Блоги, Олег Гальченко

Нажми на кнопку – получишь результат!

Источник: www.youtube.com
Источник: www.youtube.com

Беседа Олега Гальченко с гостьей из будущего Дашей Староверовой о поколении, живущем в соцсетях и гаджетах

«Многим просто одиноко, им через селфи хочется сообщить миру, что они существуют и хоть ненадолго почувствовать, что они интересны окружающим».

«По факту гаджеты действительно следят за нами. Приложения собирают информацию о пользователях, поисковые системы собирают информацию о запросах, которые ты вводишь, после чего на некоторых сайтах и выводится контекстная реклама».

«Сообщества очень помогают в знакомствах и сближении с другими людьми и дальнейшему завязыванию дружбы».

 

 

Несколько лет назад у меня была идея написать статью-исследование о том, как менялось отношение моих соотечественников к современным информационным технологиям на протяжении последних сорока лет, опираясь на тексты песен про роботов, компьютеры, Интернет, мобильную связь и всё такое прочее.

Однако, отслушав весь собранный музыкальный материал, я понял, что никак оно на самом деле не менялось – по крайней мере для моего поколения. Пафос всех песен, по сути, состоял в том, что компьютер – это, конечно, хорошо, но живую человеческую душу никакими микросхемами не заменишь. В главном хите моей студенческой юности у группы «Технология» прямо так и сказано: «Нажми на кнопку – получишь результат, и твоя мечта осуществится! Нажми на кнопку – чему же ты не рад? Тебе больше не к чему стремиться!». Вот такая смесь упоения своим могуществом и страха, что в фантастическом мире будущего для нас не найдётся места.

А ведь за это время выросло целое поколение, живущее в сетях и точно знающее, на какие именно кнопки надо нажимать для того, чтобы осуществлялись мечты. О том, каково это – с детства быть повелителями умных машин, мы сегодня и побеседуем с нашей гостьей из будущего Дашей Староверовой.

Поколение большого пальца

– Даша, в массовом сознании существует представление о вашем поколении как о странных людях, которые живут, уткнувшись в мониторы компьютеров и айфонов, не замечая, что происходит вокруг. Ещё мне попадалось такое определение: «поколение большого пальца» – якобы у ваших ровесников большой палец, которым принято набирать эсэмэски, натренирован по-особому. Насколько близко всё это к правде?

Дарья Староверова. Фото Владимира Григорьева
Дарья Староверова. Фото Владимира Григорьева

– Люди моего поколения и те, кто помладше, действительно проводят много времени, уткнувшись в смартфоны, планшеты и прочие гаджеты. Но мне кажется, что у более старшего поколения достаточно поверхностное представление о том, что можно делать при этом.

Самое распространенное мнение – молодёжь там с кем-то переписывается, лайки друг другу шлёт и всё такое.

Но на самом деле смартфон — это средство не только для общения, но и для самообразования, чтения  интересных материалов, книг, научных статей и т.п. Сложно привыкнуть к мысли, что с помощью смартфона у тебя в кармане может поместиться целый мир новых возможностей, но тем не менее это действительно так.

 

 

– Вероятно, компьютер для всех вас – это не чудо техники, а такой же банальный бытовой прибор, как холодильник, утюг или пылесос?

– Это не совсем так. В детстве вершиной моих мечтаний был простенький кнопочный телефон Motorola, который появился у меня классе в третьем-четвёртом. А свой персональный компьютер у меня появился дома только в пятом классе, благодаря ему я и стала исследовать просторы Интернета и прочие штуки. Так что я хорошо помню времена, когда компьютера у меня не было.

– Когда мне было десять лет, я считал большой удачей, что ближайший телефон находится в будке за углом! Ну а для того, чтобы увидеть настоящий компьютер хотя бы издали, наш класс водили на экскурсию в ПетрГУ. Разговоры о компьютеризации образования начались на волне очередной школьной реформы в середине 80-х годов, но на деле всё ограничивалось показушными телесюжетами, как ученики  элитных московских школ изучали информатику. У нас в 23-м интернате имелся кабинет информатики, но в нём лежали обычные калькуляторы, инструкцию к которым мы и зубрили на протяжении трёх лет. Как обстояло с уроками информатики у вас?

