Афиша Петрозаводска, Культура

Василий Поленов, художник и просветитель

Портрет Василия Поленова кисти Ильи Репина
Портрет Василия Поленова кисти Ильи Репина

«Василий Поленов. Возвращение в гимназию». Так необычно называется выставка, которая открылась в Музее изобразительных искусств Карелии по случаю 175-летия со дня рождения выдающегося русского художника Василия Дмитриевича Поленова.  

 

На вернисаже
На вернисаже

Музей изобразительных искусств впервые проводит выставку, посвященную этому замечательному русскому художнику. Как известно, в здании, в котором размещается сегодня музей ИЗО, располагалась до революции Олонецкая  мужская гимназия, в которой в 1861-1863 годах учился мальчик Вася Поленов, когда отец его служил в Петрозаводске. Так что действительно состоялось возвращение Поленова – в гимназию.

Я не нашла сведений, оказал ли Петрозаводск и годы учебы здесь какое-то влияние на формирование личности, творчества Поленова. А вот природа Русского Севера покорила будущего художника еще в юности. Поленовы приобрели усадьбу Имоченцы в Олонецкой губернии, ныне это Лодейнопольский район Ленинградской области. Там большая и дружная семья жила весну, лето и осень.

В.Д. Поленов. Усадьба Поленовых. Имоценцы. Бумага, графитный карандаш. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
В.Д. Поленов. Усадьба Поленовых. Имоценцы. Бумага, графитный карандаш. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
В.Д. Поленов. Река Оять. Холст на картоне, масло. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
В.Д. Поленов. Река Оять. Холст на картоне, масло. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, партнер Музея изобразительных искусств Карелии в организации выставки, предоставил для экспонирования рисунки и акварели художника, его сестры, выполненные ими в период пребывания в Имоченцах. И вообще, будучи от рождения городским жителем — он родился в Петербурге, долго жил в Москве, путешествовал за границей, Василий Дмитриевич при этом всю жизнь мечтал поселиться в русской глубинке, на лоне природы.

В 1890 году мечту осуществил —  купил небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу Оки, в тихом месте, в сосновом бору. Сейчас это мемориальный музей-заповедник В.Д. Поленова. Там он и похоронен на высоком берегу Оки, а на могиле по завещанию художника установлен деревянный  Олонецкий крест.

Василий Поленов похоронен на старом погосте на крутом берегу Оки. На его могиле деревянный Олонецкий крест, установленный по его завещанию
Василий Поленов похоронен на старом погосте на крутом берегу Оки. На его могиле деревянный Олонецкий крест, установленный по его завещанию

Выставка «Василий Поленов. Возвращение в гимназию» (куратор Ирина Куспак) дает, пожалуй,  представление не столько о творчестве художника – в экспозиции представлены три его работы: две  из фондов нашего музея и одна из музея В.Д. Поленова, сколько об удивительной,  незаурядной, талантливейшей личности. Это был настоящий русский интеллигент. Хотя с этим соглашались не все его современники.

Работы Василия Поленова в экспозиции Музея изобразительных искусств Карелии. Фото Музея ИЗО РК
Работы Василия Поленова в экспозиции Музея изобразительных искусств Карелии. Фото Музея ИЗО РК
Картина Василия Поленова
Картина Василия Поленова

«Критик Владимир Стасов, – пишут историки, – недолюбливавший картины Василия Поленова,  доказывал художнику, что у того сам «склад души —  нерусский» и лучше бы Поленову не возвращаться в Москву, а поселиться где-нибудь в Париже или Берлине, это, дескать, больше бы ему подошло».

Вот что писал сам Василий Дмитриевич в своем отчетном рапорте в Академию художеств, которая отправила его в пенсионерскую поездку в Европу: «Никто более меня не желает вернуться на родину, чтобы моим трудом доказать на деле мою горячую любовь к ней, искреннее желание быть, насколько могу, ей полезным…».

Самая известная картина В.Д. Поленова «Московский дворик»
«Московский дворик», самая известная картина В.Д. Поленова

Самой известной работой Василия Поленова, сразу сделавшей его знаменитым, стал, как известно,  лучезарный «Московский дворик», как называют эту картину искусствоведы: лучезарной ее делает бездна света, характерная и для этой, да и для других работ. Неслучайно Поленова называли мастером колорита. Kюбители живописи, сами пробовавшие что-то писать красками, когда приходили в магазин за ними,  требовали, чтобы им продали, пусть и подороже, но те самые краски, которыми пишет художник Поленов.

