Гуманитарные науки

Революционный учебник и уроки революции

Фото с сайта ru.wikipedia.org
Петроград 4 июля 1917 года

«На мой взгляд, в российской исторической науке назрела переоценка революций».

Публикация Александра Чиркова, аспиранта-историка

Испокон веку во всех странах

                                                                                                  бунтовала только подлая чернь,

и притом всегда без позволения.

Из-за чего бунтовала –

 этого не знает ни один учебник.

М.Е. Салтыков-Щедрин

 

Сейчас особую остроту приобрел вопрос о едином учебнике истории. Я сразу же отмечу, что считаю такой учебник необходимым. В университете я изучал школьные учебники, и почти все они были с большими фактологическими ошибками. На практике, когда пытаешься показать ученикам, что определенный факт в учебнике ложный, они, используя учебник и другие источники, попадают в информационную ловушку. Во избежание таких ситуаций нам необходим научный, проверенный вдоль и поперек,  учебник истории. Я уже не говорю о других подводных камнях школьной истории, которые проявлялись в 1990-е.

Конечно,  концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории не идеальна. При знакомстве с ней у меня возникло множество вопросов. Почему война России со Швецией шла только в 1809 г.[1], а что же было тогда в 1808 г.? Что такое модернизация, если она почти в каждом периоде истории, и почему дети должны давать ей определение, если авторы всех периодов не смогли его согласовать между собой и т.п.? Можно возмутиться данным фактом, а можно посмотреть состав авторского коллектива, так и напрашивается: у семи нянек дитя без глаза. Но в то же время видно, что на каждый раздел есть специалист высочайшего уровня, так что эти просчеты простительны концепции. Можно быть уверенным, что концепция сверяется и исправляется. Главное в итоге получить качественный учебник и другие материалы.

Большой шквал негодования вызвали несколько тем, одна из которых Великая Октябрьская социалистическая революция. Как, авторы концепции нацелились на святое, они объединили Февральскую и Октябрьскую революцию в Великую российскую революцию 1917 г.?  И я позволю себе ответить утвердительно, и более того, я считаю этот факт чрезмерно  положительным.  Более двух лет я пытался осмыслить три наших революция, я читал исследования разных периодов и разных направленностей. И, на мой взгляд, в российской исторической науке назрела переоценка революций.

Ряд авторитетных энциклопедических изданий выделяют три европейские революции. Английскую (в современной английской историографии часто называется периодом гражданских войн, а не революцией), Великую Французскую и Великую Русскую (имея в виду Октябрьскую). Встает вопрос: если английская и французская революции шли  десятилетиями, то российская месяц и даже меньше? Странно, не правда ли? Российская революция повлияла на весь мир, как и французская, возможно даже в большей степени, но длилась такой маленький срок. Большевики захватили власть и взяли на себя обязанность созвать Учредительное собрание  и приняли ряд не совсем легитимных декретов. И это Великая революция?

Но почему же наша историография и зарубежная поддерживали теорию о трех русских революциях? Революция 1905 г. изначально еще при Николае II объявлялась завершенной, так хотели показать, что это событие было остановлено и больше революций в стране не будет. Для советской идеологии это был важнейший вопрос, который вписывал российскую действительность в марксистскую теорию. Зарубежная историография делала акцент на том, что Февральская революция – это проявление воли народа, она была хорошей и демократической, а события Октября 1917 г. это аномалия,  погрузившая страну в годы кровавого террора. После распада СССР заниматься революцией стало немодно, были попытки назвать Октябрьскую революцию переворотом и т.д.. Но нужно быть честным, мы сейчас находимся на том этапе, когда эти события вновь привлекли внимание исследователей. Нужно ли включать новые научные достижения в школьный учебник истории? Периодическая система химических элементов совсем недавно снова обзавелась новым элементом.  А чем же историческая наука хуже химии?

И где же были критики теории Великой российской революции, когда дети учились по учебнику А.А.Данилова и др.[2], в котором уже давно используется этот термин? Да и В.М. Чернов назвал свои воспоминания «Великая русская революция»[3] (по сути, описывал только события 1917 года, с оглядкой на 1905 год).  Таким образом, видно, что этот вопрос возник давно и имеет под собой весомые аргументы.

