подходы, системы, технологии, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник), умелый читатель

Умелый читатель: игры с копилками

Умелый читательГод назад администрация одной из моих школ попросила помочь решить проблему формирования читательской грамотности. Мотивация была внешняя — на горизонте замаячило тестирование, а дети читают плохо.  Так появился конструктор  читательских умений.

Он содержит и авторские задания, которые мы давно успешно используем, и новые материалы. Есть и известные игры, адаптированные для обучения осознанному чтению. Учителя на моих площадках  с удовольствием применяют конструктор. Часть заданий я публикую в рубрике «Умелый читатель». 

Мы часто используем в учебном процессе копилки — множества объектов, собранных по определенному признаку. В нашем случае это множества слов, словосочетаний, предложений, текстов.  Отдельного внимания заслуживает копилка морфем, о ней расскажем в следующем выпуске.

Копилки применяются для организации исследований, например, для вывода правил русского языка (см. статью В.М. Галкиной «Правило выводим сами»). Часто учителя используют игры с копилками, чтобы помочь детям запомнить словарные слова, познакомить с произведениями малых жанров и т.п.  В любом случае, чтобы успешно играть со словами, их нужно читать, причем неоднократно и с пониманием. Именно это нам и требуется на первых этапах обучения чтению.

Описанные ниже игры предполагается использовать в 1-2 классах. Кроме того, их можно применять при работе со слабыми учениками более старшего возраста

1.1.            «Строители»

Работа в парах.

Задание:  Выберите из копилки слова по определенному признаку и составь из них предложение с заданным количеством слов.

Один ученик придумывает предложение и выкладывает слова (в начальной форме).  Другой должен прочитать предложение, изменив форму слова нужным образом.

Пример.

Допустим, дана копилка словарных слов:

Авария, автобус, автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, активный, аллея, альбом, аптека, багаж, берег, берёза и т.п.

Задание: выберите из копилки 5 слов с безударной гласной «о» и составьте из них предложение. Можно менять формы слов и добавлять предлоги.

Например, один ученик выбирает слова: «гореть, болото, солома, медленно, мороз».  Выкладывает последовательность слов: Мороз  болото медленно гореть солома.

Другой читает: В мороз на болоте медленно горела солома.

Можно дать задание оправдать предложение – то есть объяснить, почему это произошло.

1.2.            Расселение

Работа в группах или парах, затем группы (пары) задают загадки друг другу.

Задание:  разбить все слова из копилки на группы (можно задать количество групп, например, две или три) так, чтобы каждое слово попало в какую-то группу и ни одно не попало в две группы сразу. Затем загадать результат другим группам  (они должны отгадать , по какому признаку проводилось расселение).

Пример

Допустим, дана копилка словарных слов на букву «А»:  Авария, автобус, автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, активный,  аллея, альбом, аптека.

Возможные варианты «расселений»:

  • Авария, аккуратно, аптека /автобус, автомобиль, агроном, адрес, активный, аллея, альбом (группы собраны по количеству букв «а» в слове.
  • Автобус, агроном, активный, аллея, аптека /адрес, альбом /авария, автомобиль, аккуратно (по количеству слогов) и т.п.

Аналогично можно «расселять», например, тексты малых жанров — загадки, пословицы, заклички, приметы и т.п.

1.3.            Цепочка

Работа в группах.

Задание: Построить как можно более длинную цепочку из слов (словосочетаний, предложений, мини-текстов), объясняя, как они связаны между собой (можно соревноваться – у какой группы цепочка длиннее).

Примеры.

На группу выдается одна общая копилка.  Ведущий кладет на стол слово (или текст) из копилки, например, «газон». Дальше все  ходят по кругу. Положить следующее слово  можно, если скажешь, чем оно похоже на предыдущее. Газон – гореть (тоже два слога) – медленно (тоже есть безударная о) и т.п. Если играем, например, с копилкой загадок – сходство может быть по загаданным объектам (о животных, о профессиях и т.п.), по структуре (тоже есть сравнение «а не», тоже перечислены признаки), по частям речи (тоже есть глагол) и т.п. – принимаются любые варианты.

1.4.            Поезд предложений

Работа в группах.

Задание:  выложить из копилки слов цепочку предложений так, чтобы каждое последнее слово предыдущего предложения было началом следующего.

Пример.

Один ученик  выкладывает:  «девочка носить белый варежка»

Другой ученик строит из этого предложение, произносит его: «Девочка носит белые варежки» и составляет предложение, которое начинается со слова «варежки» или «варежка», например, «варежка промокнуть снег» (Варежка промокла в снегу).

Если предложение получилось нелепое, нужно объяснить, как такое может быть.

1.5.            Построение

Работа в группах с копилкой существительных, обозначающих предметы, хорошо знакомые детям. Можно использовать любую копилку названий объектов, которые в данное время изучаются, например, копилку названий транспортных средств, музыкальных инструментов и т.п.

Задание:  Построить слова из копилки  в ряд по определенному признаку (ранжировать). Другие группы должны отгадать признак, по которому построен ряд.

В данном случае мы работаем не с самими словами, а с их  лексическими значениями. Чтобы построить цепочку, слова необходимо прочитать.

Примеры

Играем с карточками, на которых написаны  названия известных детям животных.

Одна группа выстраивает слова в цепочку, например, по размеру животных – «мышь, котенок, лиса, слон». Другая  должна угадать, по какому признаку выстроена цепочка.

Более простой вариант – учитель задает признак, по которому нужно поставить карточки в ряд, выигрывает группа, которая быстрее построит цепочку.

1.6.            «Снежный ком»

Работа в парах или группах.

Задание: Пользуясь словами из копилки, распространите предложение, (каждый ученик по очереди прибавляет в предложение по одному слову). Слова читаем в нужной форме.

Пример

Берем из копилки слова «снег»,  «идти». Выкладываем предложение, читаем «Идет снег». Первый ученик добавляет слово «белый» в середину. Читаем «Идет белый снег». Добавляем слово «двор» — «Во дворе идет белый снег» и т.д.  Нелепые, абсурдные, смешные предложения пытаемся объяснить, обосновать.