Василий Дмитриевич писал «Московский дворик» на старом Арбате, но такие дворики можно было отыскать в любом губернском или уездном городе России. Кое-где они сохранились и сегодня, правда, чудом. Это та самая Россия, которую век спустя замечательный русский поэт, назовет с такой же любовью, с какой ее написал художник, — «тихая моя родина».

Коллега, художник И. Крамской пренебрежительно мог сказать И. Репину о петербуржце и потомственном аристократе В. Поленове: «Этот барин…».  Василий Дмитриевич даже сетовал в письмах: «Здесь почему-то считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу».

Молодому человеку из хорошей семьи  Василию Поленову, как пишут исследователи его творчества,  на роду было написано стать художником. Он родился и вырос не только в большой и дружной, но и творческой семье. Экспозиция одного из залов, в которых развернута выставка, посвящена  семье Поленовых

Бабушка Васи Поленова по материнской линии, Вера Николаевна Воейкова, была дочерью архитектора Николая Львова, известного по портретам Левицкого, и воспитанницей поэта Гаврилы Романовича Державина. Она любила стихи, рассказывала внукам сказки, а карамзинскую «Историю государства российского» цитировала чуть ли не наизусть.

Для малолетних внуков бабушка  устраивала конкурсы на лучшую картину – с вручением медалей, как в Академии художеств. Отец Поленова Дмитрий Васильевич служил дипломатом в Греции, коллекционировал античные древности, был библиофилом, дружил с Карлом Брюлловым. Его жену Марью Алексеевну, мать Василия Поленова, Брюллов даже немного учил живописи — она писала акварели.

Детей  в семье с малолетства приобщали к искусству. Заметив у старшего сына талант, родители пригласили к нему учителя-художника. Когда в Петербурге была выставлена картина Александра Иванова «Явление Христа народу», Поленовы со всеми пятью детьми несколько раз ходили посмотреть ее и «приобщиться». Это из детских  воспоминаний Василия Дмитриевича.

Хотя Поленовы были потомственными дворянами, дети не росли избалованными невежественными барчуками. Так что отнюдь не случайно двое из них – старший сын Василий и младшая дочь Елена – стали художниками. Более того, Елена Дмитриевна первой из русских женщин того времени занялась   живописью профессионально. Ее творчество тоже представлено на выставке.

«Панорама Петрозаводска». Автор Елена Дмитриевна Поленова, младшая сестра художника. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
«Панорама Петрозаводска». Автор Елена Дмитриевна Поленова, младшая сестра художника. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Когда спустя годы у Василия Дмитриевича появилась своя и тоже большая семья (шестеро детей!), он перенес в нее традиции, обычаи, атмосферу родительского дома. О котором вспоминал не только с теплотой, но и благодарностью.

Этюд В.Д. Поленова «Художница Наталья Якунчикова». Жену Поленова Наталью Васильевну называют одной из самых преданных жен русских художников
Этюд В.Д. Поленова «Художница Наталья Якунчикова». Жену Поленова Наталью Васильевну называют одной из самых преданных жен русских художников
Фотопортрет В.Д. Поленова
Фотопортрет В.Д. Поленова

Помогают представить масштаб таланта, личности художника и работы его друзей из фонда Музея изобразительных искусств Карелии – И. Репина, В. Серова, А Боголюбова, а также его учеников. Вот только два имени: Исаак Левитан и Константин Коровин. Каким же наставником был Василий Дмитриевич!

Еще Василий Поленов писал музыку, был театралом, просветителем. Такой же широтой интересов, познаний, талантов, как этот художник, живший в России на переломе XIX и XX веков, обладали, пожалуй, только мастера Возрождения.  По крайней мере что-то от них в его личности было.

Новая выставка в  Музее изобразительных искусств явно выпадает из целого ряда художественных выставок. Она не только знакомит с творчеством художника, но подталкивает к размышлениям, сопоставлениям, выводам. Так что возвращение Василия Дмитриевича Поленова в Олонецкую гимназию, и в Петрозаводск тоже, состоялось.

Бывшая Олонецкая мужская гимназия, ныне Музей изобразительных искусств Карелии. Фото Национального архива Республики Карелия
Бывшая Олонецкая мужская гимназия, ныне Музей изобразительных искусств Карелии. Фото Национального архива Республики Карелия