективы смотрит Михайловский дворец? Какое ему дело, что Александрийский театр пытается выглянуть? Он этого не хочет видеть! И пошел себе дальше… Значит, город не сработал. Значит, надо как-то вернуть людям способность созерцания. В Петербурге все прохожие должны останавливаться, в главных точках восприятия красоты петербургских ансамблей погружаться в созерцание, выходя за пределы пяти чувств, и душой воспарять в небеса. И если ты хоть раз воспарил к небесам, увидев один раз, потом другой, — твоя душа начала отогреваться. Душа начала менять свой цвет серого мышонка. И человек оживет. Он уже не будет ходить по Петербургу просто пешеходом и прохожим…».

Это отрывок из интервью, которое дала журналу «Человек без границ» (№2 за 2008 год) архитектор, педагог, писатель Галина Зеленская. Обычно люди, делая карьеру, поднимаются по лестнице вверх, Галина Сергеевна из вуза пришла преподавать и воспитывать в… детский сад, потому что считает: именно там начинается воспитание горожан, чтобы они не стали серой массой прохожих.

Вспомнила это интервью не случайно. ВКонтакте прошел интерактивный опрос: 1597 человек отвечали на вопрос: «А для вас здание бывшей первой поликлиники является архитектурным памятником?». Ответившие «да» и «нет» разделились практически поровну: первых 42,8% (684 человека) вторых – 42% (671 голос). Затруднились ответить 13,2%.

Это значит, что, по сути, половине опрошенных безразлично, останется ли «эта деревяшка на проспекте Ленина» или ее отправят под бульдозер, чтобы украсить старый центр Петрозаводска еще одним железобетонным шедевром. Судя по комментариям на форумах, среди них большая часть – молодые люди, которые уверены, что это отставшие от жизни пенсионеры, выходящие на митинг и пикеты, поднимающие шум в прессе и идущие отстаивать свое мнение в суды, мешают им, молодым, жить в ХХI веке. Не всем, конечно, но большинству.

Однако я вовсе не собираюсь бросать в них камень. Нельзя винить человека, если он слепой или глухой. Его сделала таким болезнь.

Весной на семинаре по музейной педагогике прозвучала идея, которой придерживается и архитектор Зеленская. Большинство из нас фантастически необразованно, а значит равнодушно, ибо  нельзя любить и гордиться тем, чего не знаешь, когда речь заходит о городе, селе, поселке, в которым мы живем. Мне возразят, что в Национальной библиотеке регулярно проходят краеведческие чтения. Но сколько человек в них участвуют? В Пскове, например, я видела в книжных магазинах сборники, которые издает Ольгинское общество (названное так в честь великой псковитянки – киевской княгини Ольги). В крошечном Мышкине, что на Волге, на каждом доме, возрастом от 50 лет и старше, кроме таблички с номером фамилии тех, кто в нем жил, а главное, что он сделал для города.  И среди почетных жителей Мышкина те, кто вписал свое имя в историю города, помог гибнущему селу получить городской статус, выбраться из ямы безнадежности.

Мы же больше знаем из истории Рима или Древней Греции, о восстании Спартака и завоевании Юлием Цезарем Галлии, чем о том городе или поселке, в котором живем. Скорее как обитатели общаги, чем горожане. С той же психологией жильцов ведомственного общежития.

На Фортунатовских чтениях, которые проводят ежегодно гимназия №30 и Музей изобразительных искусств, выступившая с докладом о Герое Советского Союза Марии Мелентьевой шестиклассница, которая живет на улице, названной в честь героини, провела свой опрос. И выяснила, что многие не только из ее сверстников, но и взрослых, живущих на той же самой улице, не имеют понятия, кем была эта девушка, какой подвиг совершила, почему в честь названа городская улица. Словом, по Шекспиру: что он Гекубе, что ему Гекуба. Стоит на улице памятник, пусть стоит, снесут – и Бог с ним. Не кажется ли вам, что такой предмет как краеведение должен стать таким же главным как математика, русский язык или английский или обществоведение, пусть по нему и не сдают ЕГЭ. Согласитесь, не на тусовках и маршах «Наших», «Ваших» или «Других» становятся молодые люди патриотами.

И еще на собственном опыте. Когда шли сражения за сохранение здания кинотеатра «Сампо», многие писали: что здесь прокатывается на практике схема уничтожения памятника культуры и истории. Вспомните: первый этап – естественное руинирование, второй – начало разрушения памятника, в результате которого появляется новая экспертиза об утрате значительной части памятника, что позволяет говорить о невозможности его восстановления, ибо это будет уже новодел. А в финале – суд, который защищает в споре собственника, а не город.

На здании детской поликлиники половина этого пути пройдена – естественное руинирование, начало сноса… Уверена, если не удастся отстоять этот городской памятник, который в отличие от кинотеатра «Сампо» все-таки внесен в список памятников истории и культуры, а значит, подпадает под  защиту закона, и те, кто повинен в этом, выйдут сухими из мутной воды, то  это будет такой мощный урок воспитания, что в следующий раз уже все 80 процентов опрошенных ответят: «И кому  нужна эта деревяшка?  Гори она синим пламенем!». Так и будет. Продолжат уничтожать то немногое сохранившееся, что позволяет пока еще Петрозаводску сохранять свое лицо,  свою историю. Пример? Кто теперь помнит, кроме архитекторов и краеведов, старое деревянное здание причудливой архитектуры – бывший Дом крестьянина, что украшал улицу Гоголя?

Вопрос-то серьезный: кого больше будет в Петрозаводске с каждым разрушенным памятником – прохожих или горожан?

Исторический облик здания

Так выглядело здание детской поликлиники до продажи в частную собственность. Фото МК РК