Афиша Петрозаводска, Дмитрий Новиков, Дом актёра, Культура

Когда засияет голомяное пламя

Премьера спектакля «Голомяное пламя». Фото Ирины Ларионовой
Фото Ирины Ларионовой

Еще один отклик на премьеру спектакля «Голомяное пламя» по мотивам романа Дмитрия Новикова в Национальном театре Карелии.

Север, магия ветра, прозрачность воздуха, непредсказуемость холодной солёной воды. Суровые женщины и молчаливые мужчины. Суеверия и кресты подпирают друг друга. В самом скромном цветке несгибаемая жизнь. Здесь тебя проверяют на прочность и очищают, снимая красочные слои до настоящего цвета дерева, и тут же присыпают его серебром.

Хочешь на Север, подумай — потянешь ли, примет ли он тебя.

В одноименном спектакле Национального театра по роману Дмитрия Новикова «Голомяное пламя» Север — настоящий, без рекламных заманух. Русский Север. Поморский. С очень сильными метафорами, особым языком сказанный. Вроде все просто, понятно, чисто и честно, но надо приладиться к этому языку, прислушаться. Тогда истина откроется, найдётся человеческий смысл.

Роман Дмитрия Новикова я прочла давно. Сильнейшее впечатление. Очень мужская проза. Соленый правильный мир. Никаких завитушек. Рубленый. После такой книги на мужчин смотришь другими глазами, в мире, где в полном смысле надо физически выживать, роль у мужчины первая, и это не обсуждается. Поморка выходит вперёд, если мужчины не стало.

Удивительно, как сценаристу Ольге Погодиной-Кузьминой удалось уложить мощное это произведение в формат двухактного спектакля. Она гармонично, бережно вытянула основную линию главного героя — возвращения вкуса жизни. Через боль истории рода, физическое преодоление, выживание в настоящей природе. Легенда о святом Варлааме в спектакле получилась опорной, местами зеркальной истории главного героя.

Пластика спектакля — удивительное выразительное средство. Восхищает физическая форма актеров, никаких усилий, все естественно, поэтому им нетрудно превратиться в серебристый поток семги. Точность в пластике сцен избиения, бани, танцев в клубе…. Пластика поставлена Александром Козиным. Великолепно. Точно. Сильно.

Режиссёр Андрей Дежонов нашёл потрясающие решения очень сложных сцен. Дух спектакля, погружение актеров в материал — это его заслуга. Декорации, придуманные режиссером вместе с художником-постановщиком Олегом Молчановым, мультифункциональные, простые, дополняющие спектакль каждым штрихом. Я ещё не видела на сцене театра вертикальной лодки, когда дух захватывает и понимаешь, что ты, немой зритель, видишь героев глазами Бога.

Фото Юлии Утышевой
Фото Юлии Утышевой

Музыкальная палитра собрана Александром Леоновым в сдержанных, точных красках. Если приглядеться, можно понять, что Ксения Ширякина поёт вживую, и это предмет особых восторгов. В формате спектакля музыка и песни — канва для существования героев, причудливого узора их жизней. Будто ковёр из мха, наполняющий атмосферу спектакля, а не оттягивающий на себя внимание.

Я сидела в середине зала и видео на стенах забирало в действие, захватывало до растерянности, погружало в историю с головой.

Уникальная постановка, все словно слилось в моменте: добротный материал современного карельского прозаика, пик формы труппы Национального театра, постановочная команда, передовой директор Ирина Шумская.

Счастье, что мы оказались в этом моменте, что увидели прекрасный спектакль, в котором каждый зритель может найти опору, жизненный смысл.

И знаете что, если вы придёте без лукавства, не за развлечением, а за честными сильными впечатлениями, то сможете и на свою жизнь посмотреть с правильной стороны. Тогда вдруг и над вашей головой засияет голомяное пламя — радуга.

Источникvk.com/nika.vitina