– У нас информатика началась со второго класса, но она отличалась от той информатики, которая преподавалась позднее, поскольку тогда мы уже работали непосредственно с компьютером и изучали разные программы, например, Word или Exel. И плюс к тому, когда я училась в 13-м лицее, у нас было что-то вроде кружка дополнительной информатики. И там мы работали в графических редакторах, учились сайтостроению и т.п.

– Вы помните, как открыли для себя интернет-пространство?

– Это произошло в стенах тогда ещё существовавшей библиотеки для слепых, где часто проводила время вся наша дворовая компания. И там как раз те из нас, у кого не было своих домашних компьютеров, регистрировались во «ВКонтакте», заводили свои первые интернет-переписки, учились искать картинки в Яндексе и многому другому. Причём, после того, как меня саму зарегистрировали во «ВКонтакте» и я стала его осваивать, все остальные, кто ещё не был зарегистрирован, видели меня интернет-гуру и просили помочь. Это было забавно и в какой-то степени приятно.

– Мама вам как-нибудь во всех этих делах помогала?

– Она знала ещё меньше, чем я. Вообще так получилось, что в доме роль главного эксперта по техническим вопросам досталась мне. Так что это я маму пользоваться компьютером учила, а также соседей – причем, успешно. Если у них телефон или ещё что-то ломается, они приносят и просят помочь разобраться. Если знаешь устройство прибора, то решить проблему не так уж и сложно. 

– А компьютерными играми никогда не увлекались?

– Нет, хотя немного поиграть могу. Как-то неловко признаваться, но мне нравятся стрелялки, где надо убивать зомби. Мне это не то, чтобы приятно, но помогает отдохнуть.

 

От новой модели гаджета мало меняется

– Что-нибудь, похожее на компьютерную зависимость, никогда не испытывали на себе? Помню, первые несколько месяцев после подключения к Интернету я у монитора круглые сутки просиживал, забыв обо всём на свете. Еда в рот не лезла, сходить в туалет было некогда. Пока не убедился в том, что компьютер не во всём умнее меня, не успокоился!

– У меня и до сих пор бывает такое, что я могу чуть ли не сутки не вылезать из гаджетов, но это связано, скорее, не с процессом освоения, а с чем-то таким, что привлекает моё внимание и никак не может отпустить. В прежние годы это могло быть общение с интересным собеседником, с которым у меня часовые пояса разные. Мы могли в чатах или во «ВКонтакте» сутками переписываться – и это было весело и интересно.

Всё-таки есть что-то удивительное в том, что ты у себя в Петрозаводске, дома, а человек сидит где-нибудь в Молдавии, и вы болтаете в режиме живого диалога. А сейчас, если и засиживаюсь, то только из-за того, что могу глубоко уйти в поиск информации.

– Помимо средства общения и образования, компьютер для ваших ровесников – это ещё и престижный аксессуар. Сколько раз уже по телевизору показывали, как после выпуска компанией Apple айфонов нового поколения толпы фанатов давятся в очередях по всему миру. Неужели это нормально?

– У меня нет подобной одержимости. Понятно, что все люди разные и среди них встречаются фанаты новой техники. Возможно, это связано со всё возрастающей ролью гаджетов в нашей повседневной жизни. Но если бы у меня были даже миллиарды, мне было бы безразлично, что за новая модель там вышла. Потому, что от модели к модели мало что меняется. Ну, может, камеру получше сделать или процессор помощнее… Но каких-то радикальных перемен – таких, чтобы захотеть схватить деньги и бежать в ближайший магазин, ещё пока не было.

 

О селфимании

– А как вам вся эта селфимания, когда ради эффектного снимка люди готовы рисковать жизнью и лезть хоть на крышу движущейся электрички, хоть в трансформаторную будку? А безумная тяга выставлять в Instagram любую деталь своей повседневной жизни вплоть до снимков каждой съеденной за обедом тарелки супа? Мне лично это всё не очень понятно, хотя с тех пор, как заработал закон о персональных данных, подобные люди мне стали казаться наименее подозрительными…

– У людей могут быть разные причины, зачем они это делают. Вполне возможно, что многим просто одиноко, и им хочется сообщить миру, вот таким образом, что они существуют и хоть ненадолго почувствовать, что они интересны окружающим. Некоторым хочется создать видимость того, что у них в жизни всё замечательно, всё хорошо, хотя на самом деле дела обстоят куда хуже. А хочется убедить окружающих и самого себя в том, что это не так.