Советская историография внесла неоценимый вклад в изучение истории трех русских революций. Целые институты изучали российское революционное движение, публиковались источники и множество исследований. Конечно, мы можем найти и множество недостатков: это и использование неэффективных методов исследования и односторонность оценок событий, но те же перегибы были и у зарубежной и эмигрантской историографии. Все же вклад советской историографии в изучение российских революций имеет огромное значение для всей исторической науки.

Как уже отмечалось, современная российская историография потеряла интерес к изучению революционного движения, эту проблематику сместила история повседневности, антропология и социальная история. Сложилась ситуация, когда количество открытых источников превышает количество современных исследований, в данной теме наблюдается творческий застой. Поэтому вопрос о российской революции еще открыт.

Я хотел бы выразить несколько своих мыслей по этой проблеме. Так как моя работа по этой теме находится еще в незавершенном состоянии, я выделю только несколько основных моментов. Для большей наглядности буду использовать компаративный метод. Важен принцип историзма, который покажет, как в каждой новой революции использовался опыт предыдущей, и как это явление развивалось и эволюционировало.

Изначально необходимо определиться с понятийным аппаратом. Главные понятия данной статьи являются термины «революция» и «легитимность». Революция от латинского слова revolutio, что означает  поворот, переворот. Энциклопедия Британника говорит, что революция бросает вызов установленному политическому порядку и создание нового порядка радикально отличается от предыдущего. Великие революции европейской истории, особенно это заметно на примерах английской, французской и русской революций, которые изменили не только системы управления, но и экономические системы, социальные структуры, а также культурные ценности общества[4]. Легитимность от латинского слова legitimus, т.е. законный, в контексте легитимности власти – это обоснование прав и законности власти. Реальная легитимность – т.е. власть существующего в данный момент закона. Социальная легитимность – когда народные массы во главу угла ставят не  закон, а мнение толпы, это мнение часто изменчиво и легко управляемо, что приводит к управлению этой толпой харизматическими личностями.

Английская революция имеет широкие хронологические рамки с 1640 по 1660 гг., т.е. поддерживается мнение марксизма, в английской историографии эту точку зрения отстаивал Кристофер Хилл. В то же время в современной английской исторической литературе до сих пор открыт вопрос о хронологии революции и даже о применении к тем событиям термина «революция». Достаточно распространено мнение, что этот период английской истории следует называть не  революцией, а эпохой гражданских войн[5],  от этого и варьируются хронологические рамки. Английский историк Остин Вулрич[6], сохраняя термин «революция» в контексте всей Британии, берет за критерии хронологических рамок вступление на престол Карла I и Карла II, тем самым упрощая социальные и экономические предпосылки, подгоняя их под формальные годы правления монархов. Не углубляясь слишком подробно в историографическую дискуссию по английской революции, мы можем отметить одно: большинство историков сходятся во мнении,  что эти события длились на протяжении многих лет.

Что касается Великой Французской Революции, то уже достаточно устоялось в мировой историографии ее начало – 1789 год. В определении окончания революции мнения историков расходятся. Одни считают, что Великая Французская революция завершилась в 1794 г.[7]. Другие историки считают окончанием французской революции 1799 г.[8] , хотя еще в XIX в. Франсуа Минье[9] включал во Французскую революцию периоды Консульства и Империи, т.е. до реставрации династии Бурбонов 1814 г. С Минье согласен и В.Г. Ревуненков: «что касается «наполеоновской эры» (1799 – 1814), то ее нельзя ни отождествлять с самой революцией, ни отрывать от нее»[10], то есть историк включает наполеоновский период в контекст революции. Таким образом, две самые известные в мире революции, по мнению всех историков, шли более пяти лет. Существующие дискуссии в историографии по хронологическим рамкам этих революций могут разделять несколько лет, но все сходятся в одном: такого рода события не могут длиться в течение одного месяца, на это нужны годы.

