Свободная трибуна

Горькая пилюля от гламура

Кризис может оказаться полезным лекарством от засилья мишуры в искусстве.
Фото Ирины ЛарионовойВ одном из прошлогодних номеров «Литературной газеты» были опубликованы стихи молодой московской поэтессы. Сказать, что они произвели на меня сильное впечатление, – не сказать ничего. Они повергли в шок! Несколько раз перечитал солидную (половина газетной полосы) подборку, пытаясь понять: я идиот или все-таки «Литературка» дала маху? Вирши удивили банальным содержанием и пошлыми рифмами вроде «розы – морозы», «кровь – любовь». Глянул на фото авторши – красотка! Наверняка какой-нибудь богатенький «бойфренд» отстегнул пару тысяч баксов за подарок любимой, а может, и кто из «литературцев» не устоял перед чарами юной дивы. Как знать… И все-таки обидно. Это ж в «Литературке» напечатано, газете, всегда славившейся высоким уровнем публикуемой поэзии! Видимо поп-культура, или, как выразился Юрий Шевчук, «попсина», захватила уже не только эстраду.

Сложилась странная ситуация: всякий умеющий срифмовать пару фраз и обладающий деньгами и связями легко может опубликовать свои творения или даже издать сборник (собрание сочинений – тут уж кого на что хватит). За отдельную плату можно купить почетные звания, победы в творческих конкурсах, и даже ордена и медали…
Хотите стать модным художником? Пожалуйста! Не надо даже толком уметь рисовать. Арендуйте зал для выставки. В качестве экспонатов навяжите веревочек и проволочек, пафосно обозвав это как-нибудь так: «Композиция номер икс» или «Размышления о сути вселенского хаоса». На сдобренное обильным фуршетом открытие «вернисажа» пригласите журналистов, пару-тройку заросших мхом «мэтров» жанра и пробивных неофитов от богемы (в сторону тех и других нужно будет сделать отдельный реверанс), и вот вы восходящая звезда!
А в литературе? Тут заплатил, там договорился – и перед нами очередной писатель (поэт), благо если только кропающий и публикующий свои «шедевры». Беда в том, что многие из богемных неофитов и заматерелых «классиков» подсознательно ненавидят конкуренцию, оставляя вокруг себя «в живых» заведомо менее талантливых авторов-новичков. И тиражируются с молчаливого согласия «мэтров» нахрапистые бездари, не встречая ни запрета, ни осуждения.
Вытоптав поляну и окончательно утвердившись на постаменте, «живые классики» могут (вершина богемной отваги!) и умершего льва куснуть. Не забуду, как один из маститых карельских литераторов серьезно и пафосно изрек о Владимире Высоцком: «Нам, профессиональным поэтам, трудно обсуждать творчество Высоцкого, он все-таки любитель». Затем, помолчав для солидности, милостиво добавил: «Но могу признать, удачные рифмы и образы у него есть…»
В конце минувшего года довелось побеседовать со знакомым петрозаводским издателем. Слово за слово речь зашла о наступающем экономическом кризисе. И тут собеседник мой высказал интересную мысль: «Знаешь, мне кажется, что кризис только на пользу нашему искусству: вся гламурная мишура осыплется, а что-то действительно стоящее уцелеет».
Косвенным подтверждением этих слов и того, что кризис может оказаться горьким, но полезным лекарством от засилья гламура, стало резкое снижение числа русских нуворишей и тусующейся с ними богемы в Куршевеле: в минувшие зимние каникулы это событие с нескрываемой радостью отметили европейские наблюдатели.
… А «Литературка» могла и ошибиться. Мало ли что бывает в редакционной суете: слетел материал с полосы, нужно было срочно закрыть возникший пробел, а тут подвернулась рукопись молодой москвички. Во всяком случае хочется в это верить.
 
"Лицей" № 2 2009