Афиша Петрозаводска, Культура

Селфи со шляпкой

Музей изобразительных искусств Карелии. Выставка «Аксессуары с характером»

Некогда популярный атрибут женского костюма сегодня, кажется, вновь набирает популярность. Об этом напомнила выставка в Музее изобразительных искусств Карелии «Аксессуары с характером».

В экспозицию включены живописные и графические женские портреты из музейного собрания и…  аксессуары из частной коллекции петербургского модельера головных уборов, члена Союза дизайнеров России Марины Седовой. Кстати, она приехала на вернисаж и пришла в музей в очаровательно простой и элегантной белой шляпке, на которую обратили внимание все.

Марина Седова
Марина Седова

Устроители выставки предложили зрителям как уже известные работы русских и карельских мастеров из фондов музея Гавриила Яковлева, Вениамина Попова, Александра Герасимова, Юрия Черных, Валентина Чекмасова, Екатерины Пеховой, так и современных карельских художников Жанны Свиридниковой и Павла Полякова.

Юрий Черных. Портрет певицы Сирки Рикки. 1960 год
Юрий Черных. Портрет певицы Сирки Рикки. 1960 год
Жанна Свиридиникова. Иллюзии. 2013 год
Жанна Свиридиникова. Иллюзии. 2013 год

Словари толкуют: «Аксессуары  в изобразительном искусстве — это предметы второстепенного значения, обычно дополняющие характеристику центрального образа и небезразличные для замысла в целом…». Аксессуарами выставки можно назвать выставленные в витринах шляпки, сумочки, перчатки, веера – все они, а это около 100 предметов, приехали в Петрозаводск из музея старинных аксессуаров Марины Седовой, расположенного в ее авторском шляпном салоне в Санкт-Петербурге.

Экспозиция представляет мир женщин конца XVIII – XX веков. Как это ни звучит странно, но и в те времена  существовало понятие, которое сегодня называют «дресс-код». Никогда купчиха не могла  надеть, а художник не позволил бы себе изобразить ее в изящной шляпке или элегантно накинуть  на плечи боа. Или, наоборот, дворянку, а тем более светскую даму, невозможно представить в ковровой шали и в головной повязке. А курсисток из интеллигентных или дворянских семей среднего достатка,  посещающих лекции в университете, — в платье с глубоким декольте. Как и, согласитесь, трудно представить себе юную Наташу Ростову, которая, собираясь на свой первый бал, опустошила бы мамину шкатулку с драгоценностями. Впрочем, так было и в начале ХХ века, о чем пишет в своих воспоминаниях великая княгиня Мария Павловна младшая о своем первом выходе в свет: цветы, живые или искусственные, небольшая ниточка скромного жемчуга – вот и всё.

неизвестный художник. Портрет молодой женщины. Первая половина XIX века
Неизвестный художник. Портрет молодой женщины. Первая половина XIX века

Со временем аксессуары менялись, становились более демократичными,  активными. Настоящая революцию пришла на переломе XIX и ХХ веков. Одной из самых элегантных женщин Москвы считалась в то время купеческая жена Маргарита Кирилловна Морозова, родом из столь же почтенной семьи Мамонтовых. Образованная — увлекалась философией и музыкой, обладавшая художественным вкусом, она вызывала всеобщее восхищение, независимо от сословия, не только красотой, но и своими туалетами. А петербургские светские дамы, отправляясь на премьеру в Александринский театр или на бенефис его звезды Марии Савиной, с нетерпением ожидали, каким же нарядом она их удивит. Актрисы создавали туалеты для спектаклей, как правило, сами, художники по костюмам  появились позже. Изящные и элегантные туалеты Марии Гавриловны, а она к тому же обладала великолепной фигурой, становились гвоздем модного светского сезона.

Ретро-мода XIX века
Ретро-мода XIX века
А это уже ХХ век
А это уже ХХ век

Шли века, менялась мода, костюмы. Но и в ХХ веке, времени массового пошива одежды, когда чуть ли не половина жительниц небольшого города щеголяла в одинаковых платьях, именно аксессуары позволяли женщинам подчеркнуть свою индивидуальность, красоту, обратить на себя внимание.

На вернисаже в музее можно было сделать селфи: примерить шляпки, которые носили красавицы в прошлые века,  поучиться языку веера, а это целое искусство. Пока одни дамы делали селфи в шляпках, другие изучали язык веера, который сегодня для нас не менее сложный чем китайский.

Музей изобразительных искусств Карелии. Выставка «Аксессуары с характером»

Коко Шанель сказала, что женщина может создать из ничего три вещи: салат, скандал и шляпку. Салат только по своему рецепту, скандал так, как умеет именно она, а шляпку такую, которая сделает ее неотразимой. Выставка в музее с таким необычным названием «Аксессуары с характером» имеет легкий женский подтекст: хотите быть неотразимой — сохраните свою индивидуальность, в том числе и в одежде, и, конечно же, в аксессуарах. Пример женщин, глядящих на нас с безмолвных портретов прошлых веков красноречиво убеждают в этом еще раз.

Те самые аксессуары, которые мы часто называем еще винтаж
Те самые аксессуары, которые мы часто называем еще винтаж

В рамках выставки прошли уже и еще будут  интересные программы. В  апреле пройдут авторские экскурсии куратора выставки Людмилы Никифоровой и цикл занятий по акварельной иллюстрации Fashion sketching с Екатериной Юрко и другие не менее интересные встречи. Подробности на сайте музея.

Фото Музея изобразительных искусств РК и Валентины Чаженгиной