Великая Отечественная. 1941 - 1945, Главное, История

«Уже второй учебный год начинаю воевать…»

 Письма А.Ф.Кораблёва жене и дочерям

Светлой памяти Александра Федотовича и Николая Александровича Кораблёвых

Среди документов периода Великой Отечественной войны, хранящихся в Национальном архиве Республики Карелия, особое место занимают личные письма военных лет. В каждом письме судьбы людей — фронтовиков, тружеников тыла, их родных и близких. В простых словах — выражение теплых чувств к родным и близким, ожидание встречи с родными, наставления детям, обещания бить врага до победного конца. В архиве хранятся сотни писем военных лет, в том числе письма известного краеведа Александра Федотовича Кораблёва.

Александр Федотович Кораблёв родился в деревне Семёново Пудожского уезда в 1906 году, до войны работал учителем в Пудожской и Беломорской школах. Воевал на Карельском, 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах. После войны работал директором Ачинского педагогического училища в Красноярском крае, затем Пудожского педагогического училища и вечерней школы. В 1960 году на основе собранных коллекций организовал школьный музей (с 1970 года — общественный народный музей, с 1997-го — Пудожский историко-краеведческий музей им. А.Ф. Кораблёва). В 1970-1976 гг. заведовал музеем. Умер в 1981 году.

А.Ф.Кораблёв
А.Ф. Кораблёв
Н.А. Кораблёв
Н.А. Кораблёв, автор вступительной статьи к сборнику «Карелия в годы Первой мировой войны» на презентации сборника документов в Национальном архиве Республики Карелия. 10 октября 2014 года.

Создавать и пополнять музей Александру Федотовичу помогал его сын Николай. В дальнейшем Николай Александрович Кораблёв (21.02.1947 – 04.04.2015) всю свою научную деятельность посвятил истории. В 1969 году он окончил историко-филологический факультет Петрозаводского государственного университета, в 1973-м – аспирантуру Карельского филиала Академии наук СССР, затем плодотворно работал в секторе истории Института языка, литературы и истории.

В Национальном архиве Республики Карелия в составе фонда «Фронтовые письма участников Великой Отечественной войны» хранится дело, включающее десять писем (девять из них — подлинные) Александра Федотовича Кораблёва жене Лидии и дочерям Маргарите и Розе. Письма написаны в основном на тетрадных листах чернилами или карандашом. Эти весточки с фронта родным — документы, являющиеся частью исторического наследия нашей Республики.

 

Из писем Александра Федотовича Кораблёва жене и дочерям

 

«3 часа утра 24 февраля 1942 г.

Действующая армия, лес, землянка

Здравствуй, Лида!

Сегодня ночью, после праздничного дня пишу письмо тебе мой близкий, родной друг, спутница моей жизни и мать наших детей Розы, Риты. Разделенный пространством буду вместе с тобой этим листочком бумаги, в далекой холодной Сибири.

У нас тепло стоит как весной, можно было 4 дня ходить в гимнастерках по нашему «лесному проспекту» мимо землянок. Да и сейчас тепло. В общем февраль пока весь стоял теплый. На днях получил красноармейскую книжку — это мой теперешний паспорт. Ночи эти дни были мокрые. Сплю, не раздевая сапоги, с двумя подсумками у пояса, а в них патроны, над головой или рядом — винтовка-карабин, тут же и гранаты в сумке.

Мои песни и стихотворения исполняла наша бригада артистов по всем подразделениям, в том числе и у нас. Недавно меня сфотографировали, посылаю тебе на память карточку и стихотворение.

На память Лидочке!

Я хочу отсюда, издалека,

Память о себе оставить для тебя.

Посмотри на фото милая подруга

Вспоминай хоть изредка меня.

 

С маленькой миниатюрки глянет

Выцветшее бледное лицо,

Вновь знакомым, близким станет,

Тот кого отправила давно.

 

Верю я победы час настанет

И тогда не фото, но и я,

Празднуя победу над фашизмом

Вновь вернусь любимая моя.

 

Если же останусь недвижимым,

Холодеть в земле, иль на снегу,

Пусть малютка фото, вам напомнит

Человека, что шептал люблю.

Шура».

 

«21 августа 1942 г.

Здравствуй, Лида!

Твое письмо и Розы получил, которое вы писали мне 7/VIII: только жаль, что мама ни строчки не написала мне. Неужели она до сих пор не получила моего письма со стихотворением для нее. Вчера, получив письмо твое и Розы, вышли в поле, по пути домой, присели под кустом, т.к. над нами показался идущий на большой высоте самолет. Это было часов в 8 вечера. Ярко светило солнце. Только развернул ваше письмо и прочел, как вдали произошел орудийный выстрел. Я был с товарищем Кобяновым Андреем. Мы прислушались. Снаряд секунд через 13 засвистел перед нами. Мы только успели упасть лицом вниз, в старую межу, как снаряд разорвался перед нами, вслед за ним второй и так штук пять. Остальные, кроме первого упали дальше. Мы поднялись и пошли вперед. Когда легли на землю, осколки просвистели над нами. Когда шли дальше еще стрелял, но, снаряды упали далеко. Дорогой больше ничего не было. Сегодня дежурил по кухне. Письмо дописываю на почте. Розе и маме напишу дополнительно.  Желаю успехов в новом учебном году тебе и Розе. Папа».

