Культура, Общество, Утраты

Что-то исчезло навсегда

Цунская А.В. Фото Ирины Ларионовой
Анна Викторовна Цунская. Фото Ирины Ларионовой

Ушла из жизни Анна Викторовна Цунская. В течение 40 лет  она руководила художественной редакцией ГТРК, которая, впрочем, называлось в разные годы по-разному – это не так и важно. Важно, что художественная редакция существовала на Карельском телевидении с самого его начала.

Сейчас как-то уже подзабыли, что культура – это не просто книги в библиотеке, картины на стенке и т.д. Культура – это целая экосистема, именно поэтому потеря – пусть даже на первый взгляд незначительная – внутри культурного мира наносит ущерб всему культурному миру. А у людей, представляющих культуру, есть не бытовое чувство справедливости, а высокое понимание  своего назначения. Такое чувство было у Анны Викторовны Цунской. При этом существовал культурный институт, который брал на себя роль арбитра в так называемых «культурных» спорах, которые нет-нет да и случались в творческой среде.

Неоднократно деятели культуры вместо того, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное» ввязывались в затяжную борьбу друг с другом. Причем боролись не за принципы (что вообще-то можно понять и принять), но вели откровенную борьбу на уничтожение конкурентов, прикрываясь благопристойными выражениями о том, что тот или ной человек не способен на компромисс, не уделяет внимание каждому. За этими словами скрывалась откровенно пещерная жажда пусть маленькой, но власти, должности, а то и откровенный национализм. Кто бы мог подумать, что в спокойное брежневское время карел мог гнобить финна и наоборот по национальному принципу, но ведь и это было. А что говорить о творческих конфликтах внутри театров, где каждому артисту, гримеру, костюмеру было известно выражение «извести режиссера».

С ухудшением ситуации в стране и в культуре появилась новая тема – борьбы за выживание с чиновником, политиком, бизнесменом. Во всех этих сложных ситуациях арбитром была именно художественная редакция Карельского телевидения. Взвешенные оценки, обязательное представление площадки для высказывания, когда журналист имел право одернуть зарвавшегося мэтра – все это было возможно. Сейчас, в наше вроде бы свободное время, больше не существует подобного культурного института, зато нагнетаются в творческой среде и зреют конфликты, процветает карьеризм, при этом есть множество забытых людей, которые активно творят, но остаются незамеченными.

Редакция художественного вещания проводила планомерную работу по формированию в республике подлинно творческой среды, и неписанные нравственные правила этой работы задавала в первую очередь Анна Викторовна Цунская. Сейчас, когда ее не стало, мы осознаем страшную вещь: еще при ее жизни дело, которому она служила, стало абсолютно ненужным. Более того: разрушилась вся культурная экосистема, и никакими указаниями сверху, ни даже финансовыми вливаниями ее не восстановить. Что-то исчезло навсегда.

Добрая память этому светлому человеку – Анне Викторовне Цунской.