По традиции в историографии принято считать, что в России на протяжении 12 лет прошло три полноценных революции. Мы не будем говорить о различиях характеров английской, французской и российской революций, нас в большей степени интересует само явление. И если все крупномасштабные революции длились несколько лет и все их периоды тесно связаны друг с другом, то почему же тесно связанные между собой три российские революции не являются этапами одного целого явления? В этом мое мнение расходится с большинством и в том числе с концепцией нового учебника. На мой взгляд,  революция 1905 г. есть не что иное как начало Великой Российской Революции. В то же время не найдется ни одного историка  в России, который скажет, что революция 1905 года и две революции 1917 года не связаны между собой.

Для большего понимания этой связи рассмотрим одну из лучших современных работ о российской революции, откуда я частично позаимствовал эпиграф. В своей работе «Красная смута: Природа и последствия революционного насилия» В.П. Булдаков  придерживается традиционной периодизации российских революций. В то же время автор пишет: «государственный переворот[11] в России привел не к утверждению демократического порядка, а к эскалации «красной смуты». Благими намерениями оказалась вымощена дорога в ад гражданской войны»[12]. Таким образом, мы видим, что В.П. Булдаков непосредственно связывает февраль и октябрь 1917 года, и более того – гражданскую войну. Сам автор видит и схожесть причин революций 1905 и 1917 гг.: «называя аграрный вопрос «стержнем» Первой русской революции, рано или поздно придется согласиться, что он же предопределил ход и исход «красной смуты»»[13]. То есть и причины трех революций также имеют один корень. Но главная идея книги, показать, что революция это насилие, большевики только его часть, а насилие это порождение самого народа.  Но началось революционное насилие не в 1917 г., а в 1905 г. Таким образом, мы видим, что революционные события в начале ХХ века связывает очень многое.  Руководствуясь этими связями нужно выстроить новую модель и структуру Великой Российской Революции.

Для более четкого преставления о Великих европейских революциях рассмотрим ряд критериев и краткое их содержание в каждой из революций.

