Лицейские беседы

Вячеслав Орфинский: «Важно не побояться пойти против течения, если уверен в своей правоте»

Вячеслав Орфинский. Фото Ирины Ларионовой
Вячеслав Орфинский. Фото Ирины Ларионовой

Почему надо защищать то, что любишь? Наверное, потому, что именно так  можно обрести счастье. По самому высокому, гамбургскому, счету. В этом меня убедила беседа с академиком архитектуры Вячеславом Петровичем Орфинским. 29 апреля ему исполняется 85 лет. 

– Вячеслав Петрович, по образованию вы архитектор. Но как получилось, что всю свою жизнь вы не своё строили, а заботитесь о том, чтобы сохранить созданное другими? Вас не привлекало творчество?

– Начать, наверное, надо издалека. Жизнь моя сложилась довольно странно, и разделила ее война.

Я был поздним ребенком, избалованным, домашним, счастливым. Война разрушила эту жизнь. Нам пришлось уехать из Петрозаводска в эвакуацию в Архангельскую область, а так как мы все, в том числе и взрослые, были уверены, что очень скоро все кончится, и мы вернемся домой, то не взяли с собой, как и тысячи других семей, ничего, чтобы можно было хотя бы обменять потом на продукты. В 12 лет, избалованный маменькин сыночек, я оказался единственным мужчиной в семье со всеми вытекающими отсюда обязанностями. Жизнь пошла наперекосяк. Самая большая мечта не выходила за пределы желания поесть досыта картошки. Сдавали в сельпо сушеную крапиву, за каждый килограмм которой давали 40 килограммов  картошки.

Стали учиться выживать, даже посадили свой огород, урожай вырос отменный. А тут сообщение об освобождении Петрозаводска. Так спешили, что не смогли собрать и продать урожай, бросили всё – только бы вернуться в родной город. А оказались в незнакомом разрушенном Петрозаводске. До войны мы жили в доме, который находился в прибрежном районе города, одном из самых зеленых и красивых. Но вместо него нас встретили груды кирпичей. Представляете, что я должен был испытывать? Почему пошел в архитектурно-строительный техникум, потом поступил в Московский архитектурный институт? Я мечтал выучиться, чтобы отстроить город. Именно такой город, который запомнил по предвоенной жизни, в котором был счастлив.

Оканчивая институт, я не сомневался, что поеду в Петрозаводск – проектировать.

По вашему проекту был построен какой-нибудь дом?

– Мне поручали в основном привязку типовых проектов.  Одна из них – дом на пересечении улиц Титова и Куйбышева. В то время в архитектурном сообществе Петрозаводска сложился особый творческий климат. Я и мои коллеги мечтали не просто застроить город новыми домами, но и вернуть Петрозаводску его неповторимый облик. Но тогда перед нами поставили другую задачу: нужно было в короткие сроки обеспечить жильем расселяющихся из бараков людей.

И все-таки особенное, узнаваемое лицо города удалось сформировать. Застроили улицу Карла Маркса. Сохранили кварталы екатерининских времен. Проспект Ленина соединил новый вокзал с набережной. В 70-е годы Петрозаводск воспринимался как один из самых зеленых и благоустроенных городов России. 

Но как вписать сюда ваш интерес к народной деревянной архитектуре, в области которой вы считаетесь одним из самых авторитетных специалистов?

– Еще в техникуме в качестве рабочей силы я со своими друзьями Эдуардом Мартьяновым и Алексеем Кривонкиным отправился в экспедицию в Заонежье. Да, деревни были там полуразрушены, сельские улицы во многих местах заросли травой по пояс. Но даже то, что сохранилось, потрясло. Поэтому после окончания второго курса МАрхИ мы с сокурсниками провели ряд самостоятельных экспедиций. Я понял тогда, что нашел дело своей жизни – должен заняться не только поисками и утверждением национального своеобразия архитектуры, но и его защитой. И трудно сказать, что было важнее. За свою историю мы причинили себе много зла. Одно из них – план ликвидации неперспективных деревень. Не возьмись мы рьяно за его выполнение, сохранили бы тысячи деревень с их укладом жизни и культурным своеобразием.

