Культура, Новости

Кижи над реальностью Олега Семененко

В музее «Кижи» провели вечер памяти фотомастера Олега Семененко.

Олег Семененко. Фото Игоря Георгиевского
Олег Семененко. Фото Игоря Георгиевского

Олег Семененко, почти 13 лет проработавший штатным фотографом музея-заповедника «Кижи», называл фотокамеру инструментом, таким же, как топор в руках плотника, скальпель в руках хирурга. И этим инструментом он владел как настоящий мастер, профессионал. Семененко создал свои Кижи – Кижи над реальностью. Так называлась выставка, которую он показал в 2006 году в Петрозаводске, а до этого в Москве в зале Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Кижи снимали, снимают и будут снимать все, кто хотя бы раз побывал на острове с фотоаппаратом. Снимают любители-туристы,  архитекторы, профессиональные фотомастера. Не собираюсь расставлять фотохудожников по ранжиру, и отнюдь не из боязни кого-то обидеть, просто Кижи у каждого свои, каждый снимает то, что именно он видит. А смотреть и видеть – не одно и то же.

Что отличало Олега Семененко? Несмотря на то что Кижи были местом его работы, со всей ее рутиной, обязанностями, авралами, заданиями, он сохранил на остров взгляд художника. Об этом говорили на вечере памяти Олега Александровича Семененко в музее-заповеднике. Он ушел из жизни два года назад, в 2019-м ему бы исполнилось 70 лет.

На встречу пришли сотрудники музея, работавшие рядом с Олегом Семененко. Николай Шилов показал видеофильм, посвященный замечательному фотохудожнику. Пришли коллеги-фотомастера, известные в Карелии своими альбомами, книгами, выставками, в том числе и посвященными Кижам. Пришли издатели.

Участники встречи памяти Олега Семененко
Участники встречи памяти Олега Семененко
Слово о коллеге Игоря Георгиевского
Слово о коллеге Игоря Георгиевского
Олег Семененко за работой. Кадр ил видеофильма Николая Шилова
Олег Семененко за работой. Кадр ил видеофильма Николая Шилова

Своим главным нажитым богатством Олег Александрович считал метровую книжную полку, на которой стояли его альбомы и книги. Правда, сам он скромно в интервью газете «Кижи», которая много лет выходила в музее, говорил, что только две-три работы можно считать высокого уровня, а самым несчастным днем для него был день выхода очередного издания. И это при том, что авторские фотоальбомы Семененко «Карелия. Пятое время года» и «Карелия. Преображение камня» были признаны в Карелии лучшими книгами года в 2005-м и 2009-м.

Интересный факт из его биографии. После окончания Ленинградского горного  института по специальности «инженерная геодезия» Семененко по распределению приехал в Петрозаводск и с 1974-го по 1983-й работал в проектном институте «Карелгражданпроект» в отделе инженерных изысканий. Работа предполагала постоянные  командировки по Карелии, из которых он возвращался переполненным впечатлениями. Жена предложила ему купить фотоаппарат и снимать все на пленку. Так он и сделал, а когда отпечатал свои первые любительские снимки, понял одно: он профан и неуч. Об этом вспоминал спустя годы.

Смириться с этим Олег Семененко не мог. И пошел  учиться на отделение фотографии заочного Университета искусств в Москве. Ну а послевузовским образованием стало для него членство в фотоклубе «Полюс» во Дворце культуры и техники «Машиностроитель». Многие известные фотографы Карелии прошли школу «Полюса», выставки клуба становились событием в Петрозаводске, а на дискуссии и обсуждения приходили не только фотолюбители.

Это отступление к тому, что критичность в оценке своей работы были следствием не дурного характера или излишней скромности, а, судя по всему, стремлением к профессионализму. Именно поэтому, придя в фотографию случайно, случайным человеком в этом ремесле Семененко не стал. Но жизнь есть жизнь, ему приходилось работать и в периодических изданиях, где он быстро понял, что не фоторепортер — там требовался и другой склад характера, и книжным оформителем. Но всегда искал свою нишу, в которой  мог бы выразить себя с полной отдачей, рассказать о том, что хотел. И нашел.

Участники встречи в музее вспоминали, что Семененко мог часами ждать, когда лучи солнца упадут именно туда, куда ему нужно, и осветят храм или каплю росы, или седые валуны именно так, как ему нужно. Или же туман  скроет все лишнее, подняв над собой то, что нужно видеть и помнить. В этом смысле его фотографии можно назвать постановочными.

Вспоминали, что Олег Семененко очень редко снимал людей, если только требовались снимки с музейных праздников. Его как художника не интересовали люди, это, считал он, преходящая натура, а его интересовало вечное.

Деревенский летний пейзаж. Мошкара. Фото Олега Семененко
Деревенский летний пейзаж. Мошкара. Фото Олега Семененко
Дивный остров. Фото Олега Семененко
Дивный остров. Фото Олега Семененко
Осенний остров. Фото Олега Семененко
Осенний остров. Фото Олега Семененко

К встрече сотрудники музея подготовили небольшую выставку работ Олега Семененко, сделанных на острове. А потом разрешили гостям выбрать на память любую. Признаюсь, свою я присмотрела еще во время встречи: обычная проселочная дорога, каких немало в наших северных деревнях и по которой на острове Кижи я ходила раз десять, не меньше. По обочинам чуть припорошенная вечерним солнцем высохшая осенняя трава и поздние цветы. И впереди знаменитые кижские соборы, потерявшие под вечерним солнцем свою монументальность, но сохранившие сказочность. Этакое чудо дивное, на грани  той самой реальности.

Золотая осень в Кижах. Фото Олега Семененко
Золотая осень в Кижах. Фото Олега Семененко

Олег Семененко не был при жизни обижен вниманием: много раз устраивали его выставки, выходили книги, пришло признание, в том числе и за рубежом. В интервью газете «Кижи» признавался, что не ездил ни разу в отпуск за границу, даже в Турцию, где побывала уже, кажется, вся Россия. Но будет безумно счастлив, если в следующем году ему удастся побродить в отпуске с камерой в Воттоваре, по Кузовам, Паанаярви. 

А потом работать, как всегда, над новой книгой, это и будет счастье. Когда выйдет книга или альбом, опять досадовать —  получилось не совсем так, как хотелось.

И все-таки для меня Олег Александрович Семененко остается прежде всего кижским мастером. С его лучшими работами, посвященными Кижам, можно познакомиться на сайте музея-заповедника. Почему-то уверена, что вы обязательно захотите поехать туда снова, даже если не раз бывали. Хотя бы для того, чтобы увидеть, что же такое Кижи над реальностью по мнению мастера.

 

Фото Валентины Чаженгиной и с сайта музея-заповедника «Кижи»