КритерииАнглияФранцияРоссия
1) Характер власти перед революциейС 1215 г. в Англии Великая хартия вольностей частично ограничивала власть монарха в финансовом вопросе. Королевский совет постепенно эволюционировал в парламент.
При Якове I игнорируется мнение парламента по налогам, т.е. его непосредственные полномочия. В начале правления Карл I злоупотреблял властью, созывал и распускал парламент 3 раза, и в итоге начал править в течение 11 лет без парламента (Народного собрания и Палаты лордов).
Во Франции так же власть монарха в финансовом плане ограничивалось Генеральными штатами, впервые созванными в 1302 году. Постепенный рост власти монарха привел к тому, что он перестал нуждаться в Генеральных штатах и с 1614 г. они не созывались. Так же существовал и парламент, который имел судебные полномочия.
Финансовый кризис при Людовике XVI все более обострялся. Король искал средства и просил о займах, в которых ему отказал парламент. Вследствие чего по приказу Людовика несколько членов парламента были арестованы в 1788 г. Король издал эдикт об уничтожении парламентов. Новый состав парламента также ни к чему не привел. Людовик XVI решил созвать Генеральные штаты для решения финансовых проблем.
5 мая 1789 г. (некоторые историки именно эту дату называют началом ВФР) были созваны Генеральные штаты, которые вместо утверждения новых займов и налогов потребовали коренных перемен.
В России сословно-представительным органом был Земский собор, впервые созванный в 1549 г. В отличие от Англии и Франции, в России у Земского собора были более широкие полномочия, это вопрос о войне и мире, а также вопросы о Судебнике и внутренних реформах. Последний Земский собор созывался в 1684 г.
В XIX в. часто возникали предложения созыва Земского собора, но власть на этот шаг не пошла.
В начале ХХ века обострилось социально-экономическое положение в стране, поражение в русско-японской войне показало обществу бессилие власти. После 9 января 1905 г., когда была расстреляна мирная демонстрация, страна погрузилась в обстановку стачек и забастовок. Возросло число террористических актов с социальными лозунгами. Правительство решило пойти на уступки и посчитало, что дарование гражданских свобод и представительного органа снизит уровень недовольства и революция пойдет на спад.
2) Противостояние парламента и монархаПосле неудачной политики в Шотландии в 1640 г. созвал парламент и обратился с просьбой выделить средства. Противостояние монарха и парламента – парламент использовал экономическую сферу для ограничения власти монарха. Карл пытался арестовать часть членов парламента, но ему это не удалось. Парламент начал собирать собственное войско. Гражданская война. Армия парламента против армии короля. В результате в 1647 году Карл проигрывает и бежит в Шотландию. Там его поймали, но ему удалось бежать и собрать новую армию. В 1648 г. он снова потерпел поражение и был арестован.В июне 1789 г. III сословие, считая несправедливым распределение голосов в Генеральных штатах, объявило себя Национальным собранием. Изначально король отказался поддерживать Национальное собрание, но ситуация обострялась и он просил дворянство и духовенство присоединиться к III сословию. Отправив в отставку Неккера и держа армию около Парижа, король встретил возмущение народа.
14 июля в Париже началось восстание (взята Бастилия). Людовик, опасаясь гражданской войны, направился в Национальное собрание, где заверил, что войска будут удалены.
Далее Людовик пошел на уступки толпе, утвердил национальную гвардию и ряд декретов по уменьшению власти дворянства (его встречала восторженная толпа).
В октябре 1789 г. продолжались беспорядки, король терял власть, которая все больше переходила в руки Учредительного собрания.
Возражая против некоторых инициатив, он вместе с женой, тайно просил помощи у иностранных держав.
В итоге первые две Государственные Думы были слишком революционно настроены, тем самым парализовав законодательную деятельность. Общественное недовольство не утихало, террор продолжался. Тогда правительство решило поставить ситуацию в легитимное русло. Была распущена первая Дума, созвана вторая, но это ситуацию не изменило. Тогда было решено пойти по более жесткому пути. Распустили вторую Думу и был изменен избирательный закон. Столыпинское правительство начало ряд важных реформ по стабилизации и легитимации обстановки в стране. Начались меры в подавлении революции и улучшения финансово-экономического положения. Коррекция избирательного законодательства привела к появлению работоспособной, но не народно-представительной Государственной Думы. В период 1907-1913 гг. была попытка остановить революцию на ранней стадии, и вывести страну путем реформ из революционной трясины. Тогда идея Первой русской революции была удобна правительству, т.к. казалось, что революция остановлена и далее не будет развиваться.
В 1914 г. Россия вступила в Первую Мировую войну
В феврале 1917 г. в Петрограде народные волнения, во многом с теми же требованиями, что и 1905 г. Члены Дум, заручившись поддержкой военной элиты, попросили Николая II отречься от престола, что царь и сделал за себя и своего сына. Николай II передал власть Великому князю Михаилу, который в свою очередь отрекся от престола, передав власть Учредительному собранию, которое должно было установить новые законы и созвать которое должно было Временное правительство.
3) Cherchez la femme!Жена Карла I –
Генриетта Мария, француженка и католичка, что не нравилось английскому народу. После реставрации 1660 г. вернулась в Англию, но вскоре уехала во Францию, где и скончалась.
Жена Людовика XVI – Мария-Антуанетта – австриячка, часто поддерживала интересы Австрии, во время революции вела переписку с австрийской родней с просьбой о помощи и интервенции, за что и была казнена 16 октября 1793 г. В 10 лет трагически погиб сын Людовика XVI и Марии-Антуанетты, Людовик XVII, подвергшийся революционному воспитанию.Жена Николая II – Александра Фёдоровна, дочь гессенского герцога.