 

«31 августа 1942 г.

Здравствуй, Лида!

Привет с далекого фронтового участка, тебе и детям Розе и Рите. Пишу сидя у костра, дежурный по кухне, под лучами уже сентябрьского солнца. Завтра 1 сентября, день памятный и волнующий меня, учителя в прошлом. В этот день ранее начинался для меня с миллионами советских школьников новый учебный год, а теперь уже второй учебный год начинается без моего участия по милости фашистов, напавших на нашу страну. Ну ладно, всыплем им в хвост и в гриву. Дописываю на ППС в коридорчике. Спасибо за письмо.

Шура».

 

«26 сентября 1942 г.

Здравствуй, Лида!

Привет Розе и Рите, а также Луше, Филе, Ване. Пишу с землянки, с фронта. Письма твои получил, одно о начале ремонта, второе от 11/IX. Спасибо за них. У нас тоже поздняя осень. 14/IX был первый сильный утренник, замерзла вода, после несколько дней дождило, а сегодня опять морозит, ясно, холодно, стало. Солнце сияет, но не греет. Тихо в природе, тихо и на участке. Изредка лают пулеметы, автоматы или ухают пушки и минометы. Вхожу в минометный расчет, но на почту хожу ежедневно 5-6 км иду пешком, а там иду пешком, а там еду с товарищем на лошади. К себе в часть возвращаюсь к 11 часам вечера примерно. Сразу обедаю и ужинаю. Землянка, где живу, маленькая, без стола, скамейки. Света мало. Ночью свет от печи.

Я пишу сейчас, сидя в командирской землянке. Скоро, зимой, наши части опять погонят немца, и на этот раз, видимо, окончательно. Писем в эту пятидневку ниоткуда не получал. Вот уже второй учебный год начинаю воевать! На старые письма еще не дал ответа трем ученикам. Стихотворений в сентябре почти не писал — нет времени.

Я».

 

«29-31 января 1944 г.

Здравствуй, Рита!

Поздравляю с наступающим праздником 26-й годовщины Красной Армии, и заодно, хоть с опозданием на месяц, с днем рождения. А вот сколько тебе лет забыл, по-моему — тринадцать. Привет маме, Розе, Луше, Ване и Филе. Я очень доволен, что ты и Роза учитесь хорошо. Только предупреждаю, чтобы у вас за отметками скрывались настоящие знания. Понятно. В части твоего выступления клоуном, если удачно — молодец. А насчет монтажа, чем могу помочь сделаю, а песенники у Вас есть? Музыка есть? Кого из ребят и за что отметить текстом, стихотворением или песней в монтаже. В общем я напишу, а вы там сами его переделывайте.

На днях группа бойцов нашей части пять часов вела тяжелый бой в тылу врага, истребила 170 фашистов, взяла двух пленных и, проведя несколько суток на марше по снегу (на ночь без костров), возвратилась. В этом бою смертью храбрых, в числе других, пал славный парень, пулеметчик, мой приятель с лета 1943 года, кабардинец Таукенов Бияка. О нем я писал в 5 главе истории краснознаменцев — как он подбил броневик. За него мы крепко отомстим финнам.

Жму твою лапку.

Твой папа».

 

«1 сентября 1944 г.

Здравствуй, Розочка-малышка,

Помнишь «уточку» мою,

Я тебе, малышка-дочка,

Вновь привет из фронта шлю.

Помню я как мы расстались,

С Ритой Розочка ушла

И сквозь слезы — улыбаясь,

Ты конфетку отдала.

Посмотри! Сегодня в школу

Рита утречком пошла,

Ну а Роза с мамой рядом

В садик тихо побрела.

Не скучай, моя родная,

И не плачь, и не горюй,

Обними покрепче маму

И за папу поцелуй.

Маму слушайся малютка,

Не упрямься, не сори,

Поиграешь, за собою

В уголочке убери.

В детсаду веди примерно,

Рите книжечки не рви

И букварь как почитаешь

Ты на место положи.

Помогай всегда, чем можешь

Маме дома и в саду,

Как приеду — ты расскажешь,

Вот тогда я похвалю.

С Ритой дружно вы живите,

Вспоминайте обо мне.

Разобьем когда фашистов,

Я тогда вернусь к тебе.

Вновь за чаем соберемся,

Дружно в школу все пойдем

И счастливой полной жизнью

В СССР мы заживем.

А пока, родная, нужно

Мне с винтовкою идти,

А тебе привет от папы

Маме с Ритой отнести.

Твой папа. Пиши».

 

«1 апреля 1945 г.

Район Кенигсберга

Здравствуй, Лида!

Пишу торопливо. Ночуем сегодня в немецком доме. Что сообщить о себе? В боях завоевал звание члена ВКП(б). Получил партбилет в ясный весенний день, несколько дней тому назад.

Эти дни прошли в бешеной работе (наступали, бились). Спали по 4 часа в день, урывками. Получен приказ о награждении меня правительственной наградой.

Когда-то я вернусь к мирной работе. Скучаю по школе. Фронты стремительно идут по Германии, близок конец войны и, может быть, встречи. Передай привет детишкам Розе и Рите. Пиши. Целую.

Шура».

 

Публикация подготовлена главным специалистом Национального архива Республики Карелия Еленой Намятовой