Главное, Образование, Учитель

Не стало Виктора Тимофеевича Степанова

Виктор Тимофеевич Степанов
Виктор Тимофеевич Степанов

Замечательный учитель словесности, любимый своими учениками, завуч легендарной 9-й петрозаводской школы, бывший министр просвещения, заместитель министра культуры Карелии скончался после тяжелой болезни на 80-м году жизни. Это большая потеря для близких, для всех, кто работал с Виктором Тимофеевичем, для республики. 

Так получилось, что жизнь периодически сводила меня с Виктором Тимофеевичем. Когда девятиклассницей я пришла в 9-ю петрозаводскую школу, он преподавал там литературу. Не в моем классе, но я о грозном Викторе Тимофеевиче часто слышала. Его любили как блестящего учителя, но и побаивались: говорили, что он никому никогда не ставит по литературе пятерку, объясняя, что знать на отлично русскую литературу невозможно. Думала: «Как хорошо, что я не у него учусь!» — для поступления в питерский вуз мне  нужна была в аттестате пятерка.

Тогда я не знала, что после ухода Фрадкова, который сделал из «девятки» одну из лучших школ страны, Виктор Тимофеевич переживает не лучшие времена. Исаак Самойлович сделал его, 26-летнего, завучем школы. Это была авантюра, но она оправдалась на все сто! Фрадков и Степанов были в полном смысле слова соратниками, единомышленниками.

 

В первом ряду в центре Виктор Степанов и Исаак Фрадков с десятиклассниками 9-й школы. 1968 год
В первом ряду в центре Виктор Степанов и Исаак Фрадков с десятиклассниками 9-й школы. 1968 год

Следующая наша встреча произошла в середине 80-х, когда будучи молодой сотрудницей республиканской газеты «Комсомолец»  познакомилась с Фрадковым. Исаак Самойлович, о котором я готовила очерк, пригласил меня на свой день рождения к себе домой, чтобы я послушала его учеников. Они до отказа заполонили большую гостиную, был и Виктор Тимофеевич. Меня поразило нежное  отношение к нему бывших учеников, уже солидных мужей. Вспоминали школьные эпизоды, много смеялись. Виктор Тимофеевич, обычно сдержанный, весь светился.

Потом мне пришлось общаться с ним уже как с официальным лицом. Вначале как с министром просвещения, потом как с замминистра культуры. Виктор Тимофеевич Степанов был интеллигентным и, главное, мудрым чиновником. Большая редкость…

Министром просвещения Виктор Степанов стал в горячем 1987 году. Вспоминал: «Я стремился переломить тенденцию, когда министерство осуществляло главным образом контролирующие функции, сказал сотрудникам: «Если мы едем с инспекцией, то прежде всего должны помогать, а потом уже контролировать». Своим внештатным советником назначил Фрадкова.

А в министерстве культуры при Олеге Белонучкине  вообще сложилась на редкость слаженная команда профессионалов высокого класса, относившихся друг к другу с большим уважением. Подобного в коридорах власти  я больше никогда не встречала. Каждый отвечал за свое направление — Виктор Тимофеевич курировал библиотеки, культурно-досуговые учреждения. Принципиальные решения руководство министерства принимало коллегиально. Не случайно же в Карелии в 90-е годы, несмотря на катастрофическую нехватку средств,  удалось не только сохранить учреждения культуры, но даже создать новые: симфонический оркестр и оркестр русских народных инструментов, театр «Творческая мастерская» и другие. Тогда же было принято решение о поддержке газеты «Лицей». Кстати, хотя учредителем нашего издания был Исаак Самойлович Фрадков, Виктор Тимофеевич иногда откровенно высказывал мне свои замечания по газете, не пытаясь вторгнуться в редакционную политику.

Ему исполнилось всего 60 лет, когда после смены руководства республики его отправили на пенсию, не предложив  другой работы. Виктор Тимофеевич был закрытый человек, он не жаловался на судьбу, но когда мы случайно встречались на улице, на него было страшно смотреть. Человека в расцвете сил просто выбросили за ворота.

В 2002 году мы готовили книгу «Школа Фрадкова», и я обратилась к Виктору Тимофеевичу. Он почему-то не стал сам писать, а попросил меня записать его рассказ. И вот как-то вечером он пришел в нашу уютную редакцию на площади Ленина, которую «Лицею» когда-то благодаря ему выделили, и стал рассказывать:

«В середине сентября 63-го я впервые переступил порог 9-й школы. В здании не было ни одного человека, все уехали в совхоз, «на картошку».

Появился Исаак Самойлович. Он рассказывал о школе, о программе, которую он реализует, о том, какая роль мне отведена. Говорил Фрадков долго и подробно — это вообще его привычка. Потом мы пошли в школьный буфет завтракать. Буфетчица положила директору в тарелку то, что обычно, а меня спросила: «Мальчик, тебе чего?» Фрадков от смеха буквально упал в тарелку. Но когда я ушёл, видимо, поговорил с ней — буфетчица ворвалась ко мне в кабинет: «Извините, я не знала, что вы новый завуч…»

Портрет В.Т. Степанова и автографы учеников 11-д, 1966 год
Портрет В.Т. Степанова и автографы учеников 11-д, 1966 год

Воспоминания Виктора Тимофеевича вошли в книгу, опубликованы на нашем сайте.

Мы по-прежнему иногда встречались на улице с Виктором Тимофеевичем, зафрендились в «Одноклассниках». Видно было по его аккаунту, что главным в его жизни оставалась 9-я школа и все, что с ней связано. Я чувствовала, что Виктору Тимофеевичу тяжело, но, разумеется, не бередила его душу расспросами.

Очень хочу, чтобы ученики Виктора Тимофеевича написали о нем свои воспоминания, «Лицей» готов их опубликовать. Не должно быть такого, чтобы человек просто канул в Лету, а мы  не сказали ему вослед, что он для нас значил.

 

Редакция Интернет-журнала «Лицей» выражает глубокие и искренние соболезнования родным и друзьям Виктора Тимофеевича Степанова.

Фото из личного аккаунта В.Т. Степанова в «Одноклассниках»

Прощание с Виктором Тимофеевичем Степановым пройдет 7 сентября с 14 до 15 часов

в траурном зале по адресу: Петрозаводск ул. Вольная, 4