Лицейские беседы

Больше чем профессия

{hsimage|Мария Голубева. Фото Ирины Ларионовой |right|||} 13 января отмечается День российской печати. Для молодого журналиста Марии Голубевой,  члена нашей «лицейской» команды, это праздник вдвойне. Только что она стала обладателем Бронзового пера — специальной премии «Учительской газеты» за цикл публикаций о детях. Интервью у Марии взял Дмитрий Кунильский.

Журналисты обычно обходят друг друга вниманием. Но в связи с Днем российской печатиможно эту традицию нарушить. Мария Голубева не только выпускница журналистского отделения ПетрГУ, автор с многолетним стажем, но еще и мама троих детей.  Журналистика для Марии больше чем профессия или увлекательное хобби. В первую очередь это стремление помочь своим героям, многие из которых попали в беду. Попытка привлечь к их ситуации неравнодушных.

— Почему ты решила связать свою жизнь с журналистикой?

Каждый раз  я думаю, что так быть не должно, но уйти никак не могу.  Журналистика для меня — это некий угол зрения, возможность взглянуть на процессы, происходящие в нашем обществе.

— Часто это взгляд критический, а я знаю тебя как человека позитивного…

— А я себя знаю еще и как человека критически мыслящего, часто мне приходится сглаживать острые углы в моих текстах. Но считаю, что этот критический взгляд не всегда продуктивен. Поэтому журналистика научила меня искать и находить компромисс, но не с совестью, а в подходах к решению проблем. В жизни изменить что-то на позитивный лад сложно. Думаю, одна из целей журналистики именно такая — менять жизнь к лучшему.

— В каких карельских изданиях ты работала?

В школе  мы выпускали рукописные газеты. Руководила нами Л.В.Нифантьева, филолог школы №3. Потом мы готовили страничку «Старшеклассник» в «Северном курьере». Сама я сотрудничала с «Молодежной газетой», публиковалась в «Новой Кондопоге». В студенческие годы  сотрудничала с газетой «Лицей».  Сейчас я участвую в создании  интернет-журнала «Лицей». После четвертого курса ушла в академический отпуск, переехала в Москву. По совету Натальи Николаевны сделала текст для «Учительской газеты». После недолгого сотрудничества  меня взяли на работу в отдел информации.

— Возможность регулярно писать, наверное, и привела тебя в газету?

—  Во время учебы в университете я специально выделила время и работала несколько недель на радио. Мне было интересно, но я себя чувствовала несколько скованно. На телевидении сочла себя нетелегеничной. К тому же у пишущего журналиста намного больше возможностей выразить себя. Конечно, высказывание  Тютчева о том, что «мысль изреченная есть ложь» справедливо и для человека пишущего. У газет, как и у сюжетов на радио и телевидении, тоже ограниченный срок действия. Они уходят, хорошо если в архив… Но все же сам процесс создания текста мне близок.

Когда у меня подросла средняя дочь, пришлось решать: отдать ребенка в детский сад и пойти на работу или искать какой-то другой вариант.  После долгих раздумий я сделала выбор в пользу семьи и не жалею об этом.

— Как удается сочетать два этих непростых дела: работу над текстами и воспитание детей?

{hsimage|Мария с детьмя Арсением, Серафимой и Афанасием ||||} — Я продолжаю заниматься журналистикой. С августа сделала  в «Лицее» девять текстов в цикле «Учусь быть мамой«.  «Учительская газета» публикует эти материалы. Есть идея создать цикл интервью о современных мамах, о том, какими их видят специалисты из разных областей. Благодаря такому общению надеюсь узнать много полезного для себя. Для мам и бабушек это  тоже должно оказаться интересным.

— Как получалось сотрудничать с газетой и одновременно учиться, ведь в университете тебе приходилось осваивать сразу две профессии — преподавателя и журналиста?

— Я достаточно мобильный человек, и, наверное, это  от природы, а не что-то приобретенное. Все, что я получала, мне необходимо было осмыслить. Один из способов осмысления  — создание текстов. Так, я пару раз рассказывала о нашей учебе на отделении журналистики в сложный период его становления, когда приходилось искать золотую середину. С этой задачей блестяще справилась Лариса Николаевна Колесова. У нас всегда была журналистская практика, процесс обучения был выстроен так, что стимулировал нас на творчество. Выпускалась газета «Студия», которой руководил Евгений Владимирович Давыдов. Его позитивный взгляд на мир, умение развернуть нас лицом к жизни, давали творческие силы.