Связь с Распутиным и немецкое происхождение привело к негативному восприятию императрицы в народе. Это фактически привело к дискредитации царской семьи и самого императора.
Александра Фёдоровна была расстреляна вместе с мужем и детьми.
4) Установление диктатурыПосле установления власти парламента в стране Оливер Кромвель объявил его коррупционным и разогнал, взяв при этом титул лорда-протектора. Страну разделил на военные округа и установил жесткие правила. Жестоко подавлялись восстания в Ирландии и Шотландии.
Диктатура продолжалась вплоть до его смерти, власть была передана его сыну Ричарду Кромвелю, но в скором времени он подал в отставку.
В марте в 1793 г. был контрреволюционный мятеж. 6 апреля 1793 года создаётся Комитет общественного спасения. В июне 1793 г. Национальная гвардия установила Якобинскую диктатуру. Революционный террор. 27 июля 1794 года термидорианский переворот – казнь якобинцев и ликвидация их решений.
Установление Конституцией Французской республики 1795 года власти Директории. 18 брюмера 1799 г.
Февральский режим 1917 г. достаточно медленно готовил выборы в Учредительное собрание, в то же время почти с самого начала в стране образовалось двоевластие. Официально власть до созыва Учредительного собрания находилась в руках временного правительства, но Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов имел больший авторитет в среде выбравших их слоев населения. Тем самым Временное правительство, ограниченное обязательствами перед законом, иностранными державами и непосредственными государственными обязанностями, было в заведомо худшем положении, чем Советы, которые могли позволить себе популизм и игры с толпой. Временное правительство было не устойчиво, постоянные кризисы и превышение полномочий (особенно когда Керенский объявил страну республикой). В октябре 1917-го большевики организовали смещение Временного правительства, что и произошло 25 октября. Не имея прав, большевики издали первые декреты, которые были ответом на лозунги 1905 г. и февраля 1917 г.
II всероссийский съезд провозгласил власть Советов. Изначально большевики стремились к союзу с другими социалистическими партиями, союз получился только с левыми эсерами.
В ноябре 1917 г. прошли выборы в Учредительное собрание, где большевики проиграли. Учредительное собрание было созвано 5 января 1918 г. и разогнано 6 января 1918 г. Тем самым социальная легитимность окончательно сменила реальную. Установилась диктатура пролетариата, а в частности партии большевиков.
5) Религиозные противоречияБезусловно, в Англии XVII века, ни о каком атеизме речи и не могло быть. В то же время уже устоялась англиканская церковь, дитя реформации, которая во многом удовлетворяла потребности народа и в большей степени монархии. Таким образом, англиканская церковь вызывала у противников монархии негативные чувства. Конгрегационализм стал опорой для О. Кромвеля как в идеологическом смысле, так и практическом. Являясь ветвью радикального кальвинизма и поддерживаясь военной диктатурой Кромвеля, над людьми установили тотальный контроль. Англия стала напоминать Женеву во времена Жана Кальвина.Во Франции XVIII века эпоха Просвещения поставила во главу угла человека и его разум. В годы французской революции уже общество проникается идеями атеизма, а церковь становится объектом для нападок под лозунгом Écrasez l’infâme (Раздавите гадину!), который даровал просвещенный Вольтер! Борьба с церковью начиналась с материальной заинтересованности, обложения налогами, отмены десятины, конфискации имущества и земли. С 1790 г. прямое вмешательство в управление церковью и назначение иерархов государством с последующей выдачей им жалования. Но несогласных с нововведениями «новое» государство решило расправиться путем физического уничтожения, особенно в сентябре 1792 г. убийство священнослужителей приобрело массовый характер. Вскоре революционеры решили создать новую государственную религию, изначально выстраивался культ Разума, но вскоре якобинцы во главе с Робеспьером решили установить культ «верховного существа», идею которого предлагал просветитель Ж. Руссо.
8 июня 1794 г. в Париже состоялся праздник, где Робеспьер выступал как священнослужитель, что противоречило идеям революции о свободе совести. Но в июле 1794 г. Робеспьер был казнен, а культ «верховного существа» постепенно исчез.
В России нач. ХХ века борьба с церковью также изначально имела материальный контекст, но позже начала превалировать идеология. Также осквернялись и уничтожались церкви и святыни, судились и казнились священники. Уменьшалось количество приходов, и та небольшая часть, которая была сохранена, была под жестким государственным контролем. Строилось царство атеизма, пред наукой ставились задачи доказать отсутствие Бога. В то же время большевики создавали свой культ небожителей: Маркс, Энгельс, Ленин. На Красной площади был создан некрополь, основой которого служили мощи В.И. Ленина, а рядом с ним захоронены советские деятели словно античные герои. В становлении этой идеологии также сыграла свою роль наука, которая доказывала правоту большевиков и создавала вокруг них мифы и легенды.
6) Итоги революцииВ 1660 г. произошла реставрация монархии, королем стал Карл II сын казненного Карла I.Установление режима консульства, Наполеон провозгласил себя Императором французов (1804 г.-1814 гг.). Также пытался вернуться к власти в 1815 г., но безуспешно. В 1814 г. под влиянием России, Австрии и Англии, сенат провозгласил реставрацию Бурбонов, новым королем Франции стал Людовик XVIII.Гражданская война и внутренний террор поглотили страну. После окончательного установления власти большевиков в стране несколько десятилетий длились репрессии.
Высылая и физически устраняя политических противников, власть большевиков продержалась более 70 лет.