– И попутно наловить комментариев типа: «Вот урод-то!»…

– Но с другой стороны, комментарии – это тоже признак внимания. Не будете же вы комментировать то, что вам неинтересно! Хотя бывает и так, что просто кто-то красиво накрыл на стол и захотел этим поделиться с окружающими.

– Не кажется ли вам, что мы всё больше погружаемся в страшноватый технократический мир, где не человек владеет и управляет машинами, а наоборот, где человек не может ни на секунду побыть наедине со своими мыслями?

– Я бы не сказала, будто сейчас машины управляют человеком. В будущем, как знать, может быть, власть и захватят роботы и будет как в «Терминаторе», но сейчас, по сути, за каждой машиной стоит человек. И машина – это всего лишь промежуточное звено между тем человеком, который управляет, и тем, кто, грубо говоря, находится в подчинении.

– По-моему, от этого не легче. Недаром же одна из самых популярных страшилок нашего времени – о том, что гаджеты следят за нами, даже находясь в выключенном состоянии…

– По факту гаджеты действительно следят за нами. Приложения собирают информацию о пользователях, поисковые системы собирают информацию о запросах, которые ты вводишь, после чего на некоторых сайтах и выводится контекстная реклама. Попросил один раз «носки с ёлочками» – и тебе везде начинают предлагать носки разных моделей. Так работает любая реклама и даже игры — особенно, если они требуют подключения к WI-FI–сетям или к мобильному Интернету.

– Представьте, какую рекламу мне предложили после того, как я поискал материалы о группах «Крематорий» и «Чёрный обелиск»… Не пугает вас такое положение дел?

– Немного пугает, что могут сделать с этой информацией люди, которые её собирают. А если бы я была человеком более значимым и известным, меня это тем более не могло бы не напрягать, ибо, когда ты играешь важную роль в общественной жизни, то нельзя себя подвергать такой опасности. Ну, а простой обыватель должен воспринимать это всего лишь как одно из новых обстоятельств своей жизни, особенно о нём не задумываясь.

– То есть компьютер для вас скорее друг, чем враг?

– Да, и надеюсь, что у нас это взаимно.

 

Антиплагиат за пару минут

– Одна знакомая, учившаяся на филфаке ещё в начале нулевых, все свои рефераты, курсовые и дипломные тупо сдирала из Интернета, даже не читая, а далёкие от виртуальных дел преподаватели ставили ей зачёты, не замечая подвоха. Так и получила свой диплом, особенно не напрягаясь. Сейчас такое, на ваш взгляд, возможно?

– На одном из предыдущих курсов, на котором я училась, бывало, что студенты могли содрать презентацию или тексты и выдать их за свои. Но сейчас это сложнее. И любой преподаватель, который хочет, чтобы студенты его чему-нибудь научились, может проверить работу на антиплагиат с помощью того же Интернета. Это делается за пару минут и сразу видно, что студент откуда взял и что с ним за это надо сделать.

Да и вообще в слепом копировании нет ничего хорошего. Если тебя интересует не просто получить «корку», а реальные знания и понимание, о чём будет твой реферат, тут уже просто так не получится. Нужно перекапывать, как минимум, несколько источников, перепроверять их, сравнивать данные – потому что иногда по одному и тому же вопросу могут публиковать разную информацию, учёные могут не сходиться в своих точках зрения. И как можно выдирать куски из двух разных статей, если в одной говориться об одной идее, а в другой эту идею опровергают?

– А еще какие-то студенческие хитрости, связанные с компьютером, вам известны?

– Честно говоря, даже не интересовалась ими. Мне нравится сам процесс учёбы, копание в информации. Но даже без поисков всяких хитростей и лайфхаков всё равно компьютер серьёзно упрощает жизнь. Поскольку проще искать какие-то статьи и материалы, когда пишешь научную работу, проще оформлять документацию, да и сам процесс выполнения работы заметно убыстряется. А дальше уже всё от тебя зависит. А преподаватели могут нам рекомендовать редкие книги и целые учебники в электронном виде, если знают, что они могут нам пригодиться и хотят помочь. Ведь если не все, то большую часть книг можно найти в электронном виде и воспользоваться ими.

