Наука, Наука в лицах

7 вопросов молодому учёному Вячеславу Баклагину

Вячеслав Баклагин. Фото Захара Слуковского
Вячеслав Баклагин. Фото Захара Слуковского

«Сведения, полученные в результате наших исследований, могут быть применены при решении региональных задач по организации транспортного водного сообщения».

В проекте «7 вопросов молодому ученому» на наши вопросы отвечают молодые ученые Карелии.

 

Вячеслав Баклагин — научный сотрудник лаборатории географии и гидрологии Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН, кандидат технических наук, победитель конкурса 2018 года на право получения гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых ученых.

В 2008 году окончил Петрозаводский государственный университет, лесоинженерный факультет, кафедра Технологии и оборудования лесного комплекса. В 2011 году окончил аспирантуру Петрозаводского государственного университета, кафедра Технологии и оборудования лесного комплекса.

 

1. Кто или что повлияло на ваше решение заниматься наукой?

На мой взгляд, наука требует от человека решения различного рода задач, как творческих и инновационных, так и рутинных, требующих сложных и долгих вычислений. Решать задачи по физике и математике мне нравилось еще в школе – это возможность применять те навыки и знания, которые уже получены в процессе обучения. При прохождении летней практики на 4-м курсе меня направили на кафедру ТОЛК, где велась научно-исследовательская работа инженером кафедры Владимиром Ивановичем Скрыпником, который быстро приобщил меня к этому процессу.

Работа была посвящена расчету тяговых характеристик и моделированию движения лесовозных автомобилей. Расчеты требовали решения различных математических и логических задач, в том числе численных решений дифференциальных уравнений. В этом случае требовались навыки вычислений на компьютерах, где я и смог себя реализовать.

Мы моделировали движение настоящих лесовозных автомобилей на различных типах дорожных профилей, вычисляя в каждый расчетный момент времени, какую скорость будет иметь автомобиль, на какой передаче будет двигаться и прочее. Поэтому основным стимулом поступления в аспирантуру, которое я связываю с решением заниматься наукой, для меня была возможность решения таких интересных задач — не только ради упражнения своих навыков, но и для получения научной и практической пользы.

 

2. Чем людям могут быть полезны результаты ваших исследований?

Сейчас я работаю в Институте водных проблем Севера Карельского научного центра РАН. Мои исследования связаны с выявлением закономерностей развития ледового режима, а также с установлением связей между метеорологическими параметрами и ледовой обстановкой крупных озер, в частности, Онежского озера.

Несмотря на то что результаты этих исследований имеют больше фундаментальный, чем прикладной характер, они все же могут найти и практическое применение. Например, сведения, полученные в результате исследований, могут быть применены при решении региональных задач, связанных с организацией транспортного водного сообщения между крупными населенными пунктами, такими как Петрозаводск, Медвежьегорск, Кондопога, Повенец, Вытегра, Вознесенье, а также на трассах Беломорско-Балтийского и Волго-Балтийского водных путей.

Кроме того, прогноз состояния ледяного покрова на озерах необходим также для работы МЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций, особенно связанных с пребыванием людей на льду. Отмечу, что ежегодно возникают ситуации, связанные со спасением людей и техники в зимний период на Онежском, Ладожском и других озерах.

Также можно отметить, что прогнозирование развития ледового режима представляет научный интерес, например, при разработке экологических моделей озер. Дело в том, что установление льда в водоеме значительно сокращает поступление солнечного света, задерживает кислород и влияет на формирования климата, поэтому оказывает непосредственное влияние на зимнюю водную экологическую систему.

 

3. В чем главное достоинство и недостаток российской науки?

Мне трудно судить о достоинствах и недостатках российской науки, однако как рядовой сотрудник научного института могу отметить неприятный момент – это требование от ученых срочных публикаций в научных журналах, желательно индексируемых в зарубежных базах, таких как Web of science и Scopus. Проведение исследований, подготовка качественного материала для научной статьи, его перевод на английский язык желательно носителем языка, рассмотрение рукописи рецензентами, работа с редакцией журнала занимают очень много времени – не менее года. Поэтому в большинстве случаев для выполнения ежегодного плана по публикациям приходится быстро печататься в платных нерейтинговых журналах, где даже не всегда присутствует процедура рецензирования, а значит качество предоставляемых материалов довольно низкое.

Такая ситуация обуславливается наличием неких количественных показателей для оценки деятельности ученых, таких как индекс Хирша, количество цитируемости и прочие. Для победы в конкурсах на получение научных грантов в большой мере оцениваются именно количественные показатели по научным статьям, заявленные ученым-участником. Такая система оценки деятельности ученых толкает на написание большого количества статей в сжатые сроки, при этом страдает качество публикуемого материала.

 

4. Каких прорывных открытий в науке стоит ожидать в ближайшие 10 лет?

Сейчас большое распространение в социальной сфере имеют компьютерные технологии. Наибольшее количество патентов в прошлом году получено именно в этой отрасли. Поэтому я считаю, что именно здесь можно ожидать прорывных открытий. Эта отрасль действительно сейчас имеет большой потребительский и промышленный спрос.

 

5) Если бы представилась возможность задать любому ученому любой эпохи один вопрос, кто был бы этот ученый и что за вопрос?

Личных вопросов к ученым у меня не имеется, а касательно вопросов науки, то сейчас можно найти ответы на них, заглянув в книгу или в интернет.

 

6) Как вы относитесь к тому, что сегодня в школе обязаны заниматься исследовательской деятельностью уже с начальной школы?

Не думаю, что это хорошая идея. Не знаю, как сейчас обстоят дела с нагрузками на учеников в начальной школе, но в то время, когда учился я, они были колоссальные. Уже в начальных классах нам преподавали психологию, риторику, хореографию, танец, историю и прочее. В школе приходилось задерживаться до 3 часов дня, для 8-10 летнего ребенка это огромный стресс. Именно поэтому в первом классе мне пришлось бросить посещение секции по шахматам. Считаю, что в начальной школе у детей должны быть время и возможность попробовать себя в различных сферах деятельности — спортивной, творческой, научной и других, найти то, к чему у них будет предрасположенность и интерес.

 

7) Чем вы любите заниматься в свободное время?

В свободное время мне нравится играть блиц партии в шахматы, как правило, с контролем времени – три минуты на партию. Сейчас при наличии интернета довольно легко можно найти соперника в любой части мира в любое удобное для себя время. Также я два-три раза в неделю по вечерам играю в мини-футбол.