Архитектура Петрозаводска

Родословная Дома «Кантеле»

Бывший пансион — женская гимназия, ныне Дом "Кантеле"
Бывший пансион — женская гимназия, ныне Дом «Кантеле»
Все в Петрозаводске, пожалуй, знают дом на площади Кирова, где с 2000 года располагается Национальный ансамбль песни и танца «Кантеле». У этого здания, переживающего сейчас очередное рождение, связанное с капитальным ремонтом, очень и очень долгая жизнь. А дома-старожилы – большая редкость в нашем городе. 

Строительством своим этот памятник архитектуры, известный как бывшая женская гимназия, обязан своему соседу – Олонецкой губернской гимназии. В 1840 году училище для детей канцелярских служителей, существовавшее в Петрозаводске с 1833 года и в котором на полном государственном обеспечении воспитывались и получали образование дети бедных местных чиновников, было присоединено к губернской гимназии. Но так как своего здания у училища не было, для обучения и проживания 30 воспитанников снимались квартиры у частных лиц.
После присоединения этого заведения к гимназии проблема с учебными помещениями отпала, однако жили ученики по-прежнему кто где. Как справедливо писали «Олонецкие губернские ведомости»: «Кроме неудобства частных квартир для учебного и воспитательного заведения, самая отдаленность пансионских квартир от дома гимназии имела гибельное влияние на здоровье детей; малютки, едва достигшие до десятилетнего возраста, в легких шинелях должны были во всякую погоду ежедневно два раза приходить в Гимназию для ученья, иногда за полверсты».
Вид на бывшую гимназию из дверей Святодуховского собора. 1930 год. Фото Г. Анкудинова. Национальный архив РК
Вид на бывшую гимназию из дверей Святодуховского собора. 1930 год. Фото Г. Анкудинова. Национальный архив РК
Проблема строительства здания для пансиона (то есть интерната) детей канцелярских служителей начала решаться довольно споро. Место для строительства было отведено рядом со зданием гимназии, на Соборной площади. Проект был выполнен в том же 1840 году архитекторским помощником Григорием Канищевым, но не был утвержден в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. До своего осуществления в 1858-м проект пережил пять губернаторов, шесть директоров училищ и шесть инспекторов гимназии, изменившись за 18 лет четыре раза.Двухэтажное кирпичное здание пансиона, начатое наконец в 1856 году, было завершено в 1858-м. Причем проект в очередной раз изменился уже в процессе строительства, которым руководил губернский архитектор Василий Тухтаров (1805 — 1861), автор осуществленной версии этого здания. В местной прессе оно было восторженно названо «по прекрасной архитектуре одним из лучших в Петрозаводске и украшением главной, соборной площади».

Выстроенное по соседству с гимназией здание пансиона продолжило формирование ансамбля будущей Соборной площади. Первоначально оно имело симметричное архитектурно-планировочное решение, при этом сильно выступающий средний ризалит главного фасада был акцентирован тремя двойными, «венецианскими» окнами, характерными для стиля итальянского Возрождения, и центрально расположенным парадным входом с площади. В выступающем ризалите размещалась «широкая каменная лестница с красивыми чугунными перилами, освещаемая в два света пятью большими окнами».
С литографии начала 1860-х годов. Слева губернская гимназия, рядом пансион
С литографии начала 1860-х годов. Слева губернская гимназия, рядом пансион
Пансион включал в себя все необходимые помещения: зал для рекреации, столовую, кухню, гардероб, больничную комнату, помещения для служителей. Большой зал второго этажа с пятью арочными окнами был предназначен для дортуара – общей спальни воспитанников.
В 1863 году, после упразднения пансиона, здание по ходатайству губернатора Юлия Арсеньева было передано Петрозаводскому Мариинскому женскому училищу. По отзывам современников, «новое помещение удовлетворительно во всех отношениях: классы несколько уютны, но высоки, теплы и светлы». Бывший дортуар был обращен в рекреационную залу, «в которой есть где погулять и поиграть детям».
В 1870-м трехклассное училище было преобразовано в Петрозаводскую Мариинскую женскую гимназию с увеличением количества классов до семи. Здание перестало быть удовлетворительным во всех отношениях, а по поводу прекрасной прежде парадной лестницы директор училища высказался, что она «устроена нерасчетливо», и вместо нее можно сделать четыре новых классных помещения. Губернский архитектор Владислав Михаловский (1831 — 1881) в том же году выполнил первую серьезную перепланировку здания, перенеся парадную лестницу в левое крыло (туда, где она и находится поныне), а входное крыльцо поместив в левый «уступ фасада». На ближайшую перспективу уже было намечено застроить эти уступы, образовав дополнительно новые учебные помещения.Расширение здания женской гимназии, осуществленное в 1877 году, частично за счет заполнения правого уступа, частично за счет пристройки во двор, позволило на время решить проблемы с площадями. Количество учениц увеличивалось с каждым учебным годом и достигло к 1878 году почти двухсот человек.

Архитектор В. Михаловский, автор проекта реконструкции гимназии, сохранил первоначальные стилевые архитектурно-художественные характеристики внешнего облика здания, несмотря на то что оно приобрело асимметричное решение плана и фасада и ушло от композиционной цельности Тухтаровского пансиона. Бывший центральный ризалит с «венецианскими» окнами сохранен на фасаде и отделен пилястрами от остальной плоскости стены. Все окна второго этажа имеют арочное завершение, окна первого этажа – прямоугольные, оформлены лучковыми наличниками, в уровне цоколя – полуциркульные. Таким здание дошло до наших дней.
Соборная площадь в 1887 году. С рисунка неизвестного гимназиста
Соборная площадь в 1887 году. С рисунка неизвестного гимназиста

Мариинская женская гимназия, не являющаяся казенным учреждением, существующая только на собственные доходы (плата за обучение) и благотворительность горожан, все время находилась в центре просветительской жизни Петрозаводска. Прекрасный актовый зал гимназии служил площадкой для любительских спектаклей, на которые всегда собиралось множество зрителей; в нем проводились народные чтения «с туманными картинами»; этот зал служил торжественным актам обеих гимназий, в нем непременно присутствовали все путешествующие особы царского дома.

В 1911 году были предприняты попытки строительства нового здания гимназии, даже рассматривался проект, по которому предполагалось начать работы в 1914-м. Планы разрушила Первая мировая война. После Февральской революции в 1917 году очередной губернский архитектор Гавриил Никитин (1864 — 1946) выполняет проект грандиозной реконструкции старого здания бывшего пансиона, однако новые политические и экономические потрясения в стране оставили все в прежнем виде.

После 1917 года здесь по-прежнему размещались учебные заведения – финская девятилетка, перед войной школа № 17, затем общежитие для студентов пединститута, в настоящее время Национальный ансамбль песни и танца «Кантеле». В здании заканчивается масштабная реконструкция, сравнимая с той, что была предложена проектом губернского архитектора Никитина в 1917 году.
Архитектор Евгений Фролов запроектировал пристройку во двор и устроил-таки третий этаж, о котором сто лет назад мечтала гимназия. Сегодня благодаря современным строительным технологиям это стало возможным не за счет расширения и углубления подвалов, а выходя вверх, на мансарду. Мансардный этаж довольно корректно вписался в старое здание, практически не изменив его облика со стороны площади.
А замечательный актовый зал сохранился на своем месте и с той же функцией, но уже не гимназии, а обновленного Дома «Кантеле».
«Лицей» № 6–7 2010