– Тут есть, конечно, чему позавидовать. В 90-х, когда я писал свою диссертацию, иногда месяцами приходилось ждать, пока по межбиблиотечному абонементу пришлют какую-нибудь тонкую брошюрку с Урала, существующую в количестве 50 экземпляров. А правда, что когда нынешним студентам-филологам задают прочитать какие-то литературные произведения, они прежде всего ищут, нет ли одноименных фильмов на Youtubе?

– Я так иногда в школе делала, когда совсем не могла читать то, что нам задавали. До сих пор помню, как я мучилась в своё время с чтением «Грозы» Островского. Дело в том, что у меня в принципе плохо идёт дело с чтением пьес – они сложноваты для моего восприятия. Поэтому я просмотрела краткое содержание, анализ, более длинное краткое содержание и посмотрела экранизацию. И меня даже похвалили за мои ответы на уроках.

– Нет худа без добра – так можно приобщиться к шедеврам советского кинематографа. Главное – не пытаться изучать Булгакова по фильму «Иван Васильевич меняет профессию»… А вы вообще считаете, что владеете компьютером в совершенстве?

– Не сказала бы, что в совершенстве – мне ещё многому надо научиться, но считаю свой уровень достаточно приличным. Печатать вслепую, например, умею – этому я научилась, когда сдавала зачёты и сессию пару лет назад. То есть, может быть, я и раньше умела – только не замечала. А когда надо писать большие контрольные, а ты уже сутки не спал и глаза болят, зажмуриваешься и печатаешь – причём практически без ошибок.

 

Друзья по переписке

– Есть в этой области какие-то вещи, которые вам кажутся слишком сложными?

– Мне кажется сложным всё, что связано с языками программирования. Сложным и интересным. У меня, кстати, у самой было желание составить свою программу образовательного характера. Когда я работала репетитором по русскому языку, у моей подопечной третьеклассницы было довольно много проблем с падежами. И я всерьёз подумывала о программе, которая могла бы её проверять, чтобы вместе не мучиться. Потом, правда, необходимость отпала, и я так ничего и не написала.

– Зато вам приходилось вести группы в соцсетях. Наверное, это был интересный и полезный опыт?

– Пожалуй, да. Когда ты ведёшь группу, то учишься не только чисто техническим аспектам, типа того как сделать более удачное внешнее оформление, но и взаимодействию с аудиторией группы, поскольку люди могут оставлять комментарии, задавать вопросы и т.п. И если ты нацелен на расширение аудитории, то таким образом учишься и менеджменту. Сейчас я веду сообщество литературного объединения «СоНеТ», ещё несколько литературных сообществ и пабликов, посвящённых различным фильмам и мультфильмам.

– Чем замечателен Интернет, так это тем, что там каждый может найти себе что-то, близкое по интересам. Исключения не составляют даже самые экзотические увлечения. Скажем, кому сейчас нужны советские диафильмы? Уже целое поколение выросло, вообще не знающее, что это такое. А в сетях есть несколько ресурсов, где можно всё это приобрести и обсудить с единомышленниками…

Это действительно здорово. Было время, когда я подолгу просиживала в сообществах, посвящённых сериалам 60-70 годов, типа классического «Стартрека» или сериала «Агенты А.Н.К.Л.». Подобные сообщества очень помогают в знакомствах и сближении с другими людьми и дальнейшему завязыванию дружбы. Так, например, через мое увлечение аниме и зависание на сайте, посвященному фанфикам, у меня появились друзья по переписке, с которыми мы уже общаемся восемь лет.

– Что бы вы посоветовали представителям старшего поколения, которые хотели бы освоить компьютер, но не знают, как к нему подступиться?

– Самое главное тут, как мне кажется – не бояться нового и быть готовым чему-то научиться. Попытаться понять, попытаться разобраться. Сейчас есть много курсов – как платных, так и бесплатных. Как индивидуальных, так и групповых, где людям более старшего возраста объясняют, как пользоваться компьютером, от включения до копания в просторах Интернета. Если вы открыты для нового, у вас обязательно всё получится!