Сегодня этот процесс продолжается уже без плана. За последние 20 лет с лица России исчезло более трех тысяч сельских поселений…

– Правда, в последние годы интерес к памятникам деревянного зодчества вырос, стали, наконец, понимать, что без их сохранения и возрождения трудно будет говорить о развитии туризма. Памятники деревянного зодчества – это то, что делает Россию Россией, отличает ее от других стран и привлекает.

 

Более полувека Вячеслав Петрович Орфинский действительно занимаетесь именно этим. Достаточно вспомнить борьбу Орфинского и его единомышленников за сохранение старинной деревни Панозеро. Благодаря им она включена в список 100 памятников мировой культуры, находящихся по угрозой разрушения. Как писала коллега Вячеслава Петровича Елена Евгеньевна Ициксон, борьба за Панозеро сделала ученого общественным деятелем.

 

– Между моей первой публикацией о деревянных памятниках Заонежья и защитой кандидатской диссертации прошло более 20 лет. С докторской потом было легче. Но в те годы вопросы сохранения и изучения памятников культуры, как и национального своеобразия архитектуры, были не популярными. Однако, в любой деятельности, в том числе и научной, важно не побояться пойти против течения, если уверен в своей правоте. А я уже тогда был уверен: материал строительный может быть другой, не только дерево, специфику которого мы и тогда, и сегодня не очень понимаем. Но принципы, традиции должны сохраняться. Именно они формируют индивидуальность города, любого населенного пункта.

Вернемся в Петрозаводск. Кто объяснит, почему сегодня в историческом центре появляется то или иное здание, которое не только не украшает, но уродует лицо города? Почему строит кто и как хочет? Потому что сегодня бал правят деньги.

Я могу конкретно назвать год, когда этот процесс приобрел необратимый и стремительный характер. Петрозаводск готовился к празднованию своего 300-летия, а мэром города был Виктор Масляков. Я помню, как представителей интеллигенции собрали тогда в мэрии, много и долго нам рассказывали о юбилейных мероприятиях. Но на свой вопрос, что происходит с городом, почему Петрозаводск теряет свое лицо, а его интересы, как и интересы горожан, попираются в угоду меркантильной политики отдельных бизнес-групп, я получил невразумительный ответ. Что теперь поздно что-то менять, юбилей на носу, мероприятия утверждены, потом можно вернуться, обсудить, что-то поправить. Юбилей отметили, но ничего не «поправили», ситуация усугубляется. Более того, сегодня катастрофически сокращается зеленая зона города. Появились «Тетрис» и «Макси», а кинотеатр «Сампо» – редчайший пример в России пролетарской классики, которым город должен гордиться, что он есть у него, точнее, был в Петрозаводске! – разрушили. Мы уже рискуем потерять сегодня не только деревянный, но и весь исторический город. 

Как вы считаете, городское сообщество может противостоять разрушительной стихии денег?

– Что-то удается, хотя кардинально это вряд ли сможет переломить ситуацию. Неравнодушных людей не так много, как хотелось бы. Но они есть. И это оставляет надежду. Благодаря им удалось отстоять Левашовский бульвар, два старых деревянных здания, что напротив гостиницы «Северная». Для чиновников и городских обывателей – это две старые разрушающиеся деревяшки. А ведь они часть истории Петрозаводска, его душа! Для военного поколения они были символом родного города, именно они встречали возвращающихся из эвакуации и с фронта петрозаводчан. Это память города. А с памятью опасно обращаться варварски.

В этом году на вручении премии имени Комеча мне удалось познакомиться с удивительным человеком – Анной Алексеевной Давыдовой из Нижнего Новгорода, она координатор градозащитного движения «СпасГрад». А наградили ее за то, что ей удалось «переломить отношение к ценности историко-архитектурного наследия в общественном сознании и в позиции властей». Говорят, один в поле не воин. Но сумела же! Вот и ответ на ваш вопрос, что могут горожане. 

Я присутствовала на нескольких заседаниях суда, на которых вы выступали как истец. Столкновение с бюрократической машиной подавляет. Вот тогда у меня и родился вопрос, который давно собиралась при случае задать вам: «Неужели ни разу не хотелось послать всё это к чертовой бабушке? У вас есть любимое дело, десятки учеников, которые не просто уважают, но благоговеют перед вами… Темы для новых книг и исследований… Вы живете полной творческой жизнью. Зачем вам еще эта борьба Дон Кихота с ветряными мельницами? Сейчас среди интеллигенции популярно движение так называемой внутренней эмиграции, когда люди отгораживаются невидимой стеной от событий внешнего мира, что позволяет им выжить…

– Мне не только послать, но и уйти из жизни иногда хотелось. Потом успокаивался и понимал: предам дело, которому служу, и перестану себя уважать. А не уважая себя, жить не только трудно, но и невозможно. Про внутреннюю эмиграцию… читал. Но считаю это безнравственным. 

 

На днях появилась в печати информация о том, что реставрация Ильинской часовни XVII века в деревне Лазарево все-таки завершилась успешно. Вряд ли широкий читатель обратил на нее внимание. Горе-реставраторы вместо возрождения памятника чуть не погубили его. И действительно погубили бы, если бы не вмешательство общественности и неравнодушных экспертов  министерства культуры Карелии – Орфинского, его учеников и коллег.

 

Вячеслав Петрович, не хочу завершать наше интервью подведением итогов, дело неблагодарное и ненужное, пока работаешь, что-то создаешь, о чем-то мечтаешь. Но что для вас главное сегодня? Что волнует? 

– Когда-то в нашем университете существовала специализация «Инженер-реставратор памятников деревянного зодчества», но потом от нее отказались. И теперь выясняется, что и в Карелии, и в целом на Русском Севере, который является, по сути, крупнейшим в мире музеем-заповедником исторической деревянной архитектуры, не хватает высококвалифицированных реставраторов. Качество работ падает. Сейчас решается вопрос об организации на базе музея-заповедника «Кижи» подготовки реставраторов именно памятников деревянного зодчества. Наш институт историко-теоретических проблем народного зодчества при ПетрГУ просто обязан принять в этом участие, привлечем лучших специалистов, того же Александра Попова, реставратора-деревянщика №1. Работа предстоит большая.

Но сегодня появился интерес и к новому деревянному строительству – храмов, гражданских зданий. Есть очень талантливые ребята, но им не хватает сегодня знаний, им нужно помочь. То, что им сейчас удается, это не копирование памятников, это уже новая архитектура. Но впитавшая в себя лучшие традиции народного зодчества Русского Севера. Она их не воссоздает, но продолжает и развивает. 

 

Наград, званий у Вячеслава Петровича много. Одна из них – премия имени А. Комеча, которой он удостоен в этом году – за огромный вклад в дело изучения и сохранения памятников Карелии, а также «создание нового научного направления этноархитектуроведения, направленного на выявление и изучение региональных и этнических особенностей архитектуры Русского Севера…».

С ученым и общественным деятелем Алексеем Ильичом Комечем, который объединил вокруг себя искусствоведов, реставраторов, архитекторов, художников и всех, кто озабочен современным состоянием, сохранением и реставрацией памятников культуры, Орфинский был знаком лично, чем гордится, питая к нему искреннее уважение как к человеку, близкому ему по духу, убеждениям. Комеч известен еще и тем, что внес огромный вклад в дело сбережения русского исторического наследия.

О премии Комеча я вспомнила не потому, что она в последняя в ряду наград академика Орфинского или самая значительная. Меня привлек ее девиз, которым стали слова знаменитого римского поэта Овидия:  Felix qui quod amat, defendere fortiter audet. В переводе на русский они звучат так: «Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит». Вам не кажется, что лучше о Вячеславе Петровиче Орфинском, чем это сделал Овидий,  не скажешь?

Группа ВКонтакте, посвященная В.П. Орфинскому: http://vk.com/akademik_orfinskiy

 

Вячеслав Орфинский – один из авторов фильмов, которые в 60-е годы создала о народном деревянном зодчестве Карелии, культуре Русского Севера и традициях Заонежья  группа работников «Карелгражданпроекта», объединившихся в любительскую киностудию. По словам оператора Бориса Бойцова, вклад академика Орфинского в создание этих фильмов трудно переоценить. Именно он во многом определил их идею и концепцию, он же написал и тексты к ним.

Все фильмы были сохранены и оцифрованы Б.П. Бойцовым и Л.Н. Буренко.

Фильм «В краю былин» (1965) – о культуре и архитектуре Заонежья, таланте и творческих способностях севернорусского крестьянства