— Помогла ли тебе университетская подготовка в дальнейшем?      

—  Университет помог осознать важность образования. То, что я хочу учиться дальше, прямая заслуга вуза. Я благодарна классической подготовке, которую получила. Имею в виду не узкую журналистскую направленность, а знакомство с творчеством разных писателей, лекции по  творчеству Пушкина, Достоевского. Это всегда со мной. В нашей действительности подпитку получить сложно. Соприкосновение с качественно иным подходом к жизни, его отражением в книгах неоценимо. Я постоянно пополняю домашнюю библиотеку классикой, покупаю собрания сочинений и надеюсь, что это будут читать мои дети.

— Ты сказала, что работала в «Учительской газете». Насколько столичный темп отличается от особенностей работы в провинции?

— Работа в столице —  испытание, потому что темп совершенно иной. Сложно  было находить те места, куда меня отправляли на задания. Муж рисовал схемы, мы рассчитывали время. У москвичей свой стиль общения, более агрессивный. Но сама редакция была дружелюбной. Когда нам с мужем пришлось принимать решение, остаемся мы в Москве или нет,  все-таки решили, что дети должны жить на земле, а не на асфальте. Столица морально выхолащивает, чувство журналистской ответственности там теряется. Нужно иметь незаурядные способности и душевные силы, чтобы следовать своим идеалам и соблюдать те правила и этические нормы, которым тебя учили.

—   Какие темы чаще всего находят отражение в твоих текстах?

— В «УГ» — сугубо информационные тексты. Сейчас я пишу о детях, в том числе и о своих. Года три назад мне удалось побывать в нескольких школах глубинки: Ведлозеро, Заозерье, Деревянка и Кончезерская средняя школа. Была своя рубрика, которая выходила в газете «Лицей» раз в месяц. На меня произвело неизгладимое впечатление то, в каких условиях трудится сельский учитель. Я считаю, это подвиг. Многие учителя рады, что  могут работать хотя бы в таких условиях. К сожалению, обо всем, что я видела там,  не могла рассказать в полном объеме. Это повредило бы учителям, а я  не хотела, чтобы они попали под горячую чиновничью руку. У нас очень сложно говорить об образовании всю правду: будет проверка, накажут учителей. Я говорю это с полной ответственностью.

— Насколько я знаю, ты пишешь о тяжелобольных людях.

— Для меня это необходимость. Когда болеет мой одноклассник, человек, с которым я росла, дружила, сидела за одной партой, нельзя не помочь.

— Получается ли достигать реальных результатов?

— Сейчас есть промежуточный результат: Сереже Курило стало лучше, он находится в Германии, но необходимы дополнительные средства на лечение, потому что деньги, которые собрали неравнодушные люди, закончились. И, честно говоря, я очень боюсь, хватит ли у горожан сил на еще один рывок… Такие истории истощают внутренне. В поселке Пудожгорский школьница Лена Никитина вместе с друзьями забралась на здание недостроенной больницы, упала и сломала позвоночник, сейчас не ходит. Ее восстановление идет крайне медленно. Есть что-то похожее во всех этих случаях, когда люди, попавшие в беду, сталкиваются с неповоротливостью государственной системы,  с невниманием  медиков. Может быть, я сужу со своей колокольни.

— А что бы ты посоветовала тем, кто только начинает свой журналистский путь?

— Я бы посоветовала  как можно больше читать. Раз в неделю занимаюсь со школьниками. На мой вопрос, почему они хотят стать журналистами, ребята привели массу причин, но не сказали, что любят читать, любят русский язык. Я не знаю, как такое возможно… Одна из самых важных для меня функций журналистики — социальная.   Иногда простое неравнодушие и внимание к своему собеседнику может изменить обоих. Очень важно в профессии оставаться именно человеком  — думающим, неравнодушным, порой несовершенным, но человеком.