Таким образом, на наш взгляд, все три российские революции являются этапами одной большой революции.

1. Легитимный этап. 1905 – 1906 гг.

После событий 9 января 1905 года, под влиянием поражения в Русско-Японской войне и упущенной модернизации деревни, и по ряду социально-экономических причин люди вышли на улицы. Основная цель возмущенного народа – расширение своих прав и ограничение власти монарха. Борьба шла средствами стачечного движения. Стачки парализовали всю страну, даже Председатель Совета Министров С.Ю. Витте не мог добраться до императора, чтобы тот подписал манифест, который впоследствии стал называться манифестом 17 октября. Николай II изучает устройство власти в Англии и роль в нем монарха. Манифест 17 октября легитимно ограничил самодержавие и расширил гражданские свободы. В стране произошли кардинальные изменения в структуре власти.

2. Кодификационный этап. 1906-1913 гг.

Основные законы 1906 года фактически дали начало совершенно новой системе власти. Система 17 октября снизила недовольство, но не привела к спокойствию в стране, шли беспорядки и теракты, с которыми нужно было бороться, на окраинах обострялись сепаратистские настроения. Государственная Дума выступала не как государственное учреждение, а как оппозиционный орган, который стремился стать исполнительной властью.

Правительству  было необходимо  упорядочение сложившейся ситуации. Усиление репрессий против террора и беспорядков, попытка распространить имперское законодательство на окраины и  коррекция законодательства до рабочего состояния. Выходом из этой ситуации правительство нашло в Указе от 3 июня 1907 года, изменение избирательного закона подготовил Крыженовский. В ноябре 1907 г. была созвана III Государственная Дума, которая уже начала законодательную работу, при этом впервые Дума выступала против революционных беспорядков.

3. Кризисный этап 1914 – 1917 гг.

Первая мировая война, распутиновщина, правительственный кризис, дискредитация царской семьи, и в итоге ухудшение экономической ситуации в реальном секторе. Все это обострило ситуацию и вызвало революционное брожение.

4. Кульминация революции. Февраль 1917 – 1922 гг.

В феврале 1917 году в Петрограде народные волнения, во многом с теми же требованиями, что и 1905-м.  Члены Думы, заручившись поддержкой военной элиты,  попросили Николая II отречься от престола, что царь и сделал за себя и своего сына. Передал власть Николай II Великому князю Михаилу, который в свою очередь отрекся от престола, передав власть Учредительному собранию, созвать которое должно было Временное правительство. Официально власть до созыва Учредительного собрания находилась в руках временного правительства, но Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов имел больший авторитет. Временное правительство, ограниченное обязательствами перед законом, иностранными державами и непосредственными государственными обязанностями, было в заведомо в худшем положении, чем Советы, которые могли позволить себе популизм и игры с толпой. Временное правительство было неустойчиво, постоянные кризисы и превышение полномочий. Большевики организовали смещение Временного правительства, что и произошло 25 октября 1917 года. Не имея легитимной власти, большевики издали первые декреты, которые были ответом на лозунги 1905 г. и февраля 1917 г. II всероссийский съезд провозгласил власть Советам. Изначально большевики стремились  к союзу с другими социалистическими партиями, союз получился только с левыми эсерами. В ноябре 1917 года прошли выборы в Учредительное собрание, где большевики проиграли. Учредительное собрание было созвано 5 января 1918 года и разогнано 6 января 1918-го. Установилась диктатура пролетариата, а в частности – партии большевиков. Опираясь на опыт известных им европейских революций, большевики ликвидировали политических соперников, а потом и союзников. Когда мнение толпы пришло к выводу, что закон не верен, ряд политиков предлагал популистские решения, пользуясь поддержкой толпы, делало эти решения социально легитимными. Таким образом, когда большевики получили поддержку Петроградской толпы, они получили право не считаться с действующими законами и нормами права, в то же время, отбрасывая одни «устаревшие» законы в угоду себе, все остальные законы автоматически теряли легитимность. Так насилие заменило многие общественно-регулирующие законы, и долгое время определяло судьбу страны. Даже большевики не могли ограничить насилие, так как его требовала та толпа, которая дала им власть.

6 января 1918 года можно назвать началом конца российской революции. Разгон Учредительного собрания показал, что реальную легитимность заменила социальная легитимность. Так власть большевиков получила carte blanche от народа, своеобразную социальную легитимацию, тем самым установив власть беззакония и насилия. Гражданская война окончательно показала, что в стране нет закона и у каждого своя правда: для одних это марксизм, для других демократия, для третьих анархия, каждый пытался возглавить толпу, потакая ей. В итоге в этом лучше всех себя проявили большевики. Была установлена диктатура, которая начала устранение политических противников и союзников, тем самым укрепляя свои позиции. Большевики создали новую реальную легитимность для удержания власти, которая насаждалась государственным террором против своего народа, этим была проделана попытка уничтожить социальную легитимность, которая не устраивала их своей изменчивостью и нестабильностью. Невозможность реставрации связана как раз с царствием насилия в правовом поле страны, были устранены почти все, имеющие законное право на престол, уничтожены ненавистные классы, которые могли бы   ратовать за реставрацию, т.е. были учтены уроки двух предыдущих больших европейских революций.

Великая Российская революция завершилась вместе с Гражданской войной на этапе диктатуры, которая со временем эволюционировала во власть партноменклатуры. С другой стороны, исторический процесс указывает нам, что завершение великих революций обозначается реставрацией монархии. В России монархия не была восстановлена, но многие ее символы после развала СССР были возвращены, и Николай II с семьей были канонизированы. Таким образом  все особенности Великой Российской революции в итоге были восполнены символичной реабилитацией монархии.

Эпиграф из М.Е. Салтыкова-Щедрина, который изначально выделил В.П. Булдаков, как никогда подходит к сегодняшней ситуации. Ни один учебник не сможет объяснить детям суть революции, но он должен показать и объяснить развитие исторического процесса, и где в этом процессе находятся они и наша страна. В то время, когда в информационном пространстве превалируют лже- и псевдонаучные исторические теории, именно учебник, написанный профессиональными учеными, может и должен служить отправной точкой для вхождения молодого человека в мир истории.


[1] КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ. С. 38.

[2] История России. XX — начало XXI века. 9 класс.  Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. М.: 2013. — 400 с.

[3] Chernov V.M. The Great Russian Revolution. New Haven: Yale University Press, 1936 — P.466

[4] Revolution / Encyclopedia Britannica // http://www.britannica.com/EBchecked/topic/500584/revolution (на 19 июля 2013)

[5] Seel, G. E.The English Wars and Republic, 1637–1660. London: Routledge, 1999. 152 p.; Royle, T. Civil War: The Wars of the Three Kingdoms 1638–1660 , London:Abacus, 2005. 912 p. и др.

[6] Woolrych, A. Britain in Revolution, 1625–1660. Oxford: Oxford University Press, 2004. 826 p.

[7] Кропоткин П. А. Великая Французская Революция 1789-1793. – М.: Наука, 1979.576 с.  Адо А.В. Крестьяне и Великая Французская революция. Крестьянские движения в 1789-1794 гг.  — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 446 с.; Манфред, А. З. Великая французская буржуазная революция XVIII века, 1789 — 1794.- М.: Госполитиздат,1956. -286 с. и др.

[8] Тарле Е.В. Рабочие национальных мануфактур во Франции в эпоху революции (1789-1799 гг.). – СПб.: Типография т-ва «Общественная польза», 1907. 203 с.; Schiappa, J.-M. La Révolution française, 1789-1799. — Paris: Flammarion, 2005. 93 p. и др.

[9] Минье Ф. История Французской революции с 1789 по 1814 гг. / Пер. с фр. И. М. Дебу и К. И. Дебу — М., 2006. 549 с.

[10] Ревуненков В.Г. История французской революции.- СПб.: СЗГАС, «Образование-культура», 2003. С.14.

[11] Т.е. свержение монархии.

[12] Булдаков В.П. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия. М., 2010.С.119.

[13] Булдаков В.П. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия. М